Наркомания – путь в никуда

26 июня – Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков

Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1987 году.
Цель – усилить деятельность и сотрудничество стран для создания международного общества, свободного от употребления наркотиков.

Наркомания поразила все страны мира. По самым приблизительным оценкам специалистов, от 3 до 4 процентов жителей планеты употребляют психоактивные вещества.
Наркомания – тяжелое заболевание, приводящее к серьезным проблемам со здоровьем, распаду личности и ранней смертности.
Наркотик очень быстро встраивается в обменные процессы организма. Нарастает устойчивость к психоактивному веществу, для сохранения эффекта дозу приходится увеличивать. Развивается наркотическая зависимость (вначале психическая, затем физическая).
К этой болезни человек приводит себя сам, становясь заложником своего незнания, неосторожности и безволия.
Настоящим бедствием стало употребление наркотических и токсических веществ детьми и подростками. Средний возраст начала приема наркотиков составляет 13-18 лет.
На сегодняшний день одной из ведущих причин смертности детей и подростков являются осложнения, связанные с потреблением психоактивных веществ.
Подростковый возраст располагает к поиску новых впечатлений, является сам по себе фактором риска зависимого поведения. Если взрослый человек, как правило, может ограничить поток информации из социальных сетей, то подросток, обладающий психической неустойчивостью, высокой внушаемостью, повышенной активностью и противоречивым сознанием, находится в довольно уязвимом состоянии.
Приобщение к психоактивным веществам происходит из любопытства, «за компанию», из-за желания казаться старше, для «борьбы с проблемами» или для получения «острых ощущений».
Специалисты отмечают, что никто из подростков, начавших потреблять наркотики, не задумывался о возможности стать от них зависимым. Так думали все: те, кого уже нет в живых, и те, кто сейчас мучается в ломках и готов пойти на все ради очередной дозы. Все они либо удовлетворяли собственное любопытство, либо пробовали наркотики в угоду «уважаемой» ими компании.
По мере развития болезни наркотики становятся главной жизненной ценностью наркомана. Молодые люди, втянутые в наркотические сети, быстро «теряются» в обществе, вступают на преступный путь и становятся опасными для социума.
Часто родители узнают о том, что их ребенок принимает психоактивные вещества, далеко не сразу.
О том, что губительный механизм запущен в действие, говорят появившиеся проблемы с учебой, конфликты с родителями и учителями, сверстниками, поздние приходы домой, потеря интереса к хобби. У подростка появляются новые, сомнительные знакомые, с которыми он ведет тайные разговоры. Он становится раздражительным, грубым, лживым, неряшливым. Без причины меняется настроение. Наблюдается нарушения сна и аппетита. Из дома пропадают деньги и вещи.
Существуют и физические признаки, указывающие на то, что подросток пристрастился к психоактивным веществам: суженные или расширенные зрачки (независимо от освещения), медленная и невнятная речь, нарушение координации движений, бледность кожных покровов, плохая память и депрессивное состояние.
Как уберечь ребенка от наркотиков?
Родители – это пример для подражания. То, что с ранних лет видит ребенок, он считает нормой жизни. Как родители относятся к курению, алкоголю, какие люди приходят к ним в гости, как происходит общение и свободное проведение времени – все откладывается в сознании у ребенка и формирует определенную модель его поведения.
Не забывайте, что Ваш пример сильнее любых слов.
Не стоит думать, что наркомания – это удел детей только из социально неблагополучных слоев нашего общества. Приобщиться к пагубному пристрастию может любой, даже самый благополучный и любимый ребенок из любопытства, за компанию, в погоне за «модой», из-за незнания последствий.
Риск возникновения зависимости проявляется при полном отсутствии контроля родителей за своим ребенком. Благодаря чему, у него формируется страсть к удовольствиям. А также при гиперконтроле, когда за ребенка принимаются решения и ограничивают свободу его собственного выбора – отсутствует чувство ответственности.
Воспитывайте ребенка самостоятельным, ответственным человеком, который способен предвидеть последствия своих поступков и нести за них ответственность. Не делайте и не решайте за ребенка то, что сделать и решить должен он сам.
Способствуйте формированию у него устойчивой позитивной самооценки и чувства уверенности в себе. Относитесь к ребенку, как к личности, с уважением. Учите любить себя и заботиться о своем здоровье.
Поощряйте инициативу, цените его мнение. Помогайте осознавать и принимать справедливость критики и наказания. Всегда говорите об этом в дружелюбном тоне. Не забывайте отмечать его успехи и достижения.
Чаще беседуйте со своим ребенком на самые разные темы. Знайте его друзей.
Научите ребенка говорить слово «нет», отказываясь от того, что является опасным и неприемлемым. Внушите ему, что тот, кто предлагает наркотик (смерть, зло), не может быть хорошим человеком и не может быть другом!

Подготовила Т.А. Кузьмина,
врач ГБУЗ ПО «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики»

Поделиться ссылкой: