Подвиг летчика-истребителя Петра Мазепина в великолукском небе

Самый значимый результат нашей работы в поисковой экспедиции –
«Вахта Памяти» весной 2019 г. в Великолукском районе Псковской области

Проводя разведку места падения неизвестного самолета в районе, указанном одним из старожилов деревни Петрушино, на второй день работ было найдено место падения советского истребителя. По найденным в этот же день нескольким обломкам, пулеметным гильзам 7,62 мм и их
маркировке, сопоставив с рассказами местных жителей, удалось выстроить версию, что событие произошло в 1941 году, задолго до прихода немецких войск в этот район. В следующий день работ на этом месте были найдены характерные обломки, по которым удалось по приезде в Пензу
с помощью специалистов форума «Авиация» сайта «Тризна» установить тип самолета как Як-1. Что было совершенно неожиданным, так как на лето 1941 года на этом участке Западного фронта в составе ВВС совсем не было истребителей типа Як-1. Более того, при тщательном изучении привезенных с собой в Пензу интересных обломков на одном из них было обнаружено немецкое заводское клеймо и следы вмятин, очень похожие на удары лопастями винта. Получается, что наш истребитель совершил воздушный таран немецкого самолета и каким-то образом привез на себе доказательство в виде этого отрубленного обломка! При более тщательном изучении имеющихся архивных наработок из фондов ЦАМО РФ, доступной информации в интернете и ее анализе удалось установить, что в конце июня 1941 года из состава 6 АК ПВО МВО для прикрытия дальних подступов к Москве и перехвата самолетов-разведчиков противника были выделены 5 самолетов Як-1 с экипажами из 11 иап (истребительный авиационный полк. – прим. ред.), которые перелетели с аэродрома Кубинка на аэродром Великие Луки для несения боевого дежурства. Далее мы нашли сведения, что 2 июля 1941 года летчик из этой группы 5 самолетов Як-1 из 11 иап ПВО лейтенант Гошко Степан Семёнович вылетел на перехват немецкого разведчика Хе-111 и в результате воздушного боя нанес ему таранный удар по хвостовому оперению, чем вынудил немецкого летчика совершить экстренную посадку и попасть всему экипажу Хе-111 в плен. Сам лейтенант Гошко смог посадить свой поврежденный Як-1 на аэродроме в Великих Луках, едва не потерпев аварию. Это был первый таран летчиков 11 иап и первый в небе над великолукской землей. На следующий день, 3 июля 1941 года, находящийся в воздухе летчик 11 иап на самолете Як-1, младший лейтенант Мазепин Пётр Александрович заметил группу немецких бомбардировщиков Ю-88, летящих к городу Великие Луки, и смело атаковал их, сбив при этом один. Строй бомбардировщиков был нарушен, и они поспешили уйти назад, сбросив бомбы куда попало. Однако один Ю-88, видимо, решил прорваться к железнодорожной станции Великих Лук. Ему наперерез рванулся Як-1 младшего лейтенанта Мазепина П. А. Ю-88 ощетинился пулеметным огнем. Наш Як смело атаковал, но безрезультатно. Закончились пушечные снаряды, и, вероятно, заклинило пулемет (мы нашли 2 целых патрона в ленте). Летчик сам был ранен, но не вышел из боя и, выжав все из своего самолета, врезался винтом в хвостовую часть Ю-88 (вероятно, в этот момент и был отсечен лопастью винта и заброшен в воздухозаборник Як-1 осколок с клеймом).

Осколок с немецким клеймом

Самолеты, потеряв управление, стали беспорядочно падать. В какой-то момент наш летчик, вероятно, потеряв сознание при ударе, пришел в себя и сумел выхватить свой Як из пике и посадил на поляне в лесу, там, где мы и нашли это место и само доказательство тарана – маленький осколок с немецким клеймом. По сохранившимся воспоминаниям, летчик ушел сам с того места. Кабина осталась пуста. Самолет постепенно растаскивался местными и всякими по кусочкам… Но земля сохранила для нас самое ценное – следы подвига. Подвига, о котором почти ничего не известно. Шел 12-й день войны. По документам поисковых сайтов, наш Герой, летчик самолета Як-1, младший лейтенант Мазепин Пётр Александрович из 11 иап ПВО, умер на следующий день – 4 июля 1941 года в госпитале и похоронен в городе Великие Луки. Точное место не указано. Через 15 дней, 19 июля, немцы ворвались в город, два дня зверствовали особенно над ранеными в госпитале. Еще через 2 дня наши бойцы 48-й танковой дивизии п-ка Яковлева Дмитрия Яковлевича ночной атакой выбили немцев из города и хоронили всех убитых своих товарищей. И еще 34 дня обороняли его, нанося большие потери врагам, звавшим танкистов «шварце тойфель». О героической обороне города Великие Луки не снято кинофильмов…. Наши части покинули его 25 августа 1941 года только по приказу Ком.22 А ген. л-та Ершакова, когда немцы прорвали фронт 22 августа 1941 года. На стыке 22 и 29 армий и устремились на Торопец с целью окружения группировки наших войск 22А. В августовских боях 1941 года большие потери несли обе стороны. Много совершено неизвестных подвигов. Много погибло наших летчиков. Еще больше пропало без вести. «Не вернулся из вылета на боевое задание» – НВБЗ….
Наша задача – найти их следы, установить судьбы. Вернуть их из полета. Этим мы и занимаемся. Это трудная задача и не каждому по плечу.

Владимир Иванович Горбачев,
командир поискового отряда «Авиапоиск-Надежда»

Наш поисковый отряд, созданный на базе средней школы № 77 г. Пензы, занимается авиапоиском и установлением имен и су-деб погибших и пропавших без вести летчиков. Прошу всех, владеющих какой-либо информацией, касаемой этой темы, откликнуться на адрес: ул. Антонова, 27А, г. Пенза, 440072.
Владимир Иванович Горбачев, командир поискового отряда «Авиапоиск-Надежда»;
+7-927-287-15-14.

Поделиться ссылкой: