«По высочайшему повелению…»

В начале 1870 года появились первый и второй номера нового исторического журнала «Русская старина». Издателем его был, как известно, наш земляк Михаил Иванович Семевский. Много прекрасных статей встретил тут читатель, но и среди них не затерялись «Записки» великого композитора Глинки, опубликованные впервые. И позже на страницах «Русской старины» появлялись заметки и воспоминания, посвященные создателю оперы «Иван Сусанин» («Жизнь царя»).

М.И. Глинка

Чтобы не быть голословным, приведу лишь несколько публикаций о жизни и творчестве великого музыканта, вышедших в «Русской старине»:

1870 год, Т.2: Кукольник Н.В. Рассказ Н.В. Кукольника о кончине М.И. Глинки / Сообщил И.А. Пузыревский;

1871 год, Т., № 7: П.С. Воспоминания о М.И. Глинке;

1874 год, Т. 9, № 4: Струговщиков А.Н. Михаил Иванович Глинка. Воспоминания А.Н. Струговщикова 1839-1841;

1875 год, Т.13, № 6: Кармалина Л.И. Воспоминания Л.И. Кармалиной. Даргомыжский и Глинка;

1875 год, Т. 14, № 11: Степанов П.А. Глинка и Даргомыжский. По поводу отзывов А.С. Даргомыжского.

Конечно, интерес выдающегося историка к гениальному творчеству Глинки вполне объясним: «Так как народная песня всегда была с душой русской музыки, то для нас теперь неразрывно спаянная с ней напевная и задушевная музыка Глинки звучит одинаково, как родное былое и вместе с тем настоящее»… Да и знакомый Семевского, биограф композитора В.В. Стасов наверняка поддерживал усилия нашего земляка в деле пропаганды творчества автора «Камаринской».

Во что, например, писал Владимир Стасов о нем: «…Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества, оба – глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».

Памятник М.И. Глинке возле консерватории

Однако как-то подсознательно вспоминался следующий факт: «У Семевского интерес к той или иной исторической личности порой обуславливался связью последней с «малой родиной» исследователя»… Вот и возникла мысль: а вдруг редактор «Русской старины» знал что-то о пребывании М.И. Глинки на Псковщине? Ознакомился с литературой, опубликованными документами и убедился в надуманности такого предположения. Хотя, впрочем, и не совсем.

1838 год. В номере 95 «Санкт-Петербургских ведомостей» сообщается об отъезде из столицы «в Полтаву Придворной певческой капеллы капельмейстера титулярного советника Глинки».

В своих «Записках» композитор сообщал: «В конце апреля 1838 года я был послан по высочайшему повелению в Малороссию (на Украину. – С.П.) для набора 20 малолетних в придворный певческий хор…» И далее: «Кстати, о путешествии: мне дали казенные экипажи и прогонные деньги, ровно как и сумму на другие расходы. В помощники назначили мне помощника учителя пения Дмитрия Никитича Палагина, певчего Нафанаила Никифоровича Шеинова и дядьку Г. Саранчина, при мне был Яков (Нетаев. – С.П.) в качестве камердинера».

Через какие пункты они ехали, где останавливались, можно узнать из «Книги прихода и расхода сумм», выданной Глинке в капелле. Итак…

29 апреля проехали Гатчину и вечером этого же дня остановились на ночлег в Луге. С 30 апреля их путь пролегал по Псковской земле: Плюсса, Порхов, Дубровка, Ашево, Бежаницы, Михайловский погост.

2 мая – остановка в Великих Луках, где завтракали, пили чай, обедали, чинили рессоры в коляске. Следующий пункт – Сеньково, потом Усвяты, а через два дня путешественники уже были в Смоленске.

К сожалению, подробностей о пребывании на Псковщине и в Великолукском крае ни в «Запис-ках» Глинки, ни в «Летописи жизни и творчества» композитора не имеется.

Музей станционного смотрителя

Сам композитор в письме к своему приятелю Нестору Кукольнику (19 июня 1838 года) пишет: «О подробностях путешествия сообщу изустно, при свидании – вообще оно скучно и трудно, но встречалось кое-что смешное и забавное и нередко приводило на память Гоголя». Думается, что прав академик Б. Асафьев: «… В жизни его (Глинки) многое, очень многое неясно, в биографии повсюду пробелы…»

Из командировки на Украину в конце августа того же года Михаил Иванович возвращался уже иным путем – через Москву и Новгород.

Впрочем, с проездом по населенным пунктам Псковщины связан еще один любопытный эпизод жизни великого музыканта. Сентябрь 1840 года.

Глинка возвращается из Новоспасского – своей родины на Смоленщине – в Петербург. В ту пору композитор трудился над созданием оперы «Руслан и Людмила». Работал и в дороге. Так, в своих «Заметках» он, например, отмечает: «Всю ночь я был в лихорадочном состоянии, воображение зашевелилось, и я в ту ночь изобрел и сообразил финал оперы, послужившей впоследствии основанием увертюры оперы «Руслан и Людмила». Кстати, стоит добавить: некоторые музыковеды считают, что Глинка записал песню извозчика, ставшую темой Сусанина, проезжая по земле Псковщины. Знал ли об этих, казалось бы, мелких, но интересных фактах биографии гения русской музыки Михаил Семевский?

Станислав Петров,

кандидат исторических наук

Поделиться ссылкой: