«Амадей»: гениальное злодейство в Вене

Театр – это всегда глоток свежего воздуха! Это томительная лихорадка ожидания, игра актеров, света, тени, это аплодисменты, встречи давно не видевших друг друга людей и, пожалуй, лучшее место на свете для первых свиданий! Во-первых, конечно, с любимыми актерами и режиссером. Но и, во-вторых, тоже ведь важно: вот если ты, скажем, человек культурный да и наклонности имеешь ко всему прекрасному, почему бы сразу же, еще на первых порах, не пригласить понравившуюся половинку да и как бы не определить заранее: твое или не очень. Не говорим, что у людей должны быть схожи там как-нибудь вкусы. Все знают эту присказку. Но вот тот самый главный и, пожалуй, образующий не только прекрасные пары, но и даже целые семьи «культурный момент», как ни крути, он все-таки есть и важен!

Тем более сегодняшний театр уже работает на полных парах и открыт для каждого зрителя. Впервые за эпидемию начались даже небольшие послабления: можно не брать с собой кьюар-код, а зрителей может быть теперь аж полный зал! Единственно, о чем предупредили нас перед спектаклем, что масок еще никто не отменял, и социальная дистанция все же остается в силе.

Жизнь великих людей, и особенно таких, как Вольфганг Амадей Моцарт, всегда окутана просто неимоверными загадками и тайнами. Что есть жизнь гения, как ни одна сплошная вереница случайностей и внезапных поворотов судьбы, со временем придающая все больший и больший окрас его жизни, и, благодаря именно времени, точно в гигантской скале по крупице выкраиваются все новые и лучшие черты его непосредственной и главной жизни, а именно – его Творчества!

Но поглядите, обернитесь по сторонам в своей жизни, сколько бы вы тщательно ни смотрели, ни вглядывались, вы не смогли бы увидеть гения в чистом его проявлении! Да, разумеется, сегодня многих чествуют подобным прекрасным именем. Но в действительности же и на поверку выходит, что вот здесь и сейчас, в тот самый момент, как вы находитесь и общаетесь пусть даже с самым изящным, изысканным и неординарным человеком, вам трудно сказать, определить, что вот это и есть тот именно гений в самой последней инстанции! И что именно он может и весьма даже вскорости взять и как-нибудь там да и перевернуть мир! Ведь в свойстве и определении гениев как таковых это как будто одно из главных условий. Хотя, разумеется, и это условно. А в нынешнее время подчас даже чуть облегчено. Порою любого музыканта, композитора, художника или поэта величают подобным «сладким» именем. Но пусть так будет сегодня! Возможно, это всего лишь дань красоте и моде! Ведь в действительности же и наше время богато множеством прекраснейших, талантливейших и незаурядных личностей. Но как отличить среди этой бескрайней плеяды истинного творца и мирового гения? Как сказать точно, что именно этому человеку в будущем буду поклоняться? В прошлые века подобное звание давали лишь очень и очень немногим. Да и то по прошествии огромного количества времени, истекшего, к сожалению, и подчас уже после жизни самого Мастера.

И если смысл дней нынешних: «Твори и наслаждайся», то уж с Моцартами здесь куда сложнее. Да, Моцарты творят, живут, даже наслаждаются каждым мгновением их прекрасного искусства и, пожалуй, готовы отдать за него целую жизнь! Но разница вот в чем: помимо великого наслаждения они в ту же минуту испытают и высшие муки! Если и не непосредственно в сам момент. Нет, в сам момент они счастливы! Они боги! Нет, во все остальные моменты своей жизни, где они живут и, конечно, ничего не мыслят кроме своего творчества. Поскольку все их помыслы, все их «соки жизни» для них и есть лишь  одно искусство! А вдаваться в быт или «впадать» в какие иные схожие русла для них есть практически физическая невозможность, даже боль! И уж точно не «Гуляки праздные они», как в шутку писал об этом Пушкин.

К сожалению, многих великих людей при жизни так до конца и не признали. Правда, растет, цветет и развивается, да-да, именно как цветок, их гениальность не столько от момента признания, сколько, напротив, по пути их неуемного и даже рокового к нему следования!..

Спектакль понравился. И не только мне. Весь зрительный зал долгими, бурными овациями приветствовал свой театр и его пьесу «Амадей». Не было и тени сомнения в том, что классика жива и будет жить еще долгое время. В руках же смелых и прекрасных мастеров, казалось, из глубины веков выплывают далеко забытые тени, и давно ушедшие души снова воскресают, говорят, танцуют, кружат, живут! Весь блеск тогдашнего века Просвещения, как его тогда называли – «галантного века», его манер, интриг, сплетен, любовных приключений, озорства, даже некоего колдовства с персонажами, со светом! Словом, здесь есть все! Как и, конечно, главное самого спектакля – счастье и горечь Ее величества Музыки! Счастье творца быть творцом! И несчастье и заклятые беды, как нависшие тучи, над тем, кто решил и очень дурно, надо сказать, даже смертельно позавидовал! Свинцовые тучи над человеком, изначально счастливым и никому не желавшим зла, – Сальери, но сознающим всю невозможность быть, как тот, иной, отмеченный Богом великий гений музыки Моцарт!.. Ведь, по сути, сам себя Сальери и приговаривает, поскольку не лишен в то же время и высоких человеческих «ноток». И, пожалуй, его суд над собою куда более страшный, разрушительный, адский! Впоследствии, скорее всего, именно из-за этого страдает он «размягчением мозга» и, кажется, теряет рассудок. Всего лишь от осознания. Попробуем выразить своими словами: «Пусть при жизни не признаются Моцарты, но ведь я же знаю, насколько они хороши! И с меня довольно!» И тем не менее: «Тем и более всего ему я хочу зла!..» Разумеется, дальнейшая история все расставляет по своим местам. И от славы Сальери – «прах» и всеми лишь позабытые «тени». Но «тени» остаются. Как извечные антагонисты свету: иначе ему просто не на чем было бы сиять! И не во что играть, конечно!..

 Примечательно, что сегодняшняя пьеса – это монолог Сальери. Его исповедь, да… и как будто раскаяние… Сальери, хоть и отрицательный, но все-таки герой более сложный, чем все остальные. Более «многоступенчатый» и «характерный». Его трудно отнести как бы к «чистым злодеям». Хотя в жизни таковых вы и не встретите. Он такой же творец, созидатель, как и Моцарт, и поначалу, как все наиболее свободные герои, он верит, что делает даже благое дело, расправляясь с гением. Ведь сам он глубоко верующий человек. И чинить «чистое зло» – действительно противно всей его натуре… Хоть и в какой-то момент он как будто и отрекается от Бога. Но это всего лишь дань сильному отчаянию: он не хочет, не может понять, как Бог дает и наделяет высшей и недосягаемой красотой «гуляку праздного»! Хоть Моцарт и не был таковым. А не его, Сальери, – трудоголика и почти церковного «затворника», денно и нощно молящего о ниспослании музы и музыки! Поскольку это был век оный. Моцарты всегда шутят, причем не хотя обидеть: «Да, друг, тут был один мотив!..» А для Сальери «полжизни было там!..» Потому, избавляясь от Моцарта, он тайно и даже благоговейно верит, что освободит также и мир «от скверны», что даст возможность миру не умчаться и… «не тягаться с гением», а жить спокойно и счастливо в не столь уж совершенном обществе. Здесь очень хорошо прослеживаются слова Пушкина: «Я избран, чтоб его остановить, – не то мы все погибли!» И, разумеется, не ядом будет «остановлен» Моцарт, а лишь тщательно избранными и подготовленными «отравляющими действами». Таковы ведь все Сальери!..

…Пьеса очень сильная. Были и зрительские слезы. Многие пришли уже во второй раз. И хотя премьера состоялась еще в декабре прошлого года, она накрепко вошла в летопись и репертуар современного театра Великих Лук и, конечно, в сердца его зрителей.

На этом, пожалуй, и окончим. Всем добрых театральных встреч! Незабываемых впечатлений! И пусть театр, как вечно прекрасный рупор-колокол, войдет в каждое сердце дорогого зрителя и, не оставив никого равнодушным, станет одним из лучших огоньков его жизни со всегда неоконченной историей, готовой раскрывать новое и отворять свои двери каждому, кто готов с ним жить, любить, творить, вместе паря над этим славным городом!..

Счастья тебе и процветания, наш дорогой Театр!..

Евгений Николаенков,

Фото автора

Поделиться ссылкой: