Русский солдат с позывным Чойбалсан

А.Н. Додонов

В понедельник, 19 сентября, Великие Луки прощались с Александром Николаевичем Додоновым. Это – сын бывшего заместителя главного редактора газет «Великолукская правда» и «Великолукская правда Новости» А.В. Додоновой, скандальный оппозиционный псковский политик и издатель не менее скандальной и оппозиционной газеты «Псковская колокольня». Состоял в запрещенной сейчас Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова и партии «Другая Россия Э.В. Лимонова».

Как и его мать-журналиста, а также отца, военного, офицера-ракетчика, Александра Николаевича всегда отличало обостренное чувство справедливости. Он никогда не выбирал легких путей, никогда не старался быть «удобным», говорил в глаза то, что думал, и был легок и на слово, и на дело, и на подъем.

Никого по большому счету не удивило, что с началом войны в Донбассе А.Н. Додонов оказался там. А 9 сентября 2022-го в возрасте 47 лет он погиб под Авдеевкой на растяжке. В Донбассе бойца интербригады «Пятнашка» знали под позывным Чойбалсан.

Интервью «Би-Би-Си»

О том, что вчерашний оппозиционер Додонов воюет в Донбассе, жителям Псковской области стало известно в 2015 году достаточно неожиданным образом. Русская служба «Би-Би-Си» опубликовала интервью с неким ополченцем Чойбалсаном, в котором по фото успешно был опознан Александр Додонов.

Михаил, Антонина Васильевна, Александр Додоновы

Сообщалось, что на войну он прибыл еще в прошлом, то есть 2014-м, году. По его словам, добраться до Донбасса и вступить в ряды ополченцев – это «технология банальная и не захватывающая». Просто приезжаешь в Ростов, оттуда до границы на автобусе или маршрутке, вполне официально по своим документам въезжаешь в самопровозглашенные Луганскую или Донецкую народные республики, а затем обращаешься в военкомат или военную часть.

«Я в первый свой приезд обучился на оператора пусковой переносной зенитно-ракетной установки, комплекс ПЗРК «Игла». Я был в расчете противовоздушной обороны, часть бригады мотострелков Луганской народной милиции. А потом через некоторое время я попал в артиллерию. Стал наводчиком на самоходной гаубице «Гвоздика» 122-миллиметровой», – цитировал Чойбалсана журналист ВВС.

«Сначала мы сдерживали давление противоборствующей стороны на станицу Луганская, а уж потом нас перебросили через неделю под Дебальцево, и мы уже активно участвовали в дебальцевских боях. Артиллерия в атаку не ходит, понятно. Наша батарея сводная была одна из самых активных батарей, командование нас все время хвалило».

Как и другие опрошенные россияне, собеседник «Би-Би-Си» отрицал участие российских регулярных войск в конфликте. «Вы полагаете, что на территорию Луганской республики перебрасывались военные подразделения? Я не встречал на территории ЛНР, во всяком случае, в период дебальцевской операции, ни одного официального подразделения, которое бы состояло исключительно из россиян», – сказал он.

Также Чойбалсан сказал, что ехать воевать в Донбасс ради денег не имеет никакого смысла. Официальная зарплата у него была – 360 долларов в месяц. «Это не мотивация. В Москве можно больше заработать». Отправиться на войну его подвигло желание помочь «своим». «Нашей войной» этот конфликт сделал «русский вопрос».

Н.А. Додонов

«Я там, где обижают русских. Мне было интересно посмотреть и поучаствовать – помочь своим людям, своему народу». «Я не классический «ватник», как это называется на просторах интернета. Я люблю свою Родину, но я не считаю, что любовь к Родине должна всегда выражаться автоматом».

Слова прощания

И вот сейчас скупые строки информсообщений: «Сегодня днем при выполнении боевого задания погиб боец интербригады «Пятнашка» Александр Додонов…

В 2014 году Александр поехал добровольцем в Донбасс, несколько лет воевал в обеих народных республиках, затем вернулся в Россию. С июля 2022-го воевал в составе «Пятнашки» сначала в минометном расчете, затем мотострелком…

Ты был хорошим товарищем, прожил достойную жизнь. Не боялся смерти и принял лучшую из возможных для нацбола – смерть в бою с врагом. Мы будем помнить тебя, Маршал Чойбалсан».

«Саша Додонов появился на свет с обостренным чувством смешного и врожденным ощущением того, что мир безумен. В нем всегда было что-то от Хармса. Свои сорок семь лет он отшагал по миру, каждый шаг от мира немного отстраняясь, рассматривая мир как причудливый, странный и несколько чужеродный объект, – пишет секретарь политсовета партии Александр Аверин. – Мой друг Саша Додонов был фаталистом. Не грустите о его смерти, потому что о своей смерти никогда бы не грустил он сам».

«Когда приехал в Донецк в августе, среди встречавших меня партийцев оказался старый приятель – Саша Додонов, он же Маршал Чойбалсан, из города Великие Луки. И первым делом после жаркого дня поехали мы купаться на 2-й городской ставок, – вспоминает координатор партии и редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев. – Пока ныряли и плескались в воде, Саша стоял на мостках, о чем-то думал и улыбался. «Что, товарищ Чойбалсан, значит, правда монголы не плавают?» – спросил я его. «Никогда», – ответил он. И мы поржали, вспомнив рассказ, как советские военные врачи мыли тетю маршала перед операцией – к ее ужасу, поскольку она ранее никогда этого не делала. Вот так и останется он в моей памяти на мостках, в немного потрепанном камуфляже со своей ироничной и доброй улыбкой…».

Народ – солдат

Когда улеглась первая боль от утраты, встретились с отцом, Николаем Александровичем Додоновым, и братом Александра Михаилом. Николай Александрович больше молчит, однако военная закалка побеждает, его слова звучат твердо, по-командирски, как полагается выпускнику Военно-инженерной академии имени Ф.Э. Дзержинского:

– Для меня он – русский солдат Александр Додонов. Так я эту ситуацию вижу.

Родился Саша в 1975 году, 8 февраля. Кстати, в этот же день на календаре значилось, что празднуется еще и день рождения монгольского маршала Хорлоогийна Чойбалсана.

Михаил: – Он себе такой позывной позже и выбрал.

Н.А. Додонов: – Родился Саша в городе Алейске Алтайского края. Мы как раз с Антониной Васильевной поженились, уехали туда.

– Каким он рос?

– В детстве любил читать об истории России. Читал про Кутузова, Суворова… У меня и мемуарной литературы советских военачальников было много, и других патриотических книг.

Потом мы переехали по месту моей службы в Остров Псковской области. Готовились жить в Великих Луках. Антонина Васильевна – великолучанка. У меня уже в Великих Луках жили брат, который приехал по окончании работы на Севере, сестра Лидия… До этого в отпуск сюда приезжал, родители тоже жили в Великих Луках.

А.Н. Додонов.
Фото из самых последних

Саша пошел в школу № 11. Окончил 9 классов, поступил в железнодорожный техникум. В какой-то степени это решение было связано с тем, что мой старший брат Борис, его дядя, в свое время окончил этот техникум.

А когда Саша окончил техникум, это был уже 1994 год. На дворе вовсю бушевали бурные политические события. Страна становилась другой, люди…

Вольно или невольно, под влиянием Антонины Васильевны сын приобщался к журналистике. Предложили ехать работать в Калининград, но не захотел разлучаться с семьей, поскольку в Великих Луках жили все – и бабушка, и дедушка, и все друзья. Не захотел их бросать в то неопределенное время, когда из танков расстреливался собственный парламент, а в Чечне вспыхнула война.

– Как созревали его взгляды на жизнь?

– Он был два срока помощником депутата Госдумы В. Никитина. Примыкал к «Патриотам России». Время выбирало тогда таких молодых людей, которые занимали активную жизненную позицию, остро переживали распад Советского Союза. Вступил тогда в члены компартии.

Чтобы быть в гуще происходящего, переехал в Псков на жительство. Многие еще помнят, как он со своим другом Арменом Бениаминовым водружал красное знамя на здании Администрации в Пскове. Также в какой-то степени ассистировал Армену, когда тот в Москве поднял красное знамя над Думой.

– Не было страшно за Александра? По-родительски?

– Было. Но что возразишь? Сказать «промолчи», «отступись»? Никто в нашей семье за чужими спинами от проблем не прятался.

Из родственников если вспоминать, то мой дед по материнской линии служил драгуном и сложил голову в Брусиловском прорыве. Мой брат воевал на Халхин-Голе, за храбрость ему присвоили звание лейтенанта. Отец супруги, Василий Иванович Рогозов, от начала и до победы над Японией всю войну прошел.

В этом смысле Саша в полной мере впитал в себя ощущение нашей общей солдатской доли. Он в числе первых почувствовал, что сейчас весь наш народ становится солдатом. В том смысле, что надо защитить Россию-матушку от нашествия Запада, отстоять свои национальность, православие, свою культуру, самобытность. Не только территорию отстоять, но прежде – душу народную.

Мы сейчас являемся свидетелями этого глобального поворота. Сын – убежденный государственник, он отлично понимал, что сейчас весь народ должен стать солдатом. И он не посрамил нашу семью, потому что воспитывался на образах Матросова и наших семейных героях. Когда пошел в журналистику, то одна из первых его статей, зрелая, умная статья, была именно о ветеране Великой Отечественной.

В поисках истины

– Николай Александрович, но ведь все-таки можно было не ехать. Почему Саша поехал?

– Для него нельзя было не ехать. Когда начались события 2014 года в Донбассе, то Саша в поисках истины туда поехал. Он, вообще-то, диабетик, по этой причине в Российскую армию его не взяли.

А там, по прибытии, он занял должность заместителя командира батальона по тыловому снабжению. Было ему присвоено звание лейтенанта.

– Как общались с семьей?

– Созванивались с ним по субботам. Позвонил – значит, жив, здоров. Много не говорили. «Как у вас дела?» – спросит. «Когда в следующий раз позвонишь?» – «В следующую субботу».

Жизнь шла своим чередом. Взгляды его формировались и укреплялись под воздействием текущей политической борьбы в России. Семейные и личные дела отошли в эти годы на второй план.

Когда Антонина Васильевна была депутатом областного Собрания, она поедет на сессию, обязательно с Сашей встречалась. В Пскове у него была куплена комната в общежитии. Потом он приезжал, навещал нас в Великих Луках. Когда вернулся из ЛНР в декабре 2019 года, это было связано с состоянием здоровья.

О себе слишком не распространялся. Поддерживал связи с однопартийцами, с боевыми товарищами, но нас не держал в курсе. С началом специальной военной операции снова не смог остаться в стороне.

А здесь у него уже была должность заместителя командира взвода. Уже не офицерская должность. Донецк обстреливали, бомбили… Но он был рад любой возможности помочь людям, защитить их.

Он как выбрал себе такую судьбу, то менять ничего по своим убеждениям и складу характера не собирался. Здоровье было не богатырским. Жара, воды мало… Но никогда не жаловался. Сначала общее дело, потом личные вопросы.

О гибели сообщили 10 сентября. Тело доставили сначала в Ростов-на-Дону, потом в Псков, оттуда в Великие Луки.

Оплакал дождь

– Похороны были торжественными, – говорит Н.А. Додонов. – Администрация города, военный комиссариат приняли активное участие. Даже был выделен оркестр из Пскова, воинский салют давали. И однопартийцы его приехали из Москвы, Петербурга, Пскова…

В Вознесенском соборе отпевали. Народу было достаточно много, цветов. Гроб – открытый. На голове видел следы ранений.

Много было сказано о Саше неизвестного для меня. Оказывается, в Москве его отговаривали ехать в Донбасс, но он был тверд и неумолим. Попробуй его отговори…

Образ жизни он вел, можно сказать, спартанский. И главная моя мысль постоянно звучит: солдатский долг он выполнил до конца. Он жил для своей Родины. Жил не для себя и своих удовольствий, а для Родины. Так просто…

Погода в день прощания была, с одной стороны, пасмурная. Дождь. Но небеса дождем омыли землю, и во вторник уже снова выглянуло солнце.

Вот так сложилась Сашина судьба. Могла ли она сложиться иначе? Не знаю. Главное, считаю, что жил достойно. По-солдатски.

А. КАНАВЩИКОВ

Поделиться ссылкой: