Новые технологии для обучения будущих железнодорожников

Российское профессиональное образование постепенно технически переоснащается, позволяя будущим специалистам сразу же после учебы и получения диплома начинать работать, как говорится, без адаптации к реальности. Конкурсы профессионального мастерства – это один из механизмов проверить уровень знаний для самих выпускников и проанализировать процесс обучения для педагогического звена.

На прошлой неделе в ВЛТЖТ состоялся конкурс профмастерства для выпускников этого года, заканчивающих техникум, и других железнодорожных учебных учреждений Псковской области – например, студентов Дновского железнодорожного техникума. Конкурс профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования по профильному направлению «Техника и технология наземного транспорта» проходил два дня и был очень интересным.
Студенты-конкурсанты решали практические задачи по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (вагоны)». Те, кто обучаются по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (тепловозы)», показывали практические знания на учебном полигоне. Уровень теории с помощью тестирования проверяли студенты, обучающиеся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте». Кроме этого, участники конкурса переводили профессиональные тексты с иностранных языков.
Также было интересно по-смотреть новый компьютерный класс и оборудование. Ведь техникум впервые так серьезно начинает оснащаться. Дело в том, что Великолукский техникум железнодорожного транспорта имени К. С. Заслонова – структурное подразделение Великолукского филиала Петербургского госуниверситета путей сообщения. Подобное обстоятельство позволяет ВЛТЖТ идти в ногу со временем в технологиях обучения студентов.


Так, в прошлом году благодаря ОАО «РЖД» материально-техническая база техникума пополнилась имитационным тренажером ДСП/ДНЦ. Такое сотрудничество госкомпании с системой профобразования – факт, свидетельствующий о перспективах этой отрасли.
Сегодня железнодорожный транспорт превратился в рыночную сферу, важнейшей задачей которой является повышение качества транспортного обслуживания клиентов, скорости и надежности доставки грузов. Для решения этих задач происходит модернизация образовательных процессов.
Обучение студентов на базе современного компьютерного класса, оборудованного средствами связи и нормативными документами для ведения контроля, учета и отчетности, позволит будущим специалистам грамотно поступать в различных поездных ситуациях. Ведь человеческий фактор в отрасли транспортных перевозок по-прежнему имеет значение, и возможность оперативно принимать и реализовывать оптимальные решения – главное сегодня.
Мультимедийный тренажер разработан на базе реального автоматизированного рабочего места поездного диспетчера. Из-за пандемии коронавируса и связанных с этим ограничений обучать студентов и проводить практические занятия стали лишь в этом году. Будущие специалисты осваивают безопасные методы работы, закрепляют действия и навыки в стандартных и нестандартных ситуациях.
Группа студенток буквально перед нами выполняла довольно непростые задания, связанные с организацией работы сборного поезда на станции. Например, сборный поезд № 3402 принять на определенный путь. Отцепить поездной локомотив с группой вагонов от поезда, указав, что вагоны, следующие в составе поезда, остаются слева. Далее, подать группу вагонов, находящуюся при локомотиве, на подъездной путь «Стройкомплект», 5 полувагонов под выгрузку, 3 платформы под погрузку и так далее. Сцепить вагоны, отправить сборный поезд на станцию, переставить группу вагонов, стоящую на таком-то пути… Интересная и ответственная работа.
В рамках конкурса профессионального мастерства участники выступали в роли диспетчеров, осуществляющих движение поездов по станции, организовывали маневровую работу по подаче, уборке вагонов со станции на примыкающие к ней пути необщего пользования.

Все это не просто техническая работа на память, логику, определение алгоритмов и даже воображения. Диспетчер должен обеспечить наличие свободных путей, не допустить задержки поезда у закрытого входного сигнала. Одним словом, ответственность в профессии очень высокая.
Как рассказала газете «Великолукская правда» заведующая дневным отделением специальности «Организация перевозок
и управление на транспорте» Л. Г. Мартынова, все великолукские выпускники получают рабо-
ту и распределяются по ОАО «РЖД». Наши специалисты очень востребованы. На мой вопрос о том, кто и откуда поступает обучаться в техникум, Лариса Геннадьевна рассказала, что в основном это молодежь из соседних районов.
После окончания Великолукского железнодорожного техникума молодые специалисты разъедутся по России, занимаясь уже во взрослой профессиональной жизни серьезным и важным делом – организацией железнодорожных перевозок. Ведь железная дорога во все времена – это действительно артерии страны, жизнь которой: стройки, промышленность, медицина, почта, магазины и армия, зависит от грамотности, в том числе великолукских специалистов.

М. КОЗЛОВ
Фото Е. Николаенкова

Поделиться ссылкой: