Во все времена и для всех поколений!

Рассказывает ветеран ДОСААФ, летчик-планерист В.И. Алексеев:

– В 1934 году по решению правительства РСФСР был открыт окружной аэроклуб в Великих Луках, и он являлся довольно крупным на северо-западе страны, в котором обучалась молодежь ближайших районов, таких как Пустошкинский, Новоржевский, Локнянский, Невельский, Себежский и других, в которых от Великолукского аэроклуба были созданы планерные кружки, такие же кружки были созданы на крупных предприятиях города, таких как ПВРЗ.

Воспитанники аэроклуба изучали аэродинамику, самолетовождение, конструкцию планеров и самолета, устройство авиационных двигателей, документы, регламентирующие летную работу, и т.д., обучались полетам на планерах, самолетах По-2, УТ-2, прыгали с парашютом.

В то время многие с гордостью носили на груди значок «Маленький парашют», который наряду со значками «Ворошиловский стрелок» и «Будь готов к труду и обороне» высоко ценился у молодежи.

Осоавиахимовский аэроклуб имел свое летное поле. С 1936 г. и по 1940 г. на аэродроме базировался полк авиации дальнего действия, командование которого оказывало немалую помощь аэроклубу. В этом полку служил капитан Н. Гастелло.

Руководство довоенного аэроклуба представляли: начальник аэроклуба Фурсов, начальник штаба Григорьев, комиссар клуба Афанасьев, начальник летной части Мартынов, инженер клуба Карасев.

В аэроклубе готовили пилотов, парашютистов, авиамехаников и прибористов. После окончания учебы в аэроклубе почти все курсанты получали направления – кто в училище летчиков гражданской авиации, кто в училище военных летчиков, кто в авиационно-технические.

Следует отметить, что Великолукский аэроклуб с честью выполнил свою миссию. В годы Великой Отечественной войны 10 его воспитанников стали Героями Советского Союза, а один – полным кавалером орденов Славы. Герой Советского Союза И.Н. Селягин в послевоенное время открывал путь в небо новым поколениям юных великолучан, а сейчас его имя носит местное отделение ДОСААФ России.

Про И.Н. Селягина рассказывает В.И. Алексеев:

– За отличное выполнение 74 боевых самолето-вылетов с ноября 1943 года по 2.07.1944 года награжден тремя орденами. После третьего награждения, с 2 июля 1944 года по 25 февраля 1945 года, он произвел еще 83 успешных боевых вылета, в результате которых, по боевым донесениям и докладам экипажей, совместно выполнявшим задания, причинил следующий урон противнику в технике и живой силе: уничтожил танков и вывел их из строя – 5, подавил 10 орудий полевой артиллерии,

4 батареи зенитных пулеметных точек, создал пожары в 3 железнодорожных эшелонах с военным имуществом, разбил 1 паровоз, разрушил в группе переправу противника, разбил до 30–35 повозок с имуществом, разрушил железнодорожное полотно протяжением 250–300 метров, взорвал 2 склада с горючим и боеприпасами, расстрелял до 200 гитлеровцев. В составе группы провел 10 успешных воздушных боев без потерь со своей стороны.

«Как лучший штурмовик и разведчик, тов. Селягин на протяжении двух с половиной месяцев систематически выполняет самые ответственные задания по разведке с фотографированием, отлично способствует вскрытию новых оборонительных рубежей противника и его перегруппировок, тщательно обнаруживает все изменения положения противника на том или ином участке и закрепляет полученные сведения площадным фотографированием. Им вскрыто 3 новых оборонительных рубежа в полосе района Тильзит в октябре. Вскрывая перегруппировку противника в январе 1945 года в районах Скрунда, Салдус, Либава, Суолдас, Приекуле и других районах территории противника, тов. Селягин проявил исключительное мужество и отвагу в районе целей, добиваясь пунктуальности и четкости выполнения поставленной задачи».

Фронтовая печать так пишет об этом мастере воздушной разведки: «Высота облачности в районе разведки была не более 70 метров, но разведчики не повернули назад. Они решили во что бы то ни стало выполнить приказ командования. Продолжая полет на малой высоте, разведчики обнаружили движение автомашин и пехоты противника, на опушке леса обнаружили подозрительное оживление и новые постройки (фрицы занимались каким-то строительством). Приняв немедленное решение, Селягин дал команду на бомбометание. Цель была накрыта точно. Обстреляв еще из пушек и пулеметов растерявшегося противника, разведчики доложили по радио. Боевой приказ был выполнен отлично, без потерь».

Характерным днем для Селягина может служить 25.02.1945 года, когда он повел на разведку 4 «Ильюшина – 2» в район Кляйн – Блюменау. Противник был тщательно замаскирован в лесу, но ему не удалось скрыться от опытного глаза разведчика Селягина. По обнаруженному противнику был нанесен бомбовый удар, цель накрыта. Вскрыто: 15 автомашин, до 20 повозок, 5 батарей полевой артиллерии и пехота в окопах.

«Вся боевая деятельность тов. Селягина насыщена многими примерами его непоколебимой стойкости в боях, подвигов и высокого мужества для приближения окончательного разгрома фашизма.

Руководя эскадрильей с января 1945 года, он добился только хороших и отличных показателей в боевой работе подразделения. Эскадрильей под его командованием произведено 236 успешных боевых самолето-вылетов, из которых на фотографирование укрепленных районов – 30 боевых самолето-вылетов. Причинен значительный урон противнику в технике и живой силе без потерь со своей стороны.

За отличное выполнение боевых заданий командования, проявленные боевые подвиги и геройство в боях с фашизмом тов. Селягин достоин высшей правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 6-го гвардейского отдельного штурмового авиационного Московского Краснознаменного ордена Суворова полка гвардии майор Мусиенко. 2 марта 1945 года».

В общем, Великолукский аэроклуб – это достойно, это ярко, это наша подлинная гордость! Во все времена и для всех поколений!

Кстати. В архиве аэроклуба хранится фото 1951 года. Может быть, читатели газеты вспомнят, кто на этом снимке изображен, и поделятся своими воспоминаниями о занятиях в аэроклубе?

Подготовил А. КАНАВЩИКОВ

Поделиться ссылкой: