Вклад советских детей и подростков в Великую Победу над гитлеровской Германией огромен. Они сражались с врагом в составе действующей армии, партизанских отрядов и антифашистского подполья, совершая подвиги, не имевшие аналогов в мировой истории. Среди юных героев было немало мальчишек и девчонок, жизнь и подвиг которых связаны с северо-западным регионом нашей страны.
Детство Пети Синицына из города Боровичи, входящего ныне в состав Новгородской области, нельзя назвать беззаботным. Его отец погиб в бою во время войны с Финляндией. Мать осталась с тремя детьми школьного возраста. Жилось семье трудно, и девятилетнему Пете пришлось достать из отцовского стола сапожный инструмент. Быстро овладев ремеслом сапожника, мальчик после школьных занятий трудился в мастерской. Это было серьезным подспорьем для семьи, оставшейся без кормильца. Из всех тех, кто заходил в мастерскую, Пете больше всего нравились военные.
В один из вечеров, завершив ремонт обуви, мальчик отправился в дислоцированную в городе войсковую часть. Услышав звуки духового оркестра, Петя спросил у одного из командиров, можно ли посмотреть, как играют. Услышав ответ, что если хочет быть музыкантом, то можно, он прошел на территорию части. С тех пор стал частым гостем у военных музыкантов.
Они привязались к шустрому мальчишке и обучали его игре на духовых инструментах. Военная музыка могла бы стать делом его жизни, если бы не вероломное нападение фашистов на нашу Родину. О том, что часть отправляют на фронт, Петя узнал уже тогда, когда происходила погрузка личного состава и военной техники в эшелон. Времени на размышления не было, и мальчик мгновенно решил, что тоже должен бить врага.
Незаметно пробравшись в один из вагонов, Петя вскоре после отправления эшелона уснул. Проснувшись от оглушительного взрыва и стрельбы, он увидел горящий состав и бойцов, выскакивавших из вагонов и бежавших к лесу. За ними устремился и Петя.
Когда огонь прекратился, а красноармейцы построились на лесной опушке, командир с удивлением посмотрел на стоявшего в строю десятилетнего мальчика. Возможности отправить ребенка в тыл не было, и для Пети уже в июне 1941 года начались фронтовые будни. Довелось сыну полка принимать участие в оборонительных боях и познать горечь отступления. К обязанностям связного Петя относился добросовестно.
Командир 1236го стрелкового полка 372й стрелковой дивизии подполковник Татаринов старался по-отечески оберегать воспитанника от опасности, а Петя мечтал проявить себя настоящим бойцом, невзирая на возраст. Наравне со взрослыми однополчанами переносил он все тяготы фронтовой жизни. А потом Красная армия стала гнать оккупантов с нашей земли.
Петя хотел стать разведчиком, но командир полка говорил, что связной из него получился отличный, а разведчиком становиться еще рано. Часть освобождала от врага территорию нынешней Новгородчины, и в один из февральских дней сорок четвертого в районе деревни Радошка шел ожесточенный бой.
Немцы яростно обстреливали передний край дивизии. С одной из рот связь была прервана, поскольку именно это подразделение подверглось наиболее интенсивному огню со стороны противника. Командиру полка было необходимо восстановить связь с этой ротой.
Сраженный осколком снаряда, упал сержант-связист, не успевший выполнить поставленную задачу. Петя Синицын тут же выскочил из траншеи и стал упорно двигаться вперед. Не остановили его и крики командира, требовавшего вернуться обратно.
Между пальцев его правой руки скользил кабель, подхваченный у окопа, где упал связист. Метрах в пятидесяти от командного пункта сын полка нашел второй, пересеченный конец полевого кабеля. Зубами он зачистил концы и соединил их. Связь была восстановлена.
В том бою, проявив стойкость и мужество, в числе первых красноармейцев, ворвавшихся в деревню Радошка, был и сын полка Петя Синицын. После боя командир полка объявил, что за проявленные мужество и находчивость он представляет Петю к награждению медалью «За боевые заслуги». Скрывая волнение, мальчик приложил руку к головному убору и крикнул: «Служу Советскому Союзу».
28 февраля 1944 года состоялся приказ о его награждении. Когда была поставлена задача выбить немцев из Юрьева, а мощные бетонные доты противника на берегу Волхова казались неуязвимыми, наши бойцы двинулись через Ильмень на аэросанях.
Гитлеровцы, разгадав этот маневр, открыли огонь, а затем в воздухе появились вражеские самолеты. Тяжелые бомбы и снаряды рвались не только на земле, но и крошили вдребезги ильменский лед. Один из снарядов разорвался недалеко от аэросаней, в которых находился Петя. Сани перевернуло, а людей разбросало по сторонам. Мальчик очнулся уже в медсанбате.
После выписки он прибыл в часть. Подполковник Татаринов сказал Пете, что война для него закончилась, и ему необходимо убыть для продолжения лечения в тыловой госпиталь, а потом – браться за учебу.
Никакие уговоры на командира полка не действовали. Пришлось сыну полка покинуть расположение части и убыть вместе с раненым офицером, который тоже был направлен на лечение. Два дня они ехали на попутных грузовиках, и чем дальше оказывались от линии фронта, тем больше Петру хотелось вернуться обратно, чтобы продолжать бить фашистов.
Во время ночлега в пакгаузе одной из железнодорожных станций Петя принял еще одно судьбоносное решение. Поблизости стоял воинский эшелон, доставлявший на фронт личный состав 36го пластунского стрелкового полка 9й пластунской стрелковой Краснодарской дивизии. Бойцы в кубанках сразу обратили внимание на подошедшего к ним мальчишку с медалью на груди. На вопросы командира Петя ответил, что он разведчик, отставший от своей части, и попросил взять его с собой.
География боевого пути отважного сына полка изменилась, и теперь попал он на 1й Украинский фронт. Здесь и сбылась его мечта о службе в разведке. Позади остались бои на территории Украины. За успешное выполнение заданий командования Пете было присвоено воинское звание ефрейтор.
Ему неоднократно приходилось выявлять места расположения огневых точек противника, что способствовало успешному выполнению боевых задач личным составом части. Путь дивизии пролегал в сторону Кракова.
В один из вечеров разведчики доставили задержанных в лесу истощенных мужчин.
Они оказались французами, бежавшими из концлагеря. Выяснилось, что беглецы работали на подземном заводе, выпускавшем баллистические ракеты дальнего действия «Фау-2». Они поехали с разведчиками, чтобы показать местонахождение завода.
Однако избежать встречи с гитлеровцами не удалось. Один из них успел метнуть гранату в наших разведчиков. Осколком Петю ранило в руку, но он все же выхватил пистолет и открыл огонь по врагу. Разведчикам удалось задержать немецкого офицера, входившего в состав спецгруппы, которой было приказано уничтожить завод, где работали заточенные в подземелье тысячи узников.
Благодаря сведениям, добытым разведчиками, спецгруппа противника была ликвидирована. После двухнедельного лечения в госпитале раненая рука Петра стала заживать. 9 сентября 1944 года он был награжден орденом Славы 3й степени. А вскоре его направили на учебу в суворовское училище. К сожалению, Петру Синицыну не суждено было стать офицером.
Во время обучения, в семнадцатилетнем возрасте, сказались последствия ранения, полученного при выполнении разведывательного задания. Рука стала сильно болеть, и врачи не смогли ее спасти. Но отважный сын полка был силен духом и нашел себя в гражданской жизни. В Новгороде он окончил культ-просветшколу и стал работать в Любытинском Доме культуры.
Его творческие и организаторские способности были должным образом оценены. Петра Семёновича пригласили на работу в Новгород, где он стал художественным руководителем в Доме культуры имени Васильева. В 1966 году П.С. Синицын создал и стал первым руководителем народного творческого коллектива «Садко», ставшего в дальнейшем лауреатом всесоюзных и всероссийских конкурсов, лауреатом премии Ленинского комсомола.
Ему рукоплескали зрители не только во многих городах, но и в странах Европы, Африки и Америки. «Садко» стал визитной карточкой не только Новгородчины. Этот коллектив прославил нашу страну далеко за ее пределами.
Пётр Семёнович в мирной жизни был удостоен новых наград Родины, ему было присвоено почетное звание заслуженного работника культуры РСФСР. К сожалению, П.С. Синицын ушел из жизни в 1986 году, в возрасте 54 лет.
Юный герой Великой Отечественной, внесший огромный вклад в развитие русской культуры, прожил короткую, но интересную и насыщенную жизнь, ставшую подвигом, без всяких преувеличений. Он достоин светлой памяти, вне зависимости от того, сколько времени нас отделяет от победных залпов сорок пятого.
М. Гарбер