Новый паром «Колпино» действует в Печорском районе
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года был учрежден профессиональный праздник, объединяющий всех тех, кто связал свою жизнь с морским и речным флотом. С тех пор ежегодно в первое воскресенье июля на необъятных просторах нашей Родины принято чествовать плавсостав и работников береговой инфраструктуры флота гражданского назначения, судоремонтников и тех, кто трудится в научно-исследовательских и образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту морского и речного флота.
В нынешнем году исполнилось 180 лет с того дня, как жители Пскова впервые увидели на реке Великой пароход «Юлиана-Клементина». С тех пор началось развитие водного транспорта в нашем регионе. Вторую половину минувшего столетия, вне всяких сомнений, следует считать эпохой процветания в истории судоходства на Псковщине. В настоящее время протяженность внутренних водных путей в нашем регионе составляет 503 километра.
И хотя речной флот на территории области переживает сейчас не лучшие времена, комплекс мер по обеспечению развития отрасли разработан и воплощается в жизнь. Водные путейцы постоянно поддерживают в надлежащем состоянии судоходные артерии региона. Ежегодно они оборудуют плавучими и другими знаками судоходной обстановки, общее количество которых составляет более 370, водные пути Псковщины.
Их силами проводятся и другие работы по обеспечению безопасности судоходства, в том числе с применением судов технического флота. В областном центре на теплоходах «Псков» и «Буревестник» жители и гости города могут совершить прогулку по реке Великой и Псковскому озеру.
Перевозки пассажиров осуществляются также на катерах в Псковском и Печорском районах. Минувшей осенью новый самоходный паром «Колпино» грузоподъемностью 65 тонн начал функционировать на Псковском озере в Печорском районе. Тысячи перевезенных пассажиров и единиц автомобильной техники – это далеко не исчерпывающий перечень итогов работы речников региона за каждый из навигационных периодов последних лет.
В нынешнем году флот Псковщины пополнится новым комфортабельным пассажирским судном «Иния» проекта 04860, способным принять на борт 56 пассажиров. Что касается Великих Лук, то, хотя они и не являются портовым городом, роль великолучан в развитии водного транспорта нашей страны переоценить невозможно.
В различные исторические периоды тысячи земляков, окончив профильные учебные заведения, посвятили свою жизнь работе на судах морского и речного флота, в портах, на судостроительных и судоремонтных предприятиях, в организациях и учреждениях водного транспорта.
О судоходных эпизодах в истории нашего города, как и о возможностях возрождения судоходства на Ловати, ранее рассказывалось на страницах нашей газеты. За несколько последних десятилетий фарватер реки претерпел серьезные изменения, и сейчас Ловать представляется судоходной артерией лишь гипотетически.
И все же взятый курс на постепенное возрождение водного транспорта дает основания для надежд на то, что спустя какое-то время на водах Ловати и ее берегах появятся знаки судоходной обстановки, а затем и небольшие суда, скорее всего, прогулочного и служебно-разъездного назначения. Когда и на каких участках реки это произойдет – время покажет. А юные великолучане будут наблюдать за этими жизненными реалиями и мечтать о капитанском мостике.
И в историю Великих Лук будут вписаны новые имена тех, кем гордится город, страна и флот. В настоящее время на территории нашей страны ближайшим к Великим Лукам городом, в котором не только развито судоходство, но и действуют организации водного транспорта, является Осташков, до 1937 года входивший в состав Великолукского округа Западной области, находящийся ныне в составе Тверской области.
Речная пристань Осташков является филиалом Тверского речного порта и занимается осуществлением хозяйственной деятельности, включая пассажирские и экскурсионные перевозки. Замечательный коллектив осташковских речников, возглавляемый опытным руководителем Лидией Ивановной Сырцовой, окончившей 2 высших учебных заведения, традиционно достигает высоких результатов в труде по итогам навигационных периодов.
В минувший межнавигационных период здесь два теплохода прошли капитальный ремонт и теперь снова в строю. На комфортабельных пассажирских теплоходах «Капитан Марков», «Капитан Хоробрых» и «Алексей Родин» можно отправиться в увлекательное путешествие по жемчужине России – озеру Селигер.
Желающим могут предложить 11 экскурсионных маршрутов, максимальная продолжительность экскурсии – 6 часов. Здесь достойно увековечена память о селигерских водниках, геройски павших в годы Великой Отечественной. Нынешнее поколение работников пристани Осташков достойно продолжает славные традиции дедов и отцов, внося свою лепту в развитие и постоянное поддержание готовности флота России к выполнению возложенных задач.
Опытные капитаны пассажирских теплоходов – Виктор Александрович Емельянов, Александр Александрович Хрусталев, Дмитрий Олегович Иванов, как и находящиеся в их подчинении члены экипажей, давно стали не только эталоном высокого уровня профессионализма, но и символом гордости за наш речной флот. Такой же высокой оценки заслуживают и многие другие работники пристани Осташков, а также их коллеги-моряки и речники, выполняющие тяжелую и ответственную работу практически во всех регионах нашей страны.
В различные исторические периоды огромное количество представителей этой интересной и мужественной профессии совершили немало ратных и трудовых подвигов, прославив Отечество и флот. Благодаря этим людям, Россия была, есть и будет великой морской державой, а водный транспорт был, есть и будет одной из важнейших отраслей нашей экономики.
Это является фактом, общепризнанным во всем мире. Очевидно и бесспорно также и то, что качество профессионального образования, полученного в образовательных учреждениях морского и речного флота СССР и современной России, является лучшим в мире. Любая должность рядового или командного плавсостава – от матроса речного судна до капитана океанского лайнера – это тяжелый физический труд, требующий высокого уровня профессионализма, предполагающий возникновение ситуаций, связанных с риском для жизни и здоровья, и умение принимать в этих ситуациях единственно верное решение.
Да и без любви к своей профессии на флоте никак нельзя. Не задерживаются здесь люди случайные. Учитывая огромную значимость водного транспорта в жизни нашей страны, слова о том, что Отечество и флот неразделимы, будут актуальны всегда. И публикации о тех, для кого флотские будни стали делом всей жизни, будут и в дальнейшем появляться на страницах нашей газеты. Крепкого вам здоровья, удачи и новых трудовых достижений под мирным небом, труженики океанов, морей, рек и озер!
М. Гарбер