Проект «Всероссийский акселератор по промышленному туризму» в действии

Нашим предприятиям есть, что показать

Псковскую область 14-15 декабря в рамках работы акселератора по промышленному туризму посетили эксперты «Агентства стратегических инициатив» (АСИ). Дело это новое, непривычное, поэтому вначале немного общей информации.

Всероссийский проект

Проект «Всероссийский акселератор по промышленному туризму» реализуется при поддержке Минпромторга РФ. Инициатива стартовала в 2020 году, когда в 20 регионах страны была создана и внедрена «Методология развития промышленного туризма», которую разработало агентство бизнес-туризма MICE Market.

Идея понятна и проста: стимулировать развитие отечественной промышленности, в том числе и посредством туризма. Ведь часто на заводе или фабрике можно увидеть намного больше интересного, чем на каком-нибудь наикрутейшем развлекательном или тем более музейном объекте. Суперсовременные, как из фантастических фильмов, станки, оборудование, производственные процессы…

Предприятия России представили свои цели развития промышленного туризма. В отборочном этапе акселератора приняли участие 53 региона, а в обучающей программе – более 360 предприятий из всех федеральных округов страны. В том числе по Северо-Западному федеральному округу – 9 команд, 55 предприятий.

Наибольшее число заявок (25,9 %) поступило от предприятий пищевой промышленности, 12 % – машиностроения, 11 % – легкой промышленности.

«Все пилотные предприятия, участники акселератора, – настоящие исследователи, первооткрыватели нового направления в туризме. От того, как вы сейчас представите, покажете предприятия, будет зависеть, сформируется ли у россиян доверие к российским производителям, заинтересуется ли молодежь новыми промышленными технологиями, захотят ли туристы узнавать про историю предприятий и современные производственные процессы. Сегодня важно рассказывать не только о предприятиях, но прежде всего о тех, кто на них работает. О людях, которые реализуют масштабные проекты, грандиозные производства или создают уникальный бизнес», – рассказала директор инициатив по развитию туризма, экологии и климату АСИ Ольга Захарова.

Одна из основных целей акселератора – помочь регионам создать полноценный туристический продукт. Для этого и состоялся визит в Псковскую область экспертов инспекционного тура. Начали они, как и полагается, с промышленной столицы региона – Великих Лук.

Творческий подход

С утра путь гостей лежал на ООО «М-Конструктор». Власти города представляли заместитель главы Администрации города С.В. Степанова, председатель комитета экономики С.В. Бураченок.

Уже с самых первых шагов можно было убедиться в серьезности намерений предприятий. В том, что они реально стремятся представить себя наилучшим образом. Начать хотя бы с того, что гостей на «М-Конструкторе» встречал известный в городе писатель, редактор, журналист и музыкант Тимур Жемлиханов, в данном случае представлявший отдел маркетинга предприятия.

Сын члена Союза писателей СССР Энвера Жемлиханова говорил настолько ярко, эмоционально и убедительно, что остаться равнодушным к его рассказу было просто невозможно.

– Чтобы нам проще было понимать, что такое «М-Конструктор» давайте вспоминать детство и песочницу. В песочнице с чем играли? Что делали? – вовлекал собеседников в разговор Тимур.

– С песком. Делали куличики.

– Вот в принципе наше производство – это производство формочек для выпекания вот этих куличиков. Только более сложные технологии, и в качестве песка выступает уже бетонная смесь.

И как в том же самом детстве, вы, наверное, помните, сами по себе нас формочки не интересовали. Были интересны именно куличики, которые с помощью этих формочек получались. Поэтому и наши формы интересны нашим заказчикам, чтобы с их помощью они могли производить свое уже готовое оборудование.

Т.Э. Жемлиханов представил целую легенду-сказку о заводе:

– В некоторое царство в некоторое государство когда-то, не так давно, пришли реформы. На смену плановой экономике пришла рыночная, и в таких условиях переход был не очень комфортен…

Образно была представлена история, как рядовая в общем-то металлобаза постепенно превратилась в производство по выпуску металлоформ. Вплоть до подробного объяснения смысла и наполнения логотипа предприятия:

В итоге, как рассказал экскурсовод, сейчас «М-Конструктор» – это примерно 150 человек, 4 цеха площадью примерно 13 тыс. кв. м, это ежегодные инвестиции около 2-3 млн евро в производство:

– То, что мы сегодня увидим, это результат, который пройден заводом за 8 лет. Возможны какие-то территориальные недоработки, но, уверен, вы очень ско-ро не узнаете территорию, потому что она, как Москва, постоянно строится.

И, наконец, на десерт прозвучал стихотворный вариант производственного процесса, созданный для будущего мультфильма, готовящегося под целевую аудиторию школьников 8-9 классов:

В России есть город

Чуть больше, чем хутор,

Великие Луки,

А в нем «М-Конструктор».

Динамично растущая организация –

Строительной промышленности акселерация.

Производит оснастку, металлоформы,

Чтобы в стране продолжались реформы…

– Браво! – отреагировала на такой фейерверк креатива автор-разработчик методических рекомендаций по развитию промышленного туризма в регионах России «Агентства стратегических инициатив» Н.В. Кисельникова. – Такой презентации мы ни в одном регионе не видели!

Была достигнута договоренность, что готовый мультфильм обязательно нужно показать на самую широкую аудиторию и как пример креативного подхода к презентации завода, так и чтобы как можно больше людей узнали об «М-Конструкторе».

– Когда мультфильм сделаем, конечно, – заверил коммерческий директор компании А.В. Багнюк.

– Пришлите, мы о вас расскажем, – сказала Н.В. Кисельникова.

Успешное начало

Экскурсия по цехам проводилась с применением аудиогидов. То есть ведущий говорил в микрофон, а все экскурсанты могли слышать произносимый им текст с помощью специального приспособления. На всякий случай всем были выданы еще яркие жилеты и защитные каски – безопасность превыше всего!

Состоялся показ производственных мощностей, готовой продукции, оборудования… Не остался в стороне и кадровый вопрос, сотрудников «М-Конструктора» представляли прямо на рабочих местах.

Оценивая увиденное, Наталья Кисельникова констатировала:

– Вы – большие молодцы. Мало того, что развиваетесь, интересный бизнес, действительно уникальная продукция, так еще и взялись развивать промышленный туризм на своей территории, потому что, действительно, вам есть что показать. И с целью профориентации, и с целью создания имиджа и чтобы просто показать, какие технологии существуют в современном мире.

Очень мне понравилось, что вы и легенду придумали, и стихи, и маршрут у вас составлен. Что же касается конкретных предложений, то, может быть, логичнее было бы начать экскурсию с проектного офиса, то есть с проектирования, показать, откуда все рождается.

А.В. Багнюк отметил:

– Мы одни притянуть туристов из других городов и регионов точно не сможем, должен быть единый ряд предприятий и соответствующая инфраструктура. Это в совокупности работа предприятий и города. В Германии, в Италии есть такие туры промтуризма, там все это развито. И у нас необходима популяризация промышленности.

Эксперты в свою очередь заметили, что предприятию уже есть с чем работать, есть куда двигаться и есть над чем подумать в части интегрирования туристического продукта.

Коммерческий директор компании А.В. Багнюк отметил по итогам встречи:

– Эксперты акселератора по промышленному туризму дали высокую оценку проведенной нами работе. Экскурсия показала, что все проводится на высоком уровне, все соответствует рекомендациям, которые давались. И мы уже можем говорить не только о том, что будем водить по маршруту школьников, которые и сейчас к нам приходят, но и популяризировать промышленный туризм для взрослой аудитории.

Надежно и современно

Следующим адресом стало ООО «Велмаш-С» (генеральный директор С.Н. Сергиенков). Сегодня это – один из лидеров нашей промышленности.

История же предприятия началась 77 лет назад. Завод развивался от производства оборудования для добычи и переработки торфа до выпуска современной мобильной грузоподъемной техники. От механических мастерских – до ведущего российского производителя гидроманипуляторов лесного хозяйства.

С 2014 года завод входит в состав известной австрийской компании PALFINGER. Пред-

приятие сосредоточено на трех основных оптовых линейках – это манипуляторы для леса и лома, крюковые погрузчики, автогидроподъемники. Плюс различное дополнительное оборудование.

От просмотра проморолика путь гостей снова лежал непосредственно по цехам. А так как «Велмаш» – предприятие полного цикла, то есть выпускает все, от листов металла до готовой к эксплуатации техники, то просмотр получился по-настоящему захватывающим.

Эмоциональности и литературного слога Тимура Жемлиханова здесь не было. Но предприятие выкладывало не менее весомые козыри. Чего стоила хотя бы демонстрация работы манипулятора на полигоне, занятие на тренажере с выставлением параметров работы…

А в группе производственного планирования можно было услышать, что все пожелания клиентов идут через них:

– У нас подход к централизованному планированию и управлению через менеджеров, высококвалифицированных мастеров, которые нацелены именно на улучшение процесса. То есть это связующее звено между продажами и производством, руководитель процесса на участке.

Завершением встречи на «Велмаше» стал символический сбор пазла с понятиями

«предприимчивость», «обучение», «уважение», «люди». С четким слоганом «Мы ценим людей, люди создают ценность». Этот пазл – символ единства и целостности предприятия. Было четко озвучено, что на заводе делается все, чтобы каждый сотрудник чувствовал свою ценность и необходимость.

Для закрепления увиденного организаторы провели небольшую викторину, где нужно было узнать по обозначенным критериям конкретные рабочие или инженерные специальности. А потом взять цветные стикеры и выделить ту специальность, которая понравилась в ходе просмотра больше всего.

Вроде бы детская игра. Несолидно для взрослых-то. Но взрослые себя уязвленными вовсе не чувствовали и с удовольствием закрепляли полученный в ходе экскурсии материал.

Делают жизнь ярче

Третьим пунктом посещения экспертов оказалось ЗАО «ЗЭТО» (генеральный директор Д.В. Мунштуков). И даже несмотря на то, что на момент начала экскурсии на «ЗЭТО» эксперты находились на ногах уже практически семь часов к ряду, завод электротехнического оборудования достойно справился с непростым испытанием и заинтересовал гостей. Постепенно, от обрабатывающих и сборочных цехов до испытательных установок, и усталость гостей как рукой сняло. Все выглядело настолько мощно и солидно, что о времени, потраченном на осмотр, не пожалел никто. И это притом, что многочасовая экскурсия завершилась словами: «И половины не обошли!»

Заместитель главы Администрации города С.В. Степанова поинтересовалась:

– Дети к вам на завод приходят? Насколько часто?

– В неделю один – два раза. В основном старшеклассники, – ответили представители «ЗЭТО».

Н.В. Кисельникова пояснила пути улучшения экскурсионного продукта:

– У нас нет задачи обойти все. Чтобы не пройти все производство, и только потом восхититься увиденным, а чтобы сразу понять масштаб и заинтересоваться. Можно взять всего 8-10 точек. Взять самое яркое, самое интересное. Чтобы был постоянный «вау-эффект»: вот это производство! Потому что у вас потрясающее предприятие!

В целом автор-разработчик методических рекомендаций по развитию промышленного туризма в регионах России «Агентства стратегических инициатив» Наталья Кисельникова высоко оценила уровень и туристический потенциал «ЗЭТО»:

– Заключением экскурсии должна быть мысль: как нам всем повезло сегодня попасть сюда и увидеть то, что обычно люди не видят. Свою значимость все время надо подчеркивать. Производственная экскурсия может решить много задач, и надо эту возможность максимально использовать.

Инициатива шагает по стране. Промышленный туризм развивается. Вы знаете, что сейчас у нас всероссийский акселератор по промышленному туризму практически заканчивает свою работу.

У нас было отобрано 30 регионов, в том числе Псковская область. Все регионы очень достойно представлены. Сейчас мы с группой экспертов инспектируем производственные экскурсии на предприятиях. Вот сейчас в Великих Луках посетили три очень интересных производства «М-Конструктор», «Велмаш» и «ЗЭТО».

Хочу сказать, чувствуется, что все подготовлены, все слушали лекции акселератора, где выступали очень хорошие, известные спикеры. Были рассмотрены, например, вопросы по стратегии развития региона в плане промышленного туризма, по проектированию производственной экскурсии от и до, полностью, и сейчас как раз формирование туров заканчивается.

Вижу, что участники, великолукские предприятия все слышали и уже благодаря нашим лекциям создали проекты. Тут и «М-Конструктор» в стихах, и «Велмаш», который через молодых специалистов показал завод, и вот сейчас такое глобальное производство, как «ЗЭТО». Думаем, перспективы на данный момент у Псковской области большие, тем более у вас хорошая логистика, и мы уже будем думать с командой, как формировать

у вас тур по промышленному туризму.

Подвели итоги

Вечером состоялся отъезд инспекторской группы в Псков.

На следующий день они посетили ООО «Полипласт», СПСК «КИПРЕЙ».

Затем состоялся круглый стол с участием представителей Комитета по туризму Псковской области, Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области. Было подтверждено, что инициатива акселератора нужна предприятиям регионов и будет востребована.

А. КАНАВЩИКОВ

Фото автора, и Е. Николаенкова

Поделиться ссылкой: