Неизвестные и малоизвестные факты и документы
«Представляет определенный интерес структура и функции учебно-воспитательной части колонии. Остановимся на ней чуть подробнее. Учебно-воспитательная часть трудовой колонии возглавлялась заместителем начальника колонии по политической части. Он руководил всей – работой в тесном контакте с партийной, комсомольской и профсоюзной организациями. С 1938 по 1940 гг. заместителем ДТК № 2 работал Т.Д. Катеренчук, который впоследствии воевал на фронтах Великой Отечественной войны, был тяжело ранен и вновь возвратился на прежнее место работы, где трудился до начала 60х годов. С октября 1940 г. его заменил Н.К. Ополев, с 1943 г. он – уже начальник детской колонии. В характеристике на члена ВКП (б) Николая Кузьмича Ополева, подписанной парторганизацией трудколоний НКВД Шамигуловым и заверенной секретарем Кировского РКПБ (б) г. Уфы Вафаевой от 2 октября 1940 г., отмечается, что «Ополев Н.К., 1910 г. рождения, по социальному происхождению – рабочий, образование – 7летняя школа и окончил высшую школу пропагандистов при ЦК ВКП (б). В настоящее время работает в Уфимской трудовой колонии НКВД для несовершеннолетних в должности заместителя начальника по учебно-воспитательной части, показал себя как хороший организатор в деле выполнения задач, поставленных партией и правительством в перевоспитании несовершеннолетних преступников». Кроме Н.К. Ополева, в годы Великой Отечественной войны Уфимской трудовой колонией в разные периоды руководили: Волков, Константинов, Г.А. Сергиевский, Барбашин.
Война соответственно наложила свой отпечаток на режим, производственно-хозяйственную, политико-воспитательную жизнь как сотрудников, так и колонистов. Так, 22 августа 1942 г. начальником ДТК Волковым был издан приказ № 90, где подчеркивалось, что на основании циркуляра НКВД СССР от 6 июня 1942 г. за № 236 об установлении продолжительности рабочего дня несовершеннолетних на период военного времени установить с 24 августа 1942 г. несовершеннолетним заключенным следующую продолжительность рабочего дня: в возрасте от 11 до 14 лет – 6 часов, от 14 до 16 лет – 8 часов, от 16 и старше – 10 часов. Персональная ответственность по соблюдению рабочего дня возлагалась на начальника производства Гудимова и начальника мебельной фабрики Окунева. На основании нового циркуляра НКВД СССР № 208 от 22 апреля 1943 г. продолжительность рабочего дня для всех колонистов всех возрастов была сокращена на 2 часа. Определенное смягчение в трудовой жизни колонистов, очевидно, объясняется проявлением гуманности к несовершеннолетним и успешными контрнаступательными операциями Советской армии под Москвой и Сталинградом, которые нанесли существенный урон немецко-фашистским захватчикам. Определенную лепту в эти победы внесли сотрудники и воспитанники Уфимской трудовой колонии. Часть сотрудников и наиболее активные и примерные колонисты, хотя и имели бронь, добивались отправки на действующий фронт, оставшиеся трудились в тылу, в колонии выпускали продукцию для нужд Советской армии.
В годы войны из блокадного Ленинграда в Уфу прибыл эшелон с эвакуированными подростками, их разместили в Уфимской трудовой колонии, создали все условия для отдыха, работы и учебы. Колонисты в военный период производили снегоступы и спецукупорку. Ежедневно они должны были выпускать 500 пар снегоступов и 300 комплектов спецукупорки. Первые использовались для ведения боевых действий в условиях зимнего времени по глубокому снегу. Вторые предназначались для заводов, изготавливающих боеприпасы. В 1941 году основным видом спецукупорки, изготавливаемой предприятиями НКВД, являлась упрощенная пороховая и патронная укупорка. Начиная с 1942 года заводы, изготавливающие боеприпасы, потребовали более сложную спецукупорку, предназначенную для упаковки различных видов снарядов, мин и авиабомб. В связи с этим была проведена полная реорганизация деревообрабатывающих предприятий с перестановкой всего оборудования по новому технологическому процессу и изготовлением необходимых приспособлений и инструмента.
Выпуск спецукупорки в 1942 году был увеличен в 2,3 раза против 1941 года и составил 6 400 000 комплектов. В 1943 году продолжается дальнейший рост выпуска спецукупорки – изготовлено 7 800 000 комплектов. За 3 года войны предприятия НКВД изготовили 20 700 000 комплектов спецукупорки, выполнив задание Государственного комитета обороны на 107 %. Свой вклад в выполнение задания внесли и воспитанники Уфимской трудовой колонии, приближая тем самым великую победу Советской армии над фашистскими оккупантами.
Говоря о деятельности колонии в годы войны, мы не можем оставить без внимания яркий факт, связанный с героическим подвигом Александра Матвеевича Матросова, который с 1941 по 1942 год был воспитанником данной колонии. Трофим Данилович Катеренчук – старший воспитатель Уфимской трудовой колонии, участник Великой Отечественной войны, вспоминает: «Когда враг напал на нашу землю, Саша Матросов не находил себе покоя. Сердце юноши было полно боли и гнева. Как часто говорил он своим товарищам и воспитателям: «Разве мое место здесь! Нет, я должен быть сейчас на фронте, где мои сверстники сражаются с врагом». Свой долг Саша видел в том, чтобы с оружием в руках отстаивать родную землю от наглых захватчиков».
Из воспоминаний Николая Кузьмича Ополева – бывшего заместителя начальника трудовой детской колонии в Уфе: «В нашем коллективе Саша Матросов всем понравился. Слесарный цех у нас был небольшой. Ведал им Виктор Филлипов. Это был не только хороший мастер, но и большой души человек. К нему и был приставлен на обучение Саша Матросов. Новичок быстро сдружился с коллективом, упорно изучал слесарное дело. Никогда не отказывался от работы. Делал он все увлеченно и аккуратно, всегда был собран, дорожил временем. С начала войны из слесарного цеха ушли на фронт лучшие друзья Матросова – Миша Химин, Витя Боков, Вася Трофимов, а за ними вскоре ушел и мастер цеха Виктор Филиппов. Саша Матросов показывал пример в труде, перевыполнял нормы, помогал товарищам. Его любили в коллективе. Когда в Уфу прибыли с фронта раненые бойцы, мы организовали над ними шефство. Матросов вместе с другими товарищами часто посещал фронтовиков, расспрашивал о боевых действиях на фронте. В подарок фронтовикам мы собрали много книг. И в этом деле активистом был Саша. В один из осенних вечеров 1942 года мы провожали Матросова на фронт. Саша заверил нас, что будет драться с врагом беспощадно. Мы ему искренне верили».
Из личного дела колониста А.М. Матросова видно, что он родился 5 февраля 1924 г. Прибыл в Уфу 21 апреля 1941 г. Работал на мебельной фабрике слесарем. За хорошие производственные показатели и отличную учебу 15 марта 1942 г. был назначен помощником воспитателя и председателем общественной конфликтной комиссии.
В сентябре 1942 года ушел на фронт воспитанник уфимской детской трудовой колонии А.М. Матросов. В его наградном листе такие сведения: «Красноармеец, призван в армию Кировским РВК г. Уфы, был направлен на учебу в Краснохолмское пехотное училище (под Оренбургом), но уже в январе 1943 года вместе с курсантами училища добровольцем в составе маршевой роты отправился на Калининский фронт. С 25 февраля 1943 года на фронте служил стрелком-автоматчиком в составе 2го отдельного стрелкового батальона 91й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И.В. Сталина (позже 254й гвардейский стрелковый полк имени Александра Матросова 56й гвардейской стрелковой дивизии, Калининский фронт)». (…)
18 октября был издан приказ народного комиссара внутренних дел Союза СССР Л. Берии за № 633 «О реорганизации Уфимской трудовой колонии несовершеннолетних заключенных в Уфимскую трудовую воспитательную колонию имени Александра Матросова». В пункте 2 данного приказа отмечается: «Присвоить Уфимской трудовой воспитательной колонии имя Героя Советского Союза Александра Матросова. Народному комиссару внутренних дел Башкирской АССР полковнику государственной безопасности тов. Бабенко обеспечить приведение колонии в образцовый порядок».
По постановлению Бюро Башкирского Обкома ВКП (б) и Совнаркома Башкирской АССР средней мужской школе № 64 города Уфы и Уфимскому парку культуры и отдыха присваивается имя Александра Матросова, улица «Яналиф» в Уфе переименовывается в улицу имени Александра Матросова. Имя героя будет носить также детский кинотеатр, который создается в Уфе. Управлению по делам искусства Башкирской АССР поручено привлечь скульптора к разработке эскиза бюста Александра Матросова, а Союзу писателей – издать массовым тиражом брошюру о Матросове на русском и башкирском языках. 20 мая 1949 г. СНК БАССР принял Постановление о сооружении памятника А. Матросову в г. Уфе, который был установлен 9 мая 1951 г. в Уфимском парке культуры и получил имя героя. Скульптор – Л.Ю. Эйдлин.
Накануне 40-летия образования ВЛКСМ на территории ДТК им. Матросова был установлен бюст Героя Советского Союза с надписью, выгравированной на металле: «Герою Советского Союза Александру Матросову от комсомольцев г. Уфы в день 40-й годовщины ВЛКСМ. 29 октября 1958 г.». К сожалению, автор бюста не известен. По косвенным данным, инициатива принадлежала комсомольцам завода коммутационной аппаратуры.
В послевоенные годы детская воспитательная трудовая колония им. А.М. Матросова становится одной из лучших в стране по производственным показателям и учебно-воспитательной работе. В этом заслуга всего коллектива учреждения, который с 1955 по 1971 год возглавлял участник Великой Отечественной войны Т.Х. Хамидуллин. Он родился в 1922 г. в деревне Кулик Ялуторского района Омской области в семье крестьянина. Его родители до революции занимались сельскохозяйственным трудом, а в 1922 г. по случаю голода переехали в г. Алапаевск Свердловской области, где отец трудился на руднике забойщиком. После окончания семилетней школы в 1938 г. Т.Х. Хамидуллин поступил учиться в Уфимский автотранспортный техникум. После окончания 3 курса, 3 августа 1940 г., он был мобилизован и направлен для прохождения учебы в Уфимское пехотное училище, после окончания которого, в январе 1942 г., убыл в г. Курган в запасной лыжный полк на должность командира стрелкового взвода. В феврале 1942 г. в составе маршевого батальона 46й отдельной стрелковой бригады принимал участие в боевых операциях на северо-западном фронте, командовал взводом, ротой, был ранен под Старой Руссой. С 1943 по 1945 годы воевал в составе 319й Краснознаменной Двинской стрелковой дивизии Второго Белорусского фронта на должностях командира стрелковой роты и батальона. Участвовал в освобождении Кенигсберга, Польши. За образцовое выполнение заданий командования, героизм и мужество награжден орденами: Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями: «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией» и другими наградами.
Опорой начальника, его правой рукой был капитан Леонид Прокопьевич Шангуров, занимавший должность заместителя начальника колонии по учебно-воспитательной работе. Он родился в 1926 г. в дер. Бекетово Бузовьязовского (ныне Кармаскалинского) района. В 1943–1948 годах проходил службу в авиационных частях Советской армии, награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и другими наградами. В 1950 г. Л.П. Шангуров по рекомендации Кировского РК ВЛКСМ направляется в Уфимскую ДТВК им. А. Матросова, где вскоре избирается секретарем комсомольской организации. Здесь он зарекомендовал себя как настоящий лидер воспитанников, проявил свои организаторские способности, умение вникать и понимать души колонистов. Л.П. Шангуров принимал самое активное участие во всех спортивных мероприятиях. В 1956–1971 годах с небольшими перерывами оставался заместителем начальника по учебно-воспитательной работе, а потом продолжал работать и в средней специальной школе.
Ключевой фигурой в колонии являлся воспитатель, он же начальник отряда, который ежедневно находился рядом со своими подчиненными. Работа требовала очень многих качеств, в первую очередь – умение находить взаимопонимание с колонистами, стремление помочь им познать свои ошибки и сформировать из них честных, трудолюбивых граждан. Старшими воспитателями были: Т.Д. Катеренчук, Ф.Г. Байбурин, Д.Д. Ищенко, П.Ф. Комаров, П.Ф. Пономарев, В.Т. Шалашов; воспитателями: С.П. Воробьев, Г.Д. Байков, Ф.Г. Деньгин, Ф.М. Ихсанов, А.Н. Колганова, В.Ф. Кретов, Ф.С. Курбанов, П.А. Васильев, Г.И. Аксенов, П В. Массальский, Д.Д. Маценко, В.Г. Симонов, В.П. Фалин, С.С. Хакимов, Х.Х. Туктаров, Г.А. Сухоруков. (…)
Знаменательным событием в жизни детской воспитательной колонии стало торжественное открытие в 1966 году, в день 23летия присвоения звания Героя Советского Союза Александру Матросову, мемориального музея. Здесь имелись стенды, посвященные его детским и юношеским годам. У бюста Героя – автомат, каска, лопата и горстки священной земли, взятые с места гибели и места его захоронения в Великих Луках. В углу – койка и личные вещи Саши, его матроска, в которой он выступал в кружке художественной самодеятельности. Видное место занимают стенды, рассказывающие о славном пути полка, где служил Матросов. На стенде «Матросовцы в битве за Родину» – фотографии советских воинов, повторивших подвиг Матросова. Здесь – украинец Александр Шевченко, белорус Пётр Куприянов, башкир Миннигали Губайдуллин, татарин Газинур Гафиятуллин, казах Султан Баймагамбетов, киргиз Чолпонбай Тулебердиев, азербайджанец Герай Асадов, армянин Унан Аветисян, абхазец Владимир Пачулия, молдаванин Ион Солтыс, эстонец Иосиф Лаар и другие. В одной из витрин музея собраны книги писателей о подвиге Матросова, изданные на русском, испанском, арабском и других языках.
При открытии музея имени А. Матросова принимал участие выдающийся полководец Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Андрей Иванович Еременко. В ходе войны он командовал Брянским, Юго-Восточным, Сталинградским, Калининским, 1м и 2м Прибалтийскими фронтами. Советские войска под руководством А.И. Еременко нанесли решающие удары в Московской и Сталинградской битвах, обеспечив тем самым коренной перелом в войне. За выдающиеся заслуги перед Отечеством он был награжден 5 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1й степени, орденами Кутузова 1й степени и многими медалями. Во время посещения колонии он многократно выступал перед сотрудниками и воспитанниками. Сам Т.Х. Хамидуллин воевал на втором Прибалтийском фронте под командованием маршала. (…)
Посетив музей Александра Матросова, Маршал Советского Союза Андрей Иванович Еременко сказал: «Матросов – это созвездие одиннадцати тысяч Героев Советского Союза, его образ должен служить каждому путеводной звездой… Молодежи Башкирии мой горячий привет и добрые пожелания в учебе, в труде, жизни. Будьте достойны своего Героя-земляка!»
В 1971 году Уфимская воспитательная трудовая колония имени А.М. Матросова была передислоцирована в город Стерлитамак, а на ее базе приказом МВД СССР от 22 сентября 1971 года создана Уфимская средняя специальная школа подготовки начальствующего состава МВД СССР, которая с 1988 г. приобрела статус высшего учебного заведения – Уфимский юридический институт МВД России.
1 октября 2018 года на территории института состоялась торжественная церемония открытия реконструированного бюста Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матросова, который был установлен в 1958 году комсомольцами г. Уфы.
Подготовил А. КАНАВЩИКОВ
Приводятся современные фото территории и музея УЮИ