«И пусть в сердцах осядет слово»

В конференц-зале Центральной городской библиотеки им. М.И. Семевского 14 октября прошел очень необычный музыкально-поэтический вечер. Нужна была немалая смелость хотя бы для того, чтобы просто подступиться к творчеству Александра Дольского, обозначив того в качестве собеседника.

И, действительно, кто он, этот питерский философ? Бард? Поэт? Актер? Что ни ответь, все окажется куда сложнее и тоньше.
Его отец – оперный певец, заслуженный артист РСФСР, со-лист Свердловского и Куйбышев-ского театров, мать – балерина, выпускница Ленинградского академического хореографического училища им. А.Н. Вагановой. Стихи начались у Дольского с музыки, с рифмованных либретто, он просто не понимал, как стихи могут жить отдельно от музыки.
Он, пожалуй, единственный российский бард, которого просто невозможно исполнять в аккордах, упрощенным вариантом, переборами или боем. Его нужно именно играть, как играют глубокую, большую музыку.

Дольский чрезвычайно серьезен, он никогда не искал легких путей и никогда не довольствовался имитациями. Только по высшему разряду и только с высочайшей планкой.
Он мог с молодых ногтей стать богемой и золотым ребенком. Но он после школы пошел работать слесарем на завод «Уралэлектро-аппарат», а первая печатная публикация его стихов («Пианист») состоялась лишь в 20 лет, в ноябре 1958 года!
Александр Александрович за что бы ни брался, делал все и всегда серьезно, виртуозно и вдохновенно. Он так написал свою песню «Господа офицеры» к фильму «Трактир на Пятницкой», что многие искренне верили: авторство песни принадлежит какому-то белогвардейцу. Он так вдохновенно представил сценку с немецким «гансиком», который хоронит нашего солдата, в «Балладе о без вести пропавшем», что его в иных кругах искренне считали каким-то диссидентом и чуть ли не идеологическим предтечей «лучшего немца» Горбачева.


Наделала шума и сатирическая книга «Я пришел дать вам выпить, или Как я был Александром IV», написанная на парафразе к известному шукшинско-разинскому «Я пришел дать вам волю». Хотя Дольский и тогда был не столько политиком и острословцем, сколько тонким философом, филигранным и утонченным. Которого понять можно, лишь вслушиваясь в него, находя множественные смыслы даже там, где, кажется, уже что-то на-чал понимать.Найдя в скелете мирозданья,
Который сам построил ты,
Ячейки черной пустоты,
Разрушь его до основанья.
Как муравей, начни опять
Искать гармонии единой.
Не утешайся половиной,
Где можно целое объять.
Будь у наитий в кабале,
Но поверяй их ритмом чисел.
Стремись в заоблачные выси,
Но стой при этом на земле.

Александр Дольский сверхсложен. И музыкально, и словесно, и понятийно, и житейски… Но в этом и кроется все обаяние его личности. Его нельзя наскоро сбацать на гитаре, его нельзя на-скоро прочитать и пойти на сезонную распродажу. Прикасаться к его творчеству – это уже художественный поступок.


И тем большего уважения заслуживают Елена Соколова, Андрей Юрисон, Нонна Зарецкая, Татьяна Ямбердова и Евгений Николаенков, которые решили явить Великим Лукам слепок «своего Дольского». Они пели, играли и говорили о великом мастере, как, безусловно, он того заслуживает.Особенно ярко прозвучали песни Дольского в исполнении Е. Николаенкова. Он стремился исполнять эти песни именно так, как они звучат в оригинальном исполнении, и очень часто выглядел органично и адекватно в этой роли! Во-первых, звучала романтическая интонация и тот духовный подъем, который всегда звучит у самого Дольского. А во-вторых, Евгений предельно бережно воссоздавал авторскую манеру исполнения Дольским своих песен. Он не перепевал известные песни, а именно воссоздавал наяву все оттенки мелодий и мелодических поворотов.
Е. Николаенков взялся даже за исполнение такой сложной и многослойной песни как «Одиночество». Ее очень просто завалить излишним эстетством, но исполнитель не завалил. Искренний трепет не был стилизован под интеллектуальный гламур. Было не просто очень похоже на то, что творил и творит с гитарой сам Дольский, возникало реальное чувство присутствия в зале отца троих сыновей Дольского собственной персоной.
С тобою дни равны годам,
Ты утомляешь, словно праздник.
Я за тебя и жизнь отдам,
Но одиночество – прекрасней.
Тебе идет любой наряд,
Ты каждый день бываешь разной.
Счастливчик, люди говорят,
Но одиночество, но одиночество,
Но одиночество прекрасней…

Не удивительно, что встреча в библиотеке собрала полный зал ценителей большой поэзии и музыки, а аплодисменты неизменно были долгими и глубокими. Спасибо!

А. КАНАВЩИКОВ
Фото Елены Костюкович

Поделиться ссылкой: