С начала массовой вакцинации от COVID прошло полгода, а споры «прививаться – не прививаться» не утихают. Они порождают страхи, которые не дают людям решиться на вакцинацию. Попробуем их развеять.
Ответить на самые распространенные аргументы антипрививочников «РГ» попросила врачей-клиницистов: главврача Иркутской областной инфекционной больницы Владимира Хабудаева и его заместителя по медчасти Инессу Борищук.
Если б мы знали!
Среди противников прививок очень много заявлений: вот такой-то привился и заболел. Не работает вакцина.
Владимир Хабудаев: Вывод некорректен. Во-первых, прививка вовсе не гарантирует, что вы не заболеете. Она защищает от тяжелых форм, от летальных исходов, которых COVID дает немалое количество. Кто-то вообще не заболевает.
Могу вам себя в пример привести: две недели назад я был вынужден уйти на самоизоляцию, потому что провел полтора часа буквально нос в нос с заболевшим. Вчера пришел отрицательный ПЦР. Конечно, антипрививочники скажут, что все это пропаганда, и мне заплатили. Но мне важнее, что я в строю. И что привитые люди перенесут ковид относительно легко и не окажутся у нас.
Но вообще-то никакая вакцина не защищает на 100%.
Владимир Хабудаев: Конечно! Мы видим детей с коклюшем и дифтерией, привитых АКДС, бы-вают корь и скарлатина. Но заболевание протекает в легкой форме. И в инструкциях об этом черным по белому написано. Кстати, примерно 15 процентов получивших прививку не вырабатывают антител. Отсутствие иммунного ответа обычно связывают с иммунодефицитом.
Инесса Борищук: Пока нет достаточной статистики, сколько привитых заболело. Но могу сказать, опираясь на собственные наблюдения: их единицы.
Зато тех, кто «откладывал на потом, думал, сомневался», полные палаты и реанимации. Спрашиваю их: «Почему не прививались?» Ответ классический: «Если б мы знали!».
А чего, дорогие мои, вы не знали? Что ковид существует? Что люди болеют, и тяжело, что много смертей. Невыносимо смотреть на тех, кто потерял близких. Думали, обойдется. Не обошлось. И с этим жить? Знать, что ты мог уберечь родного человека и не уберег?
Момент истины
Может вакцина спровоцировать болезнь? В соцсетях пи-шут: заболели через три дня после второго компонента.
Инесса Борищук: Если клинические проявления начались на третий день после вакцинации, значит, инфицирование произошло раньше, то есть между первой и второй дозой.
А иммунитет формируется лишь спустя 45 дней после введения первого компонента. И в этот период человек все еще уязвим. И должен помнить о мерах безопасности – носить маску в людных местах, мыть руки. Но многие считают: если они «укололись», то все! Все ограничения сняты. Это не так.
Плюс после прививки – любой! – некоторое время требуется соблюдать щадящий режим. Избе-гать стресса, исключить прием лекарств, подавляющих иммунитет. Исключить перегрузки. Речь не только об изнурительных тренировках или тяжелой физической работе. Жаркая баня или сауна, купание в ледяной воде, обильная трапеза с возлияниями и танцы до утра – это тоже перегрузка.
Второй раз страшнее
Многие считают, что у них хороший иммунитет и они не заболеют. А значит, нет смысла прививаться.
Инесса Борищук: А кто и как измерял этот иммунитет? Пони-маете, есть эволюционный механизм, и смысл его в том, что выживает и оставляет потомство сильнейший. Что было раньше? Высокая рождаемость и высокая смертность. Из ста заболевших оспой выживал один – вот у него иммунитет.
Но человечество сумело обойти главный закон природы. У нас есть вакцины, есть антибиотики. Но вокруг нас огромное количество людей с низким иммунитетом. И в этой ситуации надеяться на свой организм по меньшей мере наивно.
Еще один довод против прививки – первый раз переболел бессимптомно или очень легко, поэтому и во второй будет то же самое.
Владимир Хабудаев: Если человек переболел легко, это, на самом деле, ничего не говорит о состоянии его здоровья. Скорее всего, просто была маленькая доза вируса, и организм справился. Не факт, что во второй раз повезет также.
Мы наблюдаем совершенно иную картину: люди, заболевающие повторно, переносят болезнь очень тяжело, есть и летальные случаи. Вот вам свежий пример. Наша Татьяна Павловна (врач инфекционки – авт.) в первый раз болезни почти не заметила. В ноябре прошлого года получила положительный тест, ушла на самоизоляцию, но при этом чувствовала себя нормально – машину дров переколола. Такая вот крепкая женщина, ни разу в жизни больничный не брала. А во второй раз мы ее чуть не потеряли – тяжелое течение, реанимация. Поэтому лучше не рисковать.
Нет лекарства от ковида
Но ведь есть лекарства! Многие на них очень надеются – принял таблетку, и все пройдет.
Инесса Борищук: Действительно, арсенал антибиотиков очень серьезен. Но вирусы – это другое. И у нас крайне мало препаратов прямого противовирусного действия. Надо об этом помнить.
Владимир Хабудаев: Еще нужно помнить, что нам очень мало известно об отдаленных по-следствиях коронавируса. То, что мы наблюдаем, внушает тревогу.
Можно ли считать альтернативой прививке укрепление неспецифического иммунитета?
Инесса Борищук: Думать о том, что ты ешь и пьешь, сколько спишь и чем дышишь, безусловно, полезно и правильно. Закаливание и спорт – тоже очень нужные вещи. Но если человек за всю жизнь ни разу не болел простудой и гриппом, это совсем не значит, что он не заболеет коронавирусом. И сегодня, когда у нас есть вакцина, не воспользоваться этим шансом глупо.
Если человек ни разу не болел простудой, это не значит, что его минует ковид. Врачи объяснили, почему даже с сильным иммунитетом надо прививаться
Владимир Хабудаев: Коронавирус – это не болезнь слабого иммунитета, скорее наоборот: сильный иммунный ответ обусловливает тяжелое течение заболевания. Иммунная система убивает вирус, но вместе с ним и весь организм.
О бесплодии и пандемии
Пожалуй, самый распространенный аргумент против прививки – вакцина от ковида появилась в рекордно короткие сроки, она не изучена, могут быть тяжелые последствия.
Владимир Хабудаев: Знаете, семь лет назад, когда появилась вакцина от Эболы, тоже были такие разговоры. Ее, кстати, сделали в России за те же полтора года. И благодаря этой вакцине и противоэпидемическим мероприятиям вспышка Эболы была локализована.
Говорят, вакцина от ковида может вызывать бесплодие.
Инесса Борищук: На самом деле прививка как раз помогает сохранить репродуктивную функцию. Коронавирус поражает все органы, не только легкие. До-бавьте сюда побочные эффекты от лекарственных препаратов – многие обладают тератогенными свойствами.
Этот вопрос, безусловно, нуждается в изучении, но очевидно, что прививка позволяет избежать таких рисков.
А как быть с беременностью? Меня уже несколько раз спрашивали: «Что делать? Сделала прививку и узнала, что в положении?»
Инесса Борищук: Вообще-то наступление беременности в наше время – это управляемый процесс. И логика разумного человека должна быть такая: вакцинация при беременности не показана, значит, нужно сделать прививку заранее. Но на практике картина, конечно, иная. К контрацепции у людей отношение тоже неоднозначное.
Владимир Хабудаев: К прививке существуют абсолютные противопоказания – их перечень есть в инструкции. Это тяжелые аллергические реакции и непереносимость компонентов вакцины. Есть относительные противопоказания. Беременность – относительное. Тут надо смотреть на соотношение риск – польза.
А людям пожилым и тем, кто страдает тяжелыми хроническими заболеваниями, прививка не нанесет вреда?
Владимир Хабудаев: Группам риска надо прививаться в первую очередь. В рекомендациях об этом совершенно четко написано.
Еще говорят, что во время пика эпидемии вакцинацию нельзя проводить.
Владимир Хабудаев: Есть вакцинация рутинная, а есть экстренная. Спорить, что лучше и правильнее, бессмысленно – у нас сегодня просто нет выбора.
Пока мы не достигнем иммунной прослойки в 80 процентов, ковид будет накрывать нас своими волнами. За индийским штаммом появится еще какой-нибудь. Единственный шанс остановить эпидемию – массовая вакцинация. Я бы, если честно, сейчас поголовно всех прививал. Потом будет достаточно ревакцинации раз в год.
Но вирус мутирует. Будет ли эффективна вакцина для но-вых штаммов?
Владимир Хабудаев: Скорее всего, ситуация будет такая же, как с вакциной от гриппа. Как только регистрируются первые случаи заболевания, биоматериал сразу же идет в Институт гриппа, где ученые определяют, какой из штаммов активен нынче. И разрабатывают соответствующую вакцину.
Услышьте нас, пожалуйста!
Инесса Борищук, заместитель главного врача по медицинской части Иркутской об-ластной инфекционной больницы:
– Точку в этой бессмысленной дискуссии – делать прививку или нет – как правило ставит больничная койка. На ней рано или поздно оказывается «диванный эксперт».
Есть еще вариант трагического исхода: это выдача свидетельства о смерти кого-то из родных или близких, кого противник вакцинации отговорил от прививки. Понимаете, это очень страшно: смотреть, как пациенты уходят, и понимать, что ты ничего не можешь сделать.
Я врач и верю в науку, медицину. У нас сегодня есть возможность предупредить болезнь, которая унесла множество жизней. И я не хочу больше терять людей, которые могли бы еще жить, любить, творить, растить детей, нянчить внуков. К чему спорить? Нам доступны современные медицинские технологии. Осталось победить мракобесие в головах.
rg.ru