Продолжаем говорить о «вселенной Матросова», о том поле патриотизма, который и сделал А.М. Матросова символом подвига. Что важно: необязательно понятие «лечь на амбразуру» было синонимично смерти.
Как минимум семеро матросовцев, несмотря на тяжелые ранения, остались в живых: младший лейтенант Кочнев Степан Иванович, лейтенант Куликов Степан Устинович, рядовые Майборский Влади-мир Петрович, Майсурадзе Георгий Васильевич, Оразалинов Сабалак, Райз Товье Хаймович и Удодов Александр Абрамович.
Статистика и подвиг
Высокого звания Героя Советского Союза были удостоены 149 человек, трое из них – Майборский, Майсурадзе и Удодов, к счастью, без приставки «посмертно». Орденами были награждены 56 человек, все, кроме Т. Райза (удостоенного ордена Славы 3-й степени), посмертно. Медали «За отвагу» получили 28, из них 25 посмертно, а Кочнев, Куликов и Оразалинов – живыми.
При этом как минимум 26 человек не получили за закрытие амбразуры своим телом вообще ничего. Даже медали «За отвагу»! В военной неразберихе всякие случайные повороты возможны.
Среди совершивших подвиг в Великую Отечественную были: русские – 161, украинцы – 38, белорусы – 10, татары – 9, казахи – 8, евреи – 5, армяне – 4, азербайджанцы, башкиры, грузины, узбеки и чуваши – по три представителя; по два – бурят, марийцев, молдаван и эстонцев; по одному – абхаз, аварец, болгарин и осетин.
Подвиг во имя Победы совершили 106 коммунистов, 113 комсомольцев и 44 беспартийных. И эта статистика тоже кое о чем говорит, ведь комсоргов батальонов и парторгов рот на амбразуры партия «не бросала», люди сами шли на самопожертвование. Как настоящие воины были выше «классово-партийных задач» и беспартийные «матросовцы»…
Был и вообще уникальный в своем роде случай, когда в сражении за Киев 18 октября 1943-го закрыл грудью амбразуру рядовой Беломутов Григорий Тихонович, за день до этого удостоенный звания Героя Советского Союза за ранее совершенные подвиги. Но об этом он так и не узнал…
О высочайшем самопожертвовании говорит и такой боевой эпизод, когда снайпер сержант Бурмистров Иван Иванович, так и не подавив огневую точку противника с помощью винтовки, вызвался ее уничтожить любой ценой, как оказалось, ценой жизни.
Зафиксирован единственный случай двойного закрытия амбразуры дзота, когда 1 марта 1944-го в боях за освобождение белорусского Жлобино пожертвовал собой лейтенант Жуйков Николай Петрович. Вражеский пулеметчик каким-то образом сбросил тело, и тогда сержант Мазилин Филипп Николаевич собой вновь закрыл ту же амбразуру.
Даже в финале войны, когда Победа была так близка и уже шли бои за рейхстаг, находилось место для подвига. Последние были зафиксированы в Берлине 23 апреля 1945-го, когда украинец гвардии сержант Манита Архип Самойлович накрыл своим телом пулеметную точку, и 24 апреля, когда еврей лейтенант Бумагин Иосиф Романович совершил подобное при штурме Бреслау (ныне Вроцлав). Оба стали Героями Советского Союза.
9 августа Советский Союз вступил в войну с японцами, в ходе боев в Северо-Восточном Китае, на Сахалине и Курилах пали тысячи советских воинов. О невероятном сопротивлении, которое оказывали самураи, и о порыве советских бойцов к окончательной победе говорит уже тот факт, что менее чем за месяц битвы на Дальнем Востоке подвиг Матросова повторили 13 воинов.
Отличились не только моряки, но и солдаты Забайкальского и Дальневосточных фронтов. А также и пограничник младший сержант Хасанского погранотряда Овчинников Пётр Иванович, который совершил подвиг в первый же день – 9 августа 1945-го при штурме японского пограничного поста «Концурика».
Последними воинами, совершившими подвиг Матросова, были моряки – старшина 1-й статьи Вилков Николай Александрович и матрос Ильичев Пётр Иванович. 18 августа 1945-го во время высадки десанта на остров Шумшу они своими телами закрыли амбразуры двух рядом стоящих дотов…
Статистика, которую приводит Сергей Смолянников, опирается на советские цифры. Сейчас число матросовцев выросло минимум до 500 человек. Но пропорции в любом случае показательны.
Массовый героизм
Теперь что касается случаев массового героизма. Журналист Ольга Родионова писала в газете «Алтайская правда» в 2009 году: «Об этом в Кытмановском районе знает каждый школьник. 29 января 1942 года двадцать два разведчика 225-й стрелковой дивизии получили задание: провести разведку боем и уничтожить врага. Дело было под Новгородом, на берегу реки Волхов. Немцы нашли себе укрытие в стенах Юрьева монастыря, а вокруг очень хорошо замаскировали свои дзоты. И когда наши солдаты подошли к переднему краю вражеской обороны, гитлеровцы открыли по ним огонь.
Не сговариваясь, трое бойцов – сержант Иван Герасименко, рядовые Александр Красилов и Леонтий Черемнов – бросились на амбразуры пулеметов. Так у остальных появилась возможность напасть на врага с другой стороны. Советские разведчики полностью выполнили задание: в том бою было уничтожено 6 вражеских дзотов, 55 немецких солдат и офицеров.
На месте гибели наших героев в Великом Новгороде вот уже много лет стоит мраморная плита, на которой золотыми буквами выгравированы имена Александра Красилова, Леонтия Черемнова и Ивана Герасименко. А в Старой Тарабе (село в Кытмановском районе Алтайского края – А. К.) – три бюста героев, отдавших свои жизни за Победу. И ежегодно 29 января в селе проходит линейка Памяти с возложением гирлянды к мемориалу.
Герасименко был кемеровчанин. Красилов и Черемнов – друзья детства, они родились в Алтайском крае, в селе Старая Тараба, вместе росли, мужали, обзаводились семьями. Незадолго до начала войны оба переехали в Новокузнецк – строить металлургический комбинат. У Леонтия Черемнова тогда было трое детей, у Александра Красилова – шестеро.
Кстати, в Старой Тарабе хоть и не родился, но жил и призывался отсюда на войну еще один Герой Советского Союза – Иван Собко».
Как здесь не преклонить голову и колени перед нашим великим и поистине непобедимым народом! Вдумайтесь: только из одной деревни вышло сразу трое Героев Советского Союза, и двое из них – закрыли вражеские амбразуры! Что же это за концентрация патриотического духа и любви к Родине должны быть, чтобы мы могли видеть подобные примеры!
Поэт Николай Тихонов даже посвятил бою у Юрьева монастыря свои стихи «Баллада о трех коммунистах»:
Герасименко, Красилов, Леонтий Черемнов –
Разведчики бывалые, поход для них не нов.
Стоят леса зеленые, лежат белы снега,-
В них гнезда потаенные проклятого врага.
Зарылись дзоты серые, переградив пути,
Ни справа и ни слева их никак не обойти.
Зарылись норы вражьи в приволховском песке,
На них идут разведчики, гранату сжав в руке…
Причем если вы думаете, что три закрытия амбразур за один бой – это рекорд, то вы глубоко ошибаетесь. На сегодняшний день практически документально доказан, со ссылкой на командира дивизии, если можно так выразиться, шестикратный подвиг! В Сталинградской битве в конце ноября 1942 года разведчики 76-й Армянской стрелковой дивизии (с 11 ноября 1942 года – 51-я гвардейская дивизия) должны были обеспечить форсирование излучины Дона с последующим занятием хутора Песковатка.
Ночью они уходят. А в пять часов утра наши солдаты слышат звуки недолгого боя, и в небо взвивается ракета, которая означает сигнал к началу переправы. Солдаты рвутся к огневой точке на правом фланге противника и здесь видят геройски погибших шестерых: рядовой Армаз Асатурович Саркисов, командир отделения Шалва Иванович Кикалейшвили, разведчик Ованес Мартиросович Оганесян, рядовой Ахмед Алиевич Бабаев, рядовой Виктор Семёнович Сахарадзе, командир отделения Ахмед Алиевич Гамбабедов.
Командир дивизии Н.Т. Таварткиладзе представлял героев к высокому званию Героев Советского Союза. Но, как это часто бывает, никто не получил вообще ничего. Всего же, как сообщается на сайте poiskvolgograd.ru, за время Великой Отечественной войны закрыли грудью амбразуры 10 бойцов 51-й гвардейской Армянской стрелковой дивизии, еще были Пётр Лаврентьевич Гутченко, Константин Прокофьевич Кутрухин, Александр Антонович Покальчук и Александр Михайлович Печерских.
И это было не безумством обреченных, не актом отчаяния, когда животный страх перебарывал волю, и делалось не от слабости, а именно от силы и сознания своей правоты. Пусть я погибну, но и тебе не уйти, а за меня обязательно отомстят, рассуждали матросовцы.
По советскому образцу
Показательно, что подвиг Матросова совершали люди всех полов, национальностей и возрастов. Причем это были не только граждане Советского Союза. Есть среди них американец Роджер Янг, вьетнамцы Тран Ку, Фан Динь Жот, полный интернационал получается, весьма пестрый в вопросах религии, воспитания, влияния окружающей среды, профессиональных или сословных признаков.
Очень храбро, судя по аналитическому обзору «Война в Корее, 1950-1953», размещенному на сайте «Военная литература», в отношении духа и настроя на подвиг, воевали китайские добровольцы: «Политрук роты хорошо знал каждого бойца подразделения, держал связь с его родными в тылу и извещал их о его заслугах и подвигах, уделял большое внимание развитию личной инициативы солдата в бою. Ни одно, даже незначительное, проявление инициативы на поле боя не оставалось незамеченным и поощрялось теми мерами и средствами, которые были доступны в роте: зачисление в список отличников, посылка благодарственного письма родным и т. д.
Следует отметить, что вопросам развития личной инициативы военнослужащих в войсках КНД отводилось много внимания. Случаи безынициативности солдата, отсутствия военной смекалки, неумение самостоятельно найти выход в трудной обстановке, слабоволие резко порицались на партийных собраниях и на собраниях организаций Новодемократического Союза Молодежи.
Личная инициатива и боевая активность китайских добровольцев были высокими. Отсюда зародилось и приняло широкий размах движение за совершение подвигов и преодоление трудностей. Это движение имело огромное значение в развитии у солдат тактического мышления, боевого мастерства, в воспитании у них стойкости и умения преодолевать трудности боевой жизни, массового героизма.
Всей системой политической работы в сознание китайских добровольцев внедрялись понятия невозможности оставления позиций без приказа командира, вера в своего командира, готовность к самопожертвованию, чувство взаимной выручки, любовь к своей роте. Действенность этой работы была огромна. В 1952 г. во время ежедневных напряженных боев некоторые роты 12, 15 и 38-го армейских корпусов понесли потери до 90% личного состава, но несмотря на это оставшиеся 15-20 солдат роты продолжали по нескольку дней удерживать ротные опорные пункты. Нередко бывало так, что наверху и вокруг обороняемых добровольцами туннелей находились подразделения американцев, но они не могли их взять. Более того, они несли большие потери от смелых ночных вылазок китайских солдат. В боевых документах врага неоднократно отмечалось, что, если в живых оставался хотя бы один китаец, оборона продолжалась. Отмечено несколько случаев повторения подвига Александра Матросова. В боях севернее Кумхуа (октябрь – ноябрь 1952 г.) подвиг Матросова повторили бойцы Сын Чжань-юань, Хуан Сюй-гуан, Цю Шоа-юнь и др.».
Вообще, вся статистика по матросовцам может быть исключительно условна. Потому что матросовский подвиг в мире осознанно и добровольно (японские камикадзе не в счет – это было их профессией!) совершило не так уж и мало людей.
Подготовил А. КАНАВЩИКОВ