Их труд достоин уважения и славы

Современное судно проекта «Соталия» вскоре появится в Пскове

1 октября 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» был учрежден День работников морского и речного флота. С тех пор свой профессиональный праздник ежегодно в первое воскресенье июля отмечают те, кто связал свою жизнь с флотом гражданского назначения. Учреждение этого праздника явилось следствием признания на государственном уровне не только трудового, но и ратного подвига моряков и речников нашей Родины.

Великие Луки, хотя и не являются портовым городом, а речное судоходство по Ловати здесь осуществлялось эпизодически, и прошло с тех пор немало лет, все же внесли немалый вклад в становление и развитие водного транспорта. В различные исторические периоды тысячи великолучан, окончив профильные учебные заведения, посвятили свою жизнь работе на судах морского и речного флота, в портах, на судостроительных и судоремонтных предприятиях, в учреждениях и организациях водного транспорта.

В.А. Зиновьев

Регулярное пароходное сообщение в нашем регионе берет свое начало с 1843 года, когда пароход «Юлианна-Клементина» выполнил свой первый рейс из Пскова в Дерпт. В настоящее время на территории области протяженность внутренних водных путей составляет 503 километра. Благодаря водным путейцам, они поддерживаются в надлежащем состоянии на всем их протяжении. Ежегодно судоходные участки рек и озер региона оборудуются плавучими навигационными знаками, общее количество которых – более 370, а также другими знаками судоходной обстановки.

Проводятся и другие работы по обеспечению безопасности судоходства, в том числе и с использованием судов технического флота. В Пскове прогулки по реке Великой и Псковскому озеру осуществляют теплоходы «Псков» и «Буревестник». Катер «Талабск» осуществляет пассажирские перевозки в Псковском районе. Паромная переправа для перевозки пассажиров и автотранспорта действует в Печорском районе. Там же катер «Обозерье» осуществляет пассажирские перевозки.

Во времена СССР Псковский речной порт и его структурные подразделения играли важную роль в экономическом развитии области. Эпохой расцвета речного флота на Псковщине принято считать вторую половину минувшего столетия. И хотя в течение двух последних десятилетий отрасль переживает непростые времена в своей истории, комплекс мер по ее возрождению и укреплению в регионе не только разработан, но и воплощается в жизнь.

Капитан теплохода В.А. Емельянов

На состоявшемся в администрации региона 28 мая минувшего года заседании консультационно-экспертного совета по защите прав предпринимателей, в котором приняли участие представители законодательной и исполнительной властей региона, муниципалитетов и бизнес-сообщества, основной темой было дальнейшее развитие водного транспорта на Псковщине. В целях реализации задач решен вопрос о приобретении современного речного судна типа «Соталия», являющегося новейшим образцом из производимых Объединенной судостроительной компанией. Его конструкция позволяет выполнять рейсы по большинству озерных и речных участков, включая мелководные. Уже в следующем году судно планируется использовать для перевозки туристов по водным артериям Псковского района.

Решается вопрос и об использовании еще двух пассажирских катеров пассажировместимостью до 33 человек. Этим судам предстоит выполнять рейсы до Талабских островов. Возобновление добычи речного песка и очистка русла реки Великой, открытие в Пскове представительства Российского речного регистра, возможность государственно-частного партнерства при реализации проектов развития речного судоходства также признаны задачами, актуальными для развития экономики региона. Происходящее в наши дни, вне всяких сомнений, вселяет надежду в возрождение и дальнейшее развитие водного транспорта на Псковщине.

Ну, а для жителей нашего города не безразличен вопрос возрождения судоходства на Ловати. Один из замечательных великолучан, прошедший путь на флоте от юнги до капитана дальнего плавания, заслуживший награды Родины за личное мужество и доблестный труд на морских судах, а после возвращения в родной город немало сделавший и продолжающий делать для поддержания в надлежащем состоянии главной водной артерии города, – это Виктор Алексеевич Зиновьев. И к его предложениям, касающимся возрождения водного транспорта в родном городе с последующей полноценной интеграцией в экономику города и региона, а также улучшения экологической и туристической составляющих, необходимо прислушаться тем, в чьей компетенции находится решение данного вопроса по существу.

Судоходные возможности Ловати не безграничны, однако они существуют и должны быть использованы с максимальной пользой для города, области и государства в целом. Что касается кадрового потенциала, то проблем с комплектованием должностей плавсостава и береговых специалистов в случае появления в городе речной пристани уж точно не возникнет. Великолучане старшего поколения помнят времена, когда маленькое пассажирское судно «Александр Матросов» выполняло рейсы по Ловати от нашего города до г. Холм Новгородской области, а несамоходная баржа, приводимая в движение малым речным буксиром-толкачом, выполняла грузоперевозки в деревни Великолукского района.

Начальник пристани Осташков Л.И. Сырцова

Есть и другие водные артерии в регионе, где ранее осуществлялось судоходство, возрождение которого является задачей выполнимой. Например, по озеру в Себеже выполнялись прогулочные и пассажирские рейсы теплоходом «Леон Поземский» и еще двумя катерами. Возвращение флота в этот прекрасный уголок России станет одной из предпосылок к появлению новой туристической жемчужины на карте нашей страны. Ясно, что необходимый для решения вопроса комплекс дноуглубительных, дноочистительных и берегоукрепительных работ, а также работ по оборудованию водных путей судоходной обстановкой не может быть проведен в кратчайшие сроки. Однако при взвешенном и грамотном подходе достижение данной цели неизбежно.

Рассказывая о водном транспорте нашего региона, нельзя не вспомнить и о находящемся на краю земель великолукских городе Осташкове Тверской области, дважды в своей истории входившем в состав Великолукского округа Западной области. Ведь именно этот город не только является ближайшим на территории России к Великим Лукам местом, где судоходство возникло давно и успешно развивается по сей день. Славная летопись речной пристани Осташков, являющейся структурным подразделением Тверского порта и обладающей не только флотом, но и развитой береговой инфраструктурой, – это огромное количество ратных подвигов в годы военного лихолетья и трудовых достижений речников в мирное время. И нынешнее поколение речников Селигера, являясь достойными продолжателями славы дедов и отцов, с честью несет флотскую вахту.

Весной текущего года здесь был проведен масштабный ремонт теплохода «Капитан Марков», выполнено огромное количество других работ, что позволило начать навигацию должным образом и в срок. В минувшем месяце произошло существенное увеличение заработной платы, как плавсоставу, так и тем, кто трудится на берегу. Хорошо здесь организована и кадровая работа. Одной из ее составляющих является процесс подготовки высококвалифицированных специалистов для пристани в Рыбинском речном училище. Выпускник нынешнего года А.С. Смирнов недавно назначен на должность матроса. А групповой механик М.В. Иванов, имеющий высшее техническое образование, в дальнейшем собирается получить профессиональную подготовку в этом же образовательном учреждении, что позволит в перспективе рассмотреть вопрос о возможности его назначения на должность капитана.

В текущем году произошло обновление кадрового состава пристани, и, кроме появления новых сотрудников, в коллектив вернулся ветеран труда федерального значения В.А. Емельянов, имеющий огромнейший опыт работы на водном транспорте. Виктор Александрович только на пристани Осташков трудился 30 лет, и это не единственная организация, где ему довелось нести капитанскую вахту. О флотском пути замечательного капитана теплохода Емельянова расскажем в последующих материалах. Как и прежде, своим добросовестным трудом обеспечивают бесперебойную работу селигерского флота капитан теплохода А.А. Хрусталев, мотористы-рулевые С.Ю. Кобалов и И.Н. Ищенко, групповой механик В.Б. Чванов, матрос И.Н. Шорина, для которой нынешняя навигация уже двадцать шестая в ее послужном списке, сотрудники береговых подразделений Г.В. Матвеева, К.Ю. Проценко, Ю.А. Чепрасов, Л.А. Новикова, В.А. Леонович, Ю.А. Леонович, В.И. Свистунов, С.Б. Жуков.

Коллектив пристани является образцом бережного хранения памяти о речниках Селигера, которые внесли огромный вклад в разгром гитлеровской Германии. Некоторые из них геройски пали при выполнении служебного долга. Примеры героизма осташковских водников в годы Великой Отечественной, описанные ранее на страницах нашей газеты, а также самоотверженный труд в течение послевоенных десятилетий являются, вне всяких сомнений, достаточным основанием для постановки вопроса о награждении речной пристани Осташков как организации водного транспорта высокой государственной наградой. А возглавляет коллектив пристани Лидия Ивановна Сырцова, которая не только прекрасный руководитель, но и замечательный, уважаемый всеми человек. В нынешнем году возрос объем пассажирских перевозок, выполняемых селигерскими речниками. Великолучане и жители других уголков нашей Родины, а также граждане других стран, как и прежде, являются здесь желанными гостями. Коллектив осташковской пристани предлагает водные путешествия по десяти маршрутам, любой из которых представляет огромный познавательный интерес и позволяет реально познакомиться как с озером Селигер, по праву считающимся Валдайской жемчужиной России, так и с расположенными на его берегах святынями, а также с множеством других исторически значимых мест. Вряд ли на карте нашей страны можно найти регион, где не было бы судоходных артерий и флота гражданского назначения. Совсем скоро свой профессиональный праздник будут отмечать моряки и речники во многих уголках Отечества.

Их вклад в развитие российской экономики переоценить невозможно, как невозможно переоценить и подвиг советских моряков и речников в годы военного лихолетья, а также в другие исторические периоды. Главное богатство российского флота – это люди, связавшие с ним свою жизнь. Их труд достоин уважения и славы. Крепкого вам здоровья, удачи и мирного неба. Семь футов под килем всем труженикам океанов и морей, рек и озер!

М. ГАРБЕР

Поделиться ссылкой: