…Дом ветеранов сцены имени М.Г. Савиной. Здесь закончился земной путь артистов Великолукского драматического театра: заслуженной артистки России Е.И. Цветковой, О.Н. Чепеги, В.В. Юркевича и Калерии Васильевны Светловой. Редкая программа нашего театра за 1947–1972 годы обходилась без ее фамилии: «Кремлевские куранты», «Мещане», «Васса Железнова», «Без вины виноватые», «Лес», «Бесприданница», «Мораль пани Дульской», «Недоросль». Город Меленки Владимирской губернии – тут прошло детство Калерии. Отец, учитель начальной школы, привил дочери любовь к литературе, книгам. Девочка зачитывалась творениями Пушкина, Гоголя, Л. Толстого, А.Н. Островского. Через несколько лет семья переезжает в город Скопин Рязанской губернии, где девочка начинает учиться в женской гимназии, а в 1920 году семья Калерии оказывается в Бийске на Алтае, где ее отец Василий Залипаев возглавил школу-интернат.
Тут была постоянная театральная труппа, и семнадцатилетняя ученица не пропускала практически ни одного спектакля и мечтала стать актрисой. В школе организовывали драмкружок, активной участницей которого стала Калерия Залипаева. На репетициях драмкружка часто появлялся режиссер Бийского театра Борский. На склоне лет актриса вспоминала:
– Мы, кружковцы, сыграли мелодраму прочно сейчас забытого драматурга Анатолия Александрова. Я играла роль купеческой дочери, насильно выданной замуж за нелюбимого человека. Тогда Борский и пригласил меня в театр.
Пришлось убеждать отца, что актриса своей игрой сеет в сердца зрителей «вечное, умное, доброе». И он уступил, хотя мечтал, что я продолжу семейную традицию, стану педагогом.
Поскольку в 20-е годы минувшего века были широко распространены театральные псевдонимы, то стала начинающая актриса Светловой. Фамилия оказалась говорящей: в Бийске она сыграла трогательную чистую Луизу («Коварство и любовь» Ф. Шиллера) и Наденьку («Враги» М. Горького).
В 1928 году Калерию Васильевну приглашают в Саратовский театр имени Карла Маркса, который славился своими традициями и по праву считался одним из лучших театров страны. На его сцене играли такие выдающиеся русские артисты, как Н.Н. Синельников, М.А. Ростовцев, Л.Ф. Лазарев, И.А. Слонов, С.М. Муратов, П.А. Карганов… У таких мастеров многому можно было научиться! До Саратова служила Светлова и в других театрах Куйбышева (Самары), Горького (Нижнего Новгорода), Одессы…
Началась Великая Отечественная война. В составе бригады Саратовского театра в 1942 году выезжает на Карельский фронт, выступает перед бойцами в районе Мурманска, 1943 г. – Воронежский фронт, 1944 г. – Крым. Сотни концертов дала актриса для воинов Красной армии.
Закончилась война. Снова Саратов. Валерия Васильевна играет баронессу Штраль в «Маскараде» М. Лермонтова, Коринкину в «Без вины виноватые» А.Н. Островского.
Осенью 1947 года К. Светлова приехала в Великие Луки по приглашению художественного руководителя строящегося в городе театра А.И. Канина. Сезон начался премьерой «Кремлевских курантов» Н. Погодина. Калерия Васильевна играла Машу. Интересно, что в этой же роли поочередно со Светловой выходила совсем молодая актриса Тамара Лученкова, вместе с которой они приехали из Саратова. Позднее обе актрисы стали любимыми у великолучан.
В Луках она сделала переход от амплуа «молодой героини» к героине в возрасте. Первой переходной ролью было создание образа Огудаловой в «Бесприданнице», Вассы в «Вассе Железновой», Натальи Ковшик в «Калиновой роще» А. Корнейчука. В последней роли актриса показала жизненный, правдивый образ председателя сельсовета – честного, справедливого, неказенного человека.
Около ста ролей сыграла К.В. Светлова в великолукском театре. Невозможно перечислить все ее работы. Даже сама актриса в разговоре с корреспондентом «Великолукской правды» В. Бритиковой в 1972 году затруднилась сказать, какие же были самыми интересными и любимыми:
– Мне, например, одинаково дорога и Анна Корвин-Круковская («Цель жизни») и Огудалова («Бесприданница»), Долли («Анна Каренина»), и Дунька («Любовь Яровая») – такие разноплановые и запоминающиеся характеры.
Но, по мнению самой Калерии Васильевны, больше радости как актрисе ей принесла работа над ролью Вассы Железно-вой. На разных этапах своего творческого пути она сыграла ее дважды, но одинаково психологически достоверно и темпераментно.
Согласимся со зрителями, видевшими Светлову в спектаклях по пьесам А.Н. Островского и М. Горького, именно в женских образах этих драматургов наиболее полно выразилось мастерство актрисы К.В. Светловой.
…Воспоминания об игре хорошей актрисы вызывают в памяти страницы далекого былого нашего театра и, разумеется, интерес к его нынешним спектаклям и достижениям.
Станислав Петров,
кандидат исторических наук