Замечательный юбилей педагога и музыканта

О творческой биографии и жизни заслуженного работника культуры РФ Евгении Александровны Шевяковой можно написать большой роман со множеством сложных перипетий и бесчисленным количеством персонажей. Главный герой этого потенциального бестселлера, Евгения Александровна, – человек с большой буквы, музыкант и педагог по призванию, посвятивший благому делу музыкального воспитания более 55 лет.

Евгении Александровне, обладающей завидным качеством независимости, внутренней свободы, целеустремленности, удалось внести поистине неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры, пропаганду хорового искусства, о чем красноречиво свидетельствуют ее награды и звания: юбилейная медаль к 100-летию со дня рождения В. И. Ле-нина, орден «Знак Почета», почет-ное звание «Душа земли Псков-ской», народная профессиональная премия среди работников в сфере культуры города в номинации «Хранитель культурного на-следия и традиций», премии, грамоты, благодарности Администрации Псковской области и города Великие Луки, памятная ме-даль «Великие Луки – город воинской славы», юбилейная медаль «В память 850-летия Великих Лук».
Но не следует думать, что Евгения Александровна баловень судьбы и ее путь был усыпан розами. На пути человека-реформатора, лидера по натуре было довольно жизненных препятствий, социального неприятия, сопротивления. Однако плыть по течению – не в характере Евгении Александровны, а посему перед ее энергичным напором и активной жизненной позицией рушились преграды.
Так, не без участия Шевяковой музыкальная школа благополучно миновала период перманентного строительства и обрела новое, автономное здание; были созданы хор мальчиков, концертный хор «Рассвет», городской академический хор, детский музыкальный театр «Трубадур», театральное отделение, коллективы, позднее заслужившие звание народных, образцовых благодаря ре-зультативной концертной и конкурсной деятельности.


Вероятно, читателям газеты, как, впрочем, и самой Евгении Александровне было бы любопытно «увидеть» себя глазами различных людей, которым в разное время довелось с ней общаться и в качестве первой аттестации приведем компетентное мнение директора детской музыкальной школы им. М. П. Мусоргского Эль-виры Владимировны Степановой периода 1990-х годов: «Евгения Александровна постоянно пополняет свои профессиональные знания, знакомится с новинками методической литературы, изучает методики передовых преподавателей. Участвует в работе областных семинаров, областного клуба «Камертон» в Москве… За последние годы в ссуз поступило 36 человек… Евгения Алек-сандровна – человек творческий, увлеченный. Много времени и сил отдает работе с детьми, с хорами. Готовит с детьми капустники, концерты, пишет к ним сценарии. Поездки с хором: Псков, Пуш-горы, Санкт-Петербург, Клин, Киев, Москва и т.д. Дважды была в Германии». В этом же источнике отражено участие в городских певческих праздниках, появление которых инициировала Евгения Александровна, участие воспитанников в открытых уроках, олимпиадах по сольфеджио, на-личие методических работ, оформление стендов и альбомов, участие в вокальном ансамбле преподавателей, лекционная работа в обществе «Знание» и т.д. К вышеперечисленному нужно прибавить деятельность Евгении Александровны в качестве заведующей теоретическим отделом школы и председателя городского музыкального общества.
С 1999 года Шевякова и возглавляемый ею детский музыкальный театр «Трубадур» работает на базе МБУК «Городской дом культуры им. Ленина», и вот какого суждения придерживается директор клуба Ольга Викторовна Сергеева: «Евгения Александров-на за время работы показала себя мастером своего дела, обладающим большими организаторскими способностями. Она хорошо владеет теорией и практикой управления коллективом, компетентна в вопросе педагогики и психологии обучения и воспитания детей… Евгения Александровна Шевякова стремится создать в коллективе такой психологический климат, при котором выявляются способности и таланты учащихся, умеет увлекать и заинтересовывать учеников, имеет непререкаемый авторитет руководителя.
Были созданы вокальные группы «Пацаны» и «Девчата», а также взрослый смешанный вокальный ансамбль.


Благодаря чуткому руководству Евгении Александровны музыкальный театр «Трубадур» в 2004 году получает почетное звание «Образцовый», а в 2007 году «Народный».
Коллектив постоянно участвует в различных городских, региональных, Всероссийских и международных конкурсах и фестивалях и уверенно занимает только первые места».
Что ж, эти две характеристики дают исчерпывающую обобщающую информацию, из которой напрашивается вывод: Евгения Александровна – настоящий трудоголик, как, кстати, она сама час-тенько себя именует. Жаль, что нельзя посчитать, скольким юным музыкантам Евгения Александровна в содружестве с преподавателями по специальности дала путевку в жизнь! В этом списке и моя скромная персона…
А теперь, как принято, после официальной части пора перейти к лирике, т.е. непосредственно к воспоминаниям современников Евгении Александровны Шевяко-вой разного возраста.
Наталья Григорьевна Новицкая, преподаватель фортепиано: «Первое знакомство с Евгенией Александровной состоялось в 1956 г. в Тульском музыкальном училище имени А. Даргомыжского, где я занималась на фортепианном отделении, а Евгения Александровна на хоровом. Для того чтобы подготовиться к урокам, приезжали на репетитории с «первыми петухами».
Частенько общались. Педагоги у нас работали сильные, часто приезжали из Москвы на трудовые дни, ведь Тула рядом со столицей. Евгения Александровна мне запомнилась яркой брюнеткой с правильной русской речью, воспитанная, из учительской семьи. Кто бы мог подумать, что впоследствии нам придется работать бок о бок десятилетия, переживать за общих учеников, жить насыщенной жизнью коллектива, выступать на концертах, побывать с гастролями академического хора под руководством Шевяковой в Прибалтике, Пскове и др.
Я работала концертмейстером академического хора, а мой супруг, Анатолий Кашин, пел в теноровой партии. Исполняли классический репертуар, поставили сцену из оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка», где со-листы выходили в украинских костюмах. Хор едва помещался на сцене, таким многочисленным он был. Только в мужской партии насчитывалось 18 певцов. Это было счастливое время!»
Лилия Владимировна Спиридонова (Ерина), преподаватель теоретических дисциплин: «Я знакома с Евгенией Александровной с 1968 года, с четвертого класса музыкальной школы. Она преподавала ученикам фортепианного отделения или, как принято говорить в музыкальной среде, пианистам, сольфеджио, музыкальную литературу и хор.
Уроки проходили в здании Радиокомитета, в просторном помещении первого этажа, где окна приходились вровень с тротуаром. Никто из нас, входивших в это здание с толстыми стенами, массивной лестницей, ведущей на второй этаж, не предполагал, что это бывшие владения Свято-Вознесенского монастыря, но ка-кой-то особый торжественный настрой ощущали чуткие детские души. Это ощущение продолжалось и на уроках, Евгения Алек-сандровна сразу включала всех в динамичный процесс занятия, была собранной, внимательной, придавая урокам значение важного и нужного дела. Даже строгость в ней была уважительная, доброжелательная, говорила и пела красивым наполненным голосом, что всегда радует слух музыканта независимо от возраста. Случались и курьезные случаи…
Однажды на занятии из-под последней парты донеслось мяуканье. Оказалось, что там спрятался маленький сын Евгении Александровны Костя… А как-то раз на уроке музыкальной литературы будущий артист театра и кино Григорий Мануков назвал должность Моцарта «директором музыки», что вызвало всеобщий смех. Но, как пояснила Евгения Александровна, он был абсолютно прав, видимо, Гриша прочел дополнительную литературу…
Когда же наш большой хор под управлением Евгении Александровны выступал в театре, на авансцене играл педагогический оркестр, сопровождавший пение хора, это и выглядело, и звучало весьма солидно. Слияние инструментов и детских голосов рождало богатую музыкальную палитру, надолго оставаясь в памяти у исполнителей и слушателей. Впоследствии первые спектакли нового детища Евгении Александровны, театра «Трубадур», так же шли в сопровождении живого звучания оркестра преподавателей. При этом невольно возникала ассоциация с Московским детским музыкальным театром На-тальи Сац, где оперу Моцарта «Волшебная флейта» имели счастье видеть солисты детской филармонии и преподаватели школы благодаря организованной Евгенией Александровной поезд-ке».
Вера Анатольевна Никитина, преподаватель фортепиано: «Ду-маю, что не будет преувеличением сказать, что наш детский хор был желанным гостем на любых торжественных городских мероприятиях. Часто репетировали в зале клуба строителей по воскресным дням, причем занятий никто не пропускал без уважительной причины. По сей день помнится кантата Ю. Чичкова «Семь цветов у радуги», яркая, гимничная. Публика всегда встречала и провожала хор долгими аплодисментами. Мы чувствовали себя настоящими артистами, словно большой дружной семьей, где Евгения Александровна была родным человеком каждому. И еще один эпизод, незабываемый… Когда после окончания музыкальной школы Валя Воронкова, Вика Портная, Валя Миклашевская, Вера Савельева, Лида Медведева и я собрались поступать в Псковское музыкальное училище, то, видя наши серьезные намерения, Евгения Александровна доверила ключ от теоретического класса на ул. Либкнехта. Конечно, мы готовились к экзаменам, пели гаммы, повторяли номера по сольфеджио и правила по теории, отгадывали интервалы на слух. Но куда с большим желанием музицировали, играя по очереди романсы; открыв окна, голосили на всю улицу. Сплошной восторг! Кстати сказать, все успешно сдали сольфеджио и поступили».
Ольга Леонидовна Савицкая (Семченкова), ведущий ветеринарный врач: «Я занималась в хоре у Евгении Александровны Шевяковой с 1 по 10 классы включительно. Всегда было много концертных выступлений и в городе, и за его пределами. Ярко запомнился торжественный ве-чер к 70-летию Октября. В переполненном зале ДК ЛК мы, одетые в красные платья с белыми воротниками, пели о погибших мальчиках. В это время по ступеням лестницы, ведущей из амфитеатра, спускались вниз, проходили по залу и выходили на сцену, неся в руках воинскую каску с Вечным огнем, моя младшая сестра Аня и Слава Зильберборт. Это были скорбные и торжественные минуты, после чего в зале начались овации. Режиссировал представление Алек-сандр Савченко. Репетировали много и подолгу. Но мы понимали, что нельзя капризничать и подводить Евгению Александровну.
В 1986 г. наш хор отправился с поездом Дружбы в Германскую Демократическую Республику. Сейчас я осознаю, какую ответственность возложила на свои плечи Евгения Александровна. Это были незабываемые впечатления: выступление на Берлин-ском телевидении; торжественный митинг в Трептов-парке; концерт во дворце пионеров с прямой трансляцией на всю Гер-манию; экскурсии в Геру и Йену, города-побратимы Великих Лук и Пскова; Дрезденская галерея и ее сокровище – «Сикстинская Ма-донна»; трагический Бухенвальд и роскошный Веймар… После трех дней, проведенных в Бер-лине, мы поселились в Между-народном пионерском лагере, где жили дети из всех стран так называемого соцлагеря – чехи, венгры, румыны, поляки и т.д. Было много возможностей для насыщенного отдыха и познания. За три недели, проведенные без родителей, мы повзрослели, учась у Евгении Александровны многим позитивным человеческим качествам, в особенности упорству в достижении благой цели. Мы все были дружны, занимались с удовольствием, без принуждения.
Евгения Александровна сплачивала нас на творческих выступлениях, праздниках, «огоньках», в путешествиях. Думаю, что не только у меня появилось серьезное увлечение хоровым искусством, в чем безусловная заслуга нашего руководителя – Евгении Александровны Шевяковой».
И в заключение хочется сказать:

Дорогая Евгения Александровна! Во всех учреждениях культуры нашего города Вас узнают изменившие имидж и фамилии повзрослевшие ученики, которым в общении с Вами явно будет о чем поговорить. Напомним, что, в частности, школу детского хора «Рассвет» прошли и председатель комитета культуры Администрации города Великие Луки Анже-лика Владимировна Романюк, и директора музыкальной школы № 1 и школы искусств Любовь Олеговна Румянцева и Юлия Евгеньевна Буйко. Ваши воспитанники, люди разных профессий, живущие во всех уголках нашей необъятной Отчизны и разных стран мира, сохраняют в сердцах добрые воспоминания о Вас и своем музыкальном детстве.
Пусть еще долгие годы в Вашей душе не гаснет огонь оптимизма и веры в будущее.

Материал подготовила
Лилия Спиридонова

Поделиться ссылкой: