От моделизма к планеру, с планера на самолет

В редакции состоялась встреча по поводу Дня парашютиста, отмечаемого 26 июля. Праздник не слишком массовый, но и оставить в стороне его было нельзя. Тем более что именно 26 июля родился Герой Советского Союза И.Н. Селягин, имя которого сейчас носит Великолукское отделение ДОСААФ России.

Участниками круглого стола стали представители Союза авиаторов летчик-инструктор Николай Николаевич Никишин, летчик-испытатель Николай Павлович Никитин, парашютист-инструктор, мастер спорта по парашютному спорту Сергей Анатольевич Тихонов.

– Союз авиаторов. Что это такое? И почему именно такое сочетание?

Н.Н. Никишин: – Существует такое некоммерческое объединение, согласно закону о некоммерческих организациях, обозначающее себя как «Союз авиаторов». Таким образом мы закольцовываем парашютизм со всеми летными специальностями. Каждый пилот обязан быть парашютистом.

И, объединив в едином союзе всех авиаторов, мы считаем, что так легче будет достичь цели каждой отдельной структуре, федерации отдельного спорта из взятого общего направления. Каждой федерации легче будет существовать.

Настало время взяться за руки, объединиться и совершить этот качественный прорыв к тому, чтобы все вспомнили, кто мы, вспомнили, что мы умеем летать, прыгать и обязаны это делать по праву того, что обязаны продолжать славные традиции Великолукского аэроклуба.

– Но пока это все только общие слова.

– На что мы бы хотели обратить внимание всех жителей города? На то, что возрождение авиации начинается с любого импульса внимания.

И пока мы бы хотели обратить внимание всей общественности города, что наш город – прыгающий с парашютом, всегда таким был и должен таким оставаться. Об этом сейчас наше основное радение. Никуда нельзя шагнуть, если нет такой потребности сделать первый шаг. Все по порядку.

– По порядку тогда возвращаемся к празднику.

С.А. Тихонов: – По случаю Дня парашютиста, отправной точкой для которого стало 26 июля 1930 года, хочется вспомнить людей, благодаря которым этот праздник мы отмечаем. Мы – это весь парашютный мир нашей необъятной страны.

Главным парашютистом является Леонид Григорьевич Ми-нов и его помощник Яков Давидович Мошковский. Благодаря этим людям 26 июля 1930 года состоялись показательные прыжки, и с этого времени мы отмечаем этот замечательный праздник.

Хочу всех парашютистов поздравить со славной датой. Перечислять фамилии не буду, их очень много, и кого-то могу невольно забыть, что будет неправильно.

Но самое главное: хочу пожелать в наше непростое время, чтобы мы не только отмечали эту дату, поздравляя друг друга устно и, может быть, письменно, пересылая друг другу какие-то красивые картинки и клипы, а чтобы мы имели возможность поздравить друг друга и провести этот замечательный праздник непосредственно в небе.

На аэродроме, как это было раньше. То есть День парашютиста мы всегда отмечали в небе. И будем надеяться, что наше время располагает к тому, чтобы мы все-таки нашли средства. Желание у нас есть, силы тоже для того, чтобы наши мечты воплотились в реальность.

– Вообще, реально найти эти средства?

– Не просто реально, это возможно и это нужно сделать. И, не сомневайтесь, это будет сделано. Тем более Великие Луки, Великолукский аэроклуб подготовили не один десяток высококлассных парашютистов, которые в настоящее время находятся на службе в России и выполняют свой профессиональный долг.

Н.Н. Никишин: – Просил бы назвать несколько легендарных фамилий.

С.А. Тихонов: – Связь с аэроклубом многие до сих пор поддерживают. Действующий парашютист сам начальник Великолукского аэроклуба Владимир Фёдорович Матрунич. Были соревнования чемпионата России в Ессентуках, и Владимир Фёдорович там участвовал.

Хочется поздравить от всей души парашютную семью Парфенчиковых. Светлану Борисовну и Юрия Михайловича. Юрий Михайлович был моим тренером, когда я служил в сборной Псковской команды парашютистов 76-й гвардейской, на тот момент, воздушно-десантной дивизии.

Поздравить нужно и парашютную семью Екшикеевых. Любовь Васильевна –  многократная чемпионка мира по парашютному спорту, легендарная парашютистка, которая была в Великих Луках на сборах, и я тот момент помню, когда она передавала свой опыт начинающим парашютистам по тренировке вестибулярного аппарата.

Наш воспитанник, главный тренер сборной Северо-Западного военного округа по парашютному спорту Алексей Тимофеевич Зуев – до сих пор действующий военнослужащий, готовит парашютистов и летный состав и передает свои навыки.

Сергей Александрович Титов – воспитанник Великолукского аэроклуба, на данный момент он занимает должность председателя федерации парашютного спорта Псковской области и возглавляет отряд спасателей в Пскове. Эти спасатели несут круглосуточное боевое дежурство. Такие вот земляки!

Сергей Григорьевич Коломиец тоже проживает в Пскове. Он всю жизнь провел в армии, в ВДВ, легендарный парашютист, имеющий на своем счету не одну тысячу прыжков. Даже затрудняюсь сказать, сколько именно.

Дмитрий Викторович Кравченко – директор спортивного комплекса «Стрелец». Сейчас спортсмен занимается воздухоплаванием. То есть душа авиатора не дает покоя, и он свою мечту о небе претворяет в жизнь иными средствами.

Валерий Валентинович Лосев – парашютист. Он тоже занимается сейчас воздухоплаванием, хотя многие в городе знают его именно как инструктора парашютно-десантной подготовки.

Боюсь, кого-то забыть. Поэтому ограничусь пока этими именами.

Н.Н. Никишин: – И про нашу сборную нельзя не сказать. Про ветеранскую сборную Великих Лук по парашютному спорту.

В нее, считаю, должны войти Матрунич, Титов, Зуев, Коломиец и Тихонов. Это та сборная, тот состав, который, возможно, при определенных положительных результатах должен подняться именно в великолукское небо.

– Вы так об этом говорите, как о решенном деле…

– Для того, чтобы эта сборная Великих Лук, где бы ее участники ни жили, могла по звонку быть в дежурном состоянии и окрылить небо Великих Лук парашютами, необходимо, по сути дела, здесь на базе иметь несколько действующих парашютов. Которые всегда готовы, как и люди.

С.А. Тихонов: – Нужно минимум пять парашютов. Даже могу назвать эти парашюты. Их выпускает ивановский завод «Полет». Специально изготавливаются для сборной России, которая выполняет на них прыжки на точность приземления. Парашюты замечательные. Можно прыгать с попаданием на пятирублевую монету.

Н.Н. Никишин: – Это является первым импульсом и первым вложением в парашютный спорт, который, по сути, является затратным. Но мы говорим сейчас о первом импульсе.

С.А. Тихонов: – С расцветкой купола в цветах российского триколора. Представляете: небо Великих Лук и пять куполов ярких!

– А с чего будете прыгать?

Н.Н. Никишин: – Учитывая то, что авиация в городе представлена, вопрос имеет ответ. Есть федерация авиамодельного спорта, председатель федерации

А.Э. Кротов. Есть федерация воздухоплавания – В.И. Орлов. А прыгать можно с воздушного шара. Можно?

С.А. Тихонов: – Можно.

Н.Н. Никишин: – Можно возродить и поднять в воздух сверхлегкую авиацию. Дельталеты, с которых тоже можно совершить прыжок. Прыгал с дельталета?

С.А. Тихонов: – Да.

Н.Н. Никишин: – То есть мы можем поднять в воздух парашюты и окрасить небо яркими красками, даже опираясь на то, что уже есть. При условии того, что действующие парашюты есть, найдем, с чего прыгать.

Но задача стоит гораздо большая. Больше – это значит окрылить, вообще, город. Сделать город авиационным, каким он в принципе был в советское время, с 30-х годов. И в этом смысле тут даже не о ресурсах разговор.

А о возможностях этого направления. Сейчас уже в городе существует авиамодельный, парапланерный (во главе с Сергеем Кузьминым), дельтапланерный и воздухоплавательный спорт. В июле Москва подтвердила открытие федерации планерного спорта в Псковской области. Это значит, что мы присоединяем сюда еще один пласт и даже готовы сделать его основополагающим.

– В чем плюсы планерного спорта?

– Планеризм может проникнуть во все слои населения, начиная со школьной скамьи, с 12-летнего возраста. Мы можем поднимать в воздух и, соответственно, обучать молодое поколение с молодых ногтей, что является, я считаю, стратегическим решением вопроса авиационного воспитания населения города.

Считаю, что планерный спорт в этом смысле может стать и фундаментальным, объединяющим и проникающим во все сферы и имеющим воспитательную роль, чтобы привить молодым любовь к авиации. Потому что Чкаловский принцип прошлого века: от моделизма к планеру, с планера на самолет – до сих пор остается в среде подготовки пилотов основополагающим.

Легче учится летать на самолете тот, кто прошел планерную подготовку. Поэтому обращаю внимание на очевидные факты. Сейчас не о средствах речь, не о ресурсах, а о том, чтобы каждый читающий захотел, чтобы город стал на крыло. Почему? Потому что пришло время летать! Во всех смыслах.

Н.П. Никитин: – Правильно все сказали. В деле подготовки военного летчика парашютная подготовка является одной из главных видов подготовки. По окончании военного училища летчик, каждый курсант, должен совершить пять прыжков.

Второй момент. Все мы обеспокоены тем, что исторически Великолукский аэроклуб должен находиться в городе Великие Луки, а не в Пскове. Для того, чтобы молодежь имела доступ к парашютному спорту, планерному, к самолетам. Это в какой-то степени и решение государственных проблем в деле подготовки авиационных специалистов, в плане патриотического воспитания.

Достаточно сказать, что до войны Великолукский аэроклуб занимал очень достойное место в системе аэроклубов РСФСР. И воспитал более 10 Героев Советского Союза, военных летчиков, которые защищали небо нашей Родины. Поэтому при сегодняшнем положении патриотического воспитания среди молодежи эта тема стоит очень остро.

Молодежь любит эмоции, движение, и как раз авиационный спорт, парашютный спорт особенно, это дают, заряжают их мечтой о полетах. В этом плане хотелось бы, чтобы мы приложили к этому все усилия, чтобы Великолукский аэроклуб вернулся на историческую Родину для того, чтобы он существовал в городе

Н.Н. Никишин: – Николай Павлович принимает активное участие в увековечении памяти по тем раскопкам, которые сейчас произведены в Новоскольническом районе. По его договоренности оттуда будет получен фрагмент самолета.

– Что это будет?

– Скорее всего, будет либо радиатор, либо часть шасси, либо что-то подобное. На основании чего мы хотим историческую справку получить, чтобы аналог этого самолета Як-9Т поставить на постамент и объединить в едином комплексе.

Н.П. Никитин: – У нас такая задумка в Союзе авиаторов – должна быть стела, которая бы отображала вклад военных летчиков в дело освобождения Великих Лук, в борьбу с фашистской авиацией, потому что наш город и наши земляки внесли очень большой вклад. Думаем, что в одном месте должна быть установлена стела с именами героев и Советского Союза, и Российской Федерации, потому что три летчика-испытателя имеют звания Героев России и тоже внесли большой вклад в дело развития отечественной авиации.

В другом месте планируем установить макет самолета времен Великой Отечественной войны с перечислением авиационных частей, которые освобождали наш город и которые защищали наше небо.

– Редакция присоединяется к добрым пожеланиям по случаю Дня парашютиста! Пусть и все остальные мечты сбываются. Вряд ли кто-то будет против.

А. КАНАВЩИКОВ

Поделиться ссылкой: