Александр Матросов: подвиг и судьба

Неизвестные и малоизвестные факты и документы

Работу с немецкими источниками провели А.М. Багаутдинов и Р.А. Багаутдинов, авторы монографии «Подвиг Александра Матросова: анализ советских и немецких документов» (Уфа: РИЦ БашГУ, 2021).

По словам аннотации к книге: «Впервые в научный оборот вводятся рассекреченные документы советских воинских частей, а также трофейные карты и журналы боевых действий подразделений вермахта, которые противостояли советским войскам в феврале 1943 г. у деревни Чернушки. На основании сравнительного анализа советских и немецких документов уточняется и корректируется хронология боев 6-го стрелкового корпуса в феврале 1943 г. в ходе наступления на Локню. На основе проведенного исследования выявлены новые факты, которые позволяют уточнить дату и место совершения подвига Александром Матросовым».

Сообщается и о том, что в районе Чернушек в феврале 1943 года оборонялась немецкая 93-я пехотная дивизия. А не 197-я пехотная дивизия, которая казнила Зою Космодемьянскую, как часто звучит в околоисторической литературе.

Книга башкирских исследователей строго научна, фактологически интересна, и она камня на камне не оставляет от даты «27 февраля». Прежде всего, авторы доказывают, что 27 февраля 1943 года А.М. Матросов не мог совершить свой подвиг никоим образом!

Дело в том, что 27 февраля 1943 года «немецкая «бомбардировочная авиация группами в 16-17 самолетов в течение дня действовала по боевым порядкам и путям подвоза в основном 74-й ОСБр и 150-й СД».

150-я стрелковая дивизия (правый сосед 91-й ОСБр) находилась в д. Глубино и на линии «к Глубино» – Пункт 95» и севернее. Порядки данной дивизии бомбила немецкая авиация. Расстояние от Глубино до Чернушки южная (отметка 85,4) – 2 км. Согласно воспоминаниям участников боев, в день подвига Александра Матросова немецкая авиация не бомбила советские части. В районе Чернушек немецкая авиация появляется впервые 27 февраля 1943 г.

Мемориал Героя Советского Союза А.М. Матросова

27 февраля 1943 г. в помощь 93-й пехотной дивизии прибыли части 12-й и 123-й немецких дивизий, которые высвободились, ускользнув из Демянского котла. Приказ на отступление из Демянска немецкие подразделения получили 1 февраля 1943 года после окружения и разгрома советскими войсками немецкой 6-й армии под Сталинградом. К сожалению, советским войскам не удалось провести такую же успешную операцию под Демянском и Старой Руссой.

27 февраля немецкие бомбардировщики провели бомбардировки юго-восточной части Глубино. При этом немецкие истребители сбили несколько советских самолетов. К 20 часам 27 февраля 150-я сд овладела д. Плетень (южная) и юго-восточной частью Царево».

Наличие самолетов противника отмечается и у советской стороны – «15 самолетополетов авиации противника». Это уже серьезно! Когда две стороны говорят одно, от этого отмахнуться практически невозможно.

Значит, точно не 27 февраля. Уфимские исследователи доказывают, что факт закрытия амбразуры Матросовым имел место 25 февраля. Так, глядишь, и до советского 23 февраля постепенно дойдем…

Башкирские исследователи представили также доказательства того, кто именно находился на другой стороне фронта, кто противостоял бойцам 91 осбр:

«Нами установлено, что деревня Чернушка (южная) и Чернушка (северная) с 10 февраля по 27 февраля 1943 г. обороняла немецкая 11-я рота 3-го батальона 113-го охранного полка 285-й охранной дивизии, которая воевала в составе Группы Тимана под руководством и в оперативном подчинении 93-й пехотной дивизии. Командиром 3-го батальона был майор Теодор Ванке. Командиром 11-й роты был гауптман Роберт Стратман (Stratmann). В составе 11-й роты было два взвода. Командиром первого взвода был старший лейтенант Макс Доринг (Doring), а второго взвода – лейтенант Макс Рабл (Rabl).

Именно солдаты одного из этих двух взводов находились в дзотах у деревни Чернушка (южная) и противостояли 2-му батальону Александра Матросова. Поскольку на вооружении 113-го охранного полка находились только пулеметы МГ-34, следовательно, в дзотах могли быть только пулеметы этого типа.

113-й охранный полк создавался в 1939 году как полк особого назначения, воевал на Западе. С апреля 1941 года полк был в составе 285-й охранной дивизии. С 1 августа 1941 года 113-й охранный полк воевал на Восточном фронте. С 1 июня 1942 года полк особого назначения переименован в 113-й охранный полк и фактически использовался как резерв на угрожающих участках восточного фронта Группы армий «Север». Личный состав 113-го охранного полка состоял из опытных бойцов старшего возраста. Почтовый номер 113-го полка – 06275. 3-й батальон 113-го охранного полка был ликвидирован в декабре 1944 г. в Бельгии.

3-й батальон 113-го охранного полка оборонял район Чернушек до 27 февраля 1943 года и затем передислоцировался севернее – в район обороны д. Касавицы. 27 февраля и в последующие дни в районе Чернушек воевали роты 2-го батальона 270-го полка 93-й пехотной дивизии совместно с батальоном быстрого реагирования Фришкнехта. Район Чернушка (южная) и южнее обороняла немецкая кампфгруппа охранного подразделения Херманна из состава 93-й пд. С 28 февраля 1943 г. 270-й полк 93-й пд также получил поддержку в виде прибывших на фронт частей 123-й пехотной дивизии, которые размещались на линии обороны второго эшелона. (…)

Казачья рота, воевавшая на стороне немцев, полностью состояла из предателей – бывших советских граждан. Она входила совместно с ротой латышских предателей в состав 2-й айнзацкоманды, которую возглавлял штурмбанфюрер СС Рудольф Ланге. 2-я айнзацкоманда входила в состав айнзацгруппы «А». 2-я айнзацкоманда, как группа немецких карателей в период Великой Отечественной войны, печально известна своими жестокими зверствами в отношении гражданского населения в Прибалтике, в частности, в Латвии».

Чернушки после боев

Реально Чернушки погибли в том последнем бою, как и сам Саша Матросов. Это был миг их всесоюзной известности, первый и последний. Доходит сейчас иногда до того, что место подвига А.М. Матросова праздные исследователи в интернете помещают где-то между Великими Луками и Ржевом, то есть восточнее в сторону Москвы.

Конечно же, Чернушки находятся западнее Великих Лук, а не восточнее. Увы, туда не принято ездить российской элите. Приезжал туда разве что неутомимый, никогда не боявшийся пойти поперек общественной моды Александр Проханов. В 2008 году он рассказывал «АиФ»:

«В пору моего детства о Матросове и других героях снимали фильмы, их именами называли пионерские дружины. И по сей день вся история России мной ощущается как череда непрерывных подвигов – и военных, и гражданских, и религиозных.

В прошлом году я дважды побывал на месте, где погиб Матросов, – около деревни Чернушки Псковской области. Там на лесной опушке стоит красивый мемориал в честь героя. К своему ужасу, в его голове я увидел две дыры от жакана (пули, используемые при охоте на кабана). Кто-то подошел и выстрелил в бронзового Матросова, убив его во второй раз вслед за фашистами. До какого же скотства надо было довести наших соотечественников, чтобы такое совершить? Так же, как тех пацанов из Владимирской области, зажаривших своего сверстника на Вечном огне? Когда в народе исчезает уважение к героям и способность к самопожертвованию, исчезает сам народ. Вот в сербах пропал героизм – они не готовы биться за свою родину, за Косово. И участь сербов печальна. Русские в 90-е годы тоже, казалось, демонстрировали отсутствие героизма, упадок. Страна теряла пространство, армию, волю. Но и тогда, в этом жутком распаде, были свои герои и своя доблесть».

Счастье России, что у нее есть Матросов. Счастье народа – иметь такого сына. Великое, непреходящее, неизбывное счастье.

А.А.. Проханов на месте подвига Героя

Точное место подвига

Книга башкирских исследователей А.М. Багаутдинова и Р.А. Багаутдинова заслуживает внимания и тем, что там доказывается точное место подвига Матросова вплоть до координат GPS. Они пишут:

«Наше исследование подтверждает установленную и зафиксированную в наградном листе Александра Матросова дату совершения подвига – 25 февраля 1943 г. Место совершения подвига удалось установить впервые на основании немецких документов – 1 км 200 метров восточнее деревни Чернушка (южная).

Достаточно подробно весь бой и схема боя представлены в послевоенном советском документальном фильме «Бессмертие». Особенно ценны воспоминания двух участников боев. Так, друг и однополчанин Александра Матросова, его земляк из Башкирии Воробьев Александр Васильевич рассказывает, что «Александр Матросов добежал до середины поляны и дальше по-пластунски пересек поляну и оказался у огневой точки. Он бросил две или три гранаты в сторону дзота, и были большие взрывы. Пулемет вначале замолчал, но когда он поднялся, то пулемет снова заработал».

Позже, в декабре 1944 года, лейтенант Воробьев А.В. покажет Комиссии место первоначального захоронения тела Александра Матросова, как участник его похорон. В документальном фильме помощник начальника Политотдела 91 ОСБр Ноздрачев Иван Григорьевич отмечает, что «Бой завязался очень тяжелым. Когда батальон вышел на открытую поляну. Поляна была на подступах к д. Чернушки. Мы вышли из леса, и батальон залег цепью, потому что с левого фланга во фланг батальона фашистский пулемет открыл ураганный огонь. Цепь батальона залегла, и все больше личного состава выходило из строя. Матросов попросился у исполняющего обязанности командира батальона старшего лейтенанта Артюхова пойти на уничтожение дзота».

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, «Поляна – это открытый участок в лесу». Представленная в советском документальном фильме схема-эскиз расположения немецких дзотов позволяет прийти к следующим выводам:

1) Немецкие дзоты расположены прямо на участке обороны немецкого фронта, то есть – это участок немецкого фронта по состоянию на 25 февраля 1943 г.

2) Немецкие дзоты расположены сразу на опушке леса, дзотов у самой деревни Чернушки нет.

3) Привязка к местности, особенно к притокам ручья Бобровец, наглядно подтверждает, что расположение дзотов на схеме отличается от реального расположения немецкого фронта у деревни Чернушки примерно на 45 градусов влево.

Таким образом, советский документальный фильм «Бессмертие» о подвиге Александра Матросова и тогда, и сейчас являлся и является наиболее полным, информативным источником о героизме Матросова. И практически полностью, за исключением даты подвига Александра Матросова, содержание фильма совпадает с данными нашего исследования.

На данной советской карте отмечена линия немецкого переднего края. Данная карта подтверждает местонахождение немецкой укрепленной линии обороны восточнее деревни Чернушка (южная) в 1 км 200 м. Вторая линия обороны немцев находится западнее д. Плетень. Прорвать вторую линию обороны немцев советские войска 27 февраля – 5 марта 1943 г. не смогли. Долговременных укреплений и линий немецкой обороны непосредственно у самой деревни Чернушки нет. Если спроецировать месторасположение дзотов со схемы документального фильма на реальную военную карту, видно, что реальное место захоронения Матросова совпадает с положением центрального немецкого дзота. (…)

Из показаний участников боев известно, что Александр Матросов был похоронен в тот же день возле дзота и возле опушки леса. Поэтому, если выяснить место первого погребения А. Матросова, то легко установить и место нахождения дзота. (…)

На фотографиях фотокорреспондента газеты «Комсомольская правда» от сентября 1944 г. хорошо видно, что за могилой А. Матросова располагался дзот, на амбразуру которого бросился А. Матросов. Следовательно, немецкий дзот находился на восточной опушке леса от д. Чернушка (южная), и А. Матросов был похоронен здесь же на опушке леса, рядом с дзотом. И бой, во время которого Александром Матросовым был совершен героический подвиг, произошел на восточной опушке леса. На фотографиях позади дзота хорошо виден лес, а также изгородь позади дзота в лесу. Если посмотреть довоенные советские карты, то мы увидим эту изгородь, которая находится на восточной опушке леса д. Чернушка (южная), где героически погиб А. Матросов. Данный факт подтверждается также статьей журналиста В. Викторова «Деревня Чернушки», опубликованной в журнале «Смена» (№ 14 за июль 1944 года). В журнале также напечатана фотография, на которой в феврале 1944 г. была запечатлена первая могила Героя Советского Союза Александра Матросова. На этой фотографии также видно, что сзади могилы А. Матросова находятся дзот и лес.

Доступные сегодня архивные документы немецкого вермахта подтверждают данные обстоятельства. Так, на оперативной карте 93-й пехотной дивизии за 25 февраля отчетливо видны расположения немецких опорных пунктов. Очень важно, что расположение двух немецких опорных пунктов обороны южнее высоты 95.1 и на советской военной карте 6-го стрелкового корпуса, и на немецкой карте 93-й пехотной дивизии совпадает. На советской карте отмечено, что первый северный укрепленный пункт немцев взят 3-м стрелковым батальоном 91-й ОСБр, а второй южный укрепленный пункт немцев находился на линии движения 2-го стрелкового батальона, в котором воевал Алек- сандр Матросов.

Зона ответственности правого соседа 91 ОСБр – советской 150-й сд, усиленной 81-й танковой бригадой, располагалась, согласно советской карте, у высоты 95.1, которую занимали части 150-й сд и далее на север до юга деревни Шипово. Вся территория южнее: Чернушка (северная) и Чернушка (южное), Черное, хутор Любомировские, Геллеровские находилась в зоне ответственности 91-й ОСБр.

Мы скорректировали местоположение данных укрепленных районов немцев с современными координатами GPS, и вот что получилось: 1) GPS координаты высоты 85,4 – 56.718001880388215, 30.452111438906943 (край изгиба реки Чернушка); 2) координаты высоты 95,1 – 56.72816603407937, 30.483727349007594; 3) координаты южного укрепрайона немцев, а также место героической гибели А. Матросова – 56.721485415898265, 30.468787083085925. Также это условная точка местонахождения первой могилы Матросова. Могила находилась на опушке леса, непосредственно перед дзотом;

4) координаты второго северного пункта укреплений немцев, который находился южнее высоты – Пункта 95.1 – 56.72776864500489, 30.47932770710008; 5) координаты первого северного немецкого укрепрайона у Тропова Бора – 56.73847398466518, 30.494265782631476; 6) координаты современного обелиска Герою Советского Союза Александру Матросову – 56.72347224388246, 30.453817682099835.

Это примерные координаты, которые имеют погрешность до нескольких метров. Мы приводим эти данные для того, чтобы акцентировать внимание будущих исследователей, и для того, чтобы облегчить ориентирование на современной местности, поскольку сегодня места боев – это сплошной лес. (…)

Место укрепленного пункта обороны немцев – дзот, согласно немецким документам вермахта, находится в 1 км 200 метрах восточнее деревни Чернушка (южная).

Могила Александра Матросова, согласно представленной выше советской схеме, также находится в 1 км 200 метрах к востоку от д. Чернушка. Согласно фотографии корреспондента «Комсомольской правды» от 1944 г., могила Александра Матросова находится перед дзотом примерно в 10 метрах. Согласно советским и немецким картам, на месте могилы Матросова проходила линия фронта 23-26 февраля 1943 г. Таким образом, историческая правда заключается в том, что свой подвиг Александр Матросов совершил в 1 км 200 метрах восточнее деревни Чернушка (южная) на восточной опушке леса».

Подготовил А. КАНАВЩИКОВ

Поделиться ссылкой: