Александр Матросов: подвиг и судьба

(Продолжение)

Матросов как лидер по натуре и боец, органически не принимающий несправедливости в любой ее форме, с самого начала Великой Отечественной войны просился на фронт. Л.В. Корепанова рассказывала:

«Помню, он часто говорил учителям, воспитателям и своим товарищам: «Разве мое место здесь? Нет, я должен быть сейчас там, на фронте, где наш народ сражается с врагом».

Не раз Саша приносил мне заявления и просил передать их начальнику колонии. В этих заявлениях Матросов добивался отправки его на фронт. Он писал: «Мое место на фронте, я хочу драться с врагом, с фашистами. Я ненавижу их! Я буду защищать Родину, не жалея сил, а если потребуется, отдам и жизнь». Однажды Саша под большим секретом показал мне письмо, написанное на имя наркома обороны, в котором убедительно просил наркома отправить его добровольцем на фронт, и не куданибудь, а только на Западный, чтобы защищать столицу нашей Родины – Москву.

В этом письме Матросов писал:

«Дорогой товарищ Нарком! Пишет Вам простой рабочий из города Уфы. Шести лет я лишился родителей. Будь это в капиталистической стране, мне грозила бы голодная смерть. Но у нас, в Советском государстве, позаботились обо мне, обеспечили образование и специальность слесаря в детской трудовой колонии. За все это я очень благодарен Коммунистической партии и Советской власти, и сейчас, когда наша Родина в опасности, я хочу защищать ее с оружием в руках.

Здесь, в Уфе, я трижды просился на фронт, и трижды мне было отказано в этом. А мне 17 лет. Я уже взрослый. Я больше принесу пользы на фронте, чем здесь. Убедительно прошу Вас поддержать мою просьбу – направить на фронт добровольцем и желательно на Западный фронт, чтобы принять участие в обороне Москвы.

А. Матросов».

Впрочем, как и полагается, в армию Матросов был призван лишь по наступлении его 18летия и практически завершении срока заключения. Руководство ДТК подготовило следующую характеристику по состоянию на 23 сентября 1942 года:

«Тов. Матросов А.М. прибыл в Уфимскую трудовую колонию 21 апреля 1941 года. С момента прибытия Матросов А.М. зарекомендовал себя с исключительно положительной стороны. Работая на мебельной фабрике в качестве слесаря, систематически стахановским методом перевыполнял производственную норму на 250–300 %. За хорошую работу на производстве, отличную учебу и поведение в школе Матросов с 15.III 1942 года по 23.IX 1942 года работал в должности помощника воспитателя, кроме того, был избран председателем центральной конфликтной комиссии.

Активная работа в учебно-воспитательной части и личное желание Матросова окончательно подготовили его к самостоятельной жизни.

Тов. Матросов выдержан, дисциплинирован, умеет правильно строить товарищеские взаимоотношения.

Делу Коммунистической партии большевиков и своей социалистической Родине товарищ Матросов Александр Матвеевич предан.

Характеристика дана для предъявления в районный военный комиссариат по случаю призыва тов. Матросова в ряды Красной Армии».

(Архив ЦК ВЛКСМ, личное дело А. Матросова, цитата по книге И.Т. Легостаева.)

Уезжая из колонии, Матросов сдал инструмент, попрощался с воспитателями и друзьями, с Лидой Кургановой, с которой объединила забота о ленинградских детях. Выступил на импровизированном митинге, где сказал:

«У меня давно нет родителей. Советская Родина стала для меня матерью. Она воспитала меня, дала возможность учиться, стать полноправным советским гражданином. Нет для меня ничего дороже Родины. Ей отдам все: свои силы, а если понадобится, я готов отдать и жизнь. Я выполню свой долг».

Кстати, об одной путанице с датами.

В «Книге призванных в Советскую Армию в 1942 году на 108 листах» датой призыва А.М. Матросова (№ 50) значится 26 октября 1942 года. При этом точно известно, что в октябре Матросов уже находился в училище. Видимо, имеет место человеческий фактор, банальная ошибка, а призван Саша был все-таки в сентябре.

Нина Дубовик специально запросила у военного комиссара Кировского и Ленинского районов г. Уфы Республики Башкортостан Ю. Алферова все сведения (получено в марте 2023 года). Так что «сенсация отменяется». А пресловутая запись хоть в «Книге» и есть, но не подтверждается всем массивом других документов.

У Матросова ничего не получилось с флотом. Армия решила по-своему и направила туда, где посчитала: он будет нужнее. В Краснохолмское пехотное училище. А если конкретнее, то в село Платовка Оренбургской области.

Заместитель директора Платовской школы им. А. Матросова Марина Васильевна Сундукова во время поездки в Великие Луки в 2017 году подробно рассказывала о патриотических традициях школы, о том, что имя Матросова и в Платовке является всем известным и дорогим:

– Еще с 1964 году в школе был создан музей. Приезжала делегация из Днепропетровска в 1972 году. Ребята собирали фотографии, материалы по Матросову.

Велась переписка и с газетой «Пионерская правда», и с детским домом из Ульяновской области. В 2015 году нашей школе было присвоено имя А. Матросова.

М.В. Сундукова пояснила, что школа фактически всегда носила имя Матросова, и два года назад, в апреле 2015го, всё это было лишь закреплено юридически. Очевидно все это и для школьников, которые приезжают в Великие Луки…

– В школе у нас есть площадь, туда мы перенесли памятник А. Матросову, – рассказала Марина Васильевна. – До этого совхоз носил имя Матросова, потом совхоз реорганизовался. В 2007 году памятник был перенесен на территорию школьного сада, там сделали площадь.

Теперь у нас в Дни воинской славы, в открытие и окончание учебного года проходят линейки, ставим пост около памятника, выпускники возлагают цветы.

На территории нашей школы, кстати, памятник Ленину стоит, тоже принесли к себе в сад. Заложили парк им. Александра Матросова. Есть парк 90летия ВЛКСМ. Стараемся жить, чтобы помнить и что-о делать для страны.

Учитель истории Ольга Ивановна Севостьянова продолжила рассказ:

– Патриотическая работа ведется очень давно. Создание музея в 60е годы стало логическим ее продолжением. Директор школы Пётр Иванович Воронков сам был выпускником Краснохолмского училища и, когда стало известно имя А. Матросова, он вместе с учениками предложил инициативу поставить на месте землянки, где жил Матросов, памятник.

Это был деревянный обелиск с красной звездой, который ребята сами сделали. Потом на этом месте оренбургский скульптор Николай Колесников установил нынешний памятник.

К словам О.И. Севостьяновой можно добавить, что 70сантиметровый бюст работы Колесникова (всего высота с постаментом 2,4 м) достаточно скромен на вид. Однако, он, безусловно, заслуживает внимания как один из первых сельских монументов в честь Героя, поскольку перед зданием конторы совхоза им. А. Матросова он появился уже в октябре 1963 года.

Что касается землянки, где жил Матросов, то там, как сообщила Ольга Ивановна, ничего не сохранилось. А вот где курсанты проходили курс молодого бойца, там до сих пор видно, где были пулеметные гнезда, где – окопы.

– Почему называется Краснохолмское пехотное училище, а станция Платовка? – пояснила учитель. – Дело в том, что поначалу училище находилось в 70 км от нашего населенного пункта, на реке Урал есть до сих пор село Краснохолм, достаточно крупное казачье поселение с давней историей. Но там не было возможности размещать курсантов в надлежащих условиях.

И самое главное – транспортная доступность. Поэтому где-то с осени 1942 года училище переместилось в Платовку. Маршбросок устроили как учение, и часть курсантов начала занятия на новом месте. Они подготовили землянки, вырыли, обустроили их, и оставшиеся курсанты потом были перебазированы в Платовку.

У нас в Платовке все знают, кто такой Матросов. Работа по этой теме велась с 50х годов, и она никогда не прекращалась. Педагогический коллектив вместе с школьниками вел переписку со всей страной.

Так, письма шли из Уфы. Учительница Саши Матросова Корепанова писала нам, а ребята переписывали ее воспоминания и по ее просьбе отправляли в другие города.

Или из Волгограда писала Лидия Викторовна Попова. Она работала при Краснохолмском пехотном училище по политической части, она как раз выписывала комсомольский билет Александру.

Причем письма в школу зачастую адресованы самим ученикам. Я тоже выпускница этой школы, и с детства помню, как папа, который у меня ветеран войны, брал за руку и говорил: «Пойдем к памятнику Матросову». То есть для нас, для ребят, это святое имя было известно минимум с детского сада.

Но что хочу отметить, – подчеркнула О.И. Севостьянова, – я уже это говорила на встрече в Администрации Великих Лук сегодня, у вас здесь совершенно другая аура, другая обстановка. Я это почувствовала и ребята тоже.

Как побывали на месте гибели Александра Матросова, ступали по вашей псковской земле, встречались с людьми, на параде были, на концерте, так за душу все берет, и такое ощущение, что здесь все пропитано патриотизмом.

Не надо громких слов каких-то, просто то, что увидели своими глазами, ту тишину в Чернушках услышали, когда птички поют, а тишина какая-то звенящая. Это воспитывает. У нас немножко по-другому. Патриотическая работа ведется, все мы делаем, но воспринимается по-другому. У вас по-особому все.

В ноябре (2016 года. – А. К.) мы отыскали ветерана войны, который жив. Он был курсантом Краснохолмского пехотного училища. Я последний раз с ним разговаривала в феврале, поздравляла с 23 февраля.

Он вместе с Матросовым был отправлен на фронт и здесь, на псковской земле, у Чернушек был тяжело ранен, целые сутки не могли с поля боя вынести. Потом работал много лет в школе. Память ясная, все четко и хорошо излагает. С Александром Матросовым он не был другом, просто знал Сашу. Рассказал случай, как ночью, когда нужно было охранять училище, а на посту холодно, зябко, то он подходил погреться к костру. Вот и все. Близко Героя он не знал.

Эмоционально и точно подвела итог большому и насыщенному разговору руководитель музея истории 254го гвардейского стрелкового полка им. А. Матросова З.В. Фёдорова. Зоя Васильевна рассказала историю одного автографа Евгения Евтушенко. Как известно, у Евгения Александровича есть посвященная Матросову поэма «Во весь рост». Поэма хорошая, но частенько числится у некоторых политизированных людей по ведомству «публицистики».

Словом, в большой том «Весь Евтушенко» матросовская поэма не вошла. Ничего! Великолучане распечатали поэму на принтере и передали поэту во время его недавнего приезда в Россию с просьбой откликнуться.

Евтушенко написал тогда на листочках: «Музею Александра Матросова от Евтушенко Евгения Александровича». И приписал цитату из поэмы: «Как Матросов жить непросто».

– То есть человек, который четверть века не жил в России, он все же вспомнил эти строчки, – сказала З.В. Фёдорова. – Вот я вам эту фразу поэта возвращаю.

И свои приоритеты выбрать тоже очень трудно. На самом деле, у человека всегда есть выбор, поэтому желаю, чтобы вы свои приоритеты определили как можно раньше, четче и вернее, чтобы вы все-таки их определили и, определив свое назначение, вы бы остались себе верными. Счастливого вам пути!

Как Матросов, жить непросто,

и в житьебытье своем

часто мы встаем вполроста

и вполголоса поем.

Увы. Высота делает яснее и низость человеческую. Полет духа делает четче контраст с противоположными образцами. Но тем важнее и необходимее поездки, подобные поездке платовских школьников. Когда едешь вроде бы за тысячи километров, а приезжаешь к самому себе. Истинному.

Подготовил А. КАНАВЩИКОВ

Поделиться ссылкой: