Батька и «Матушка железная дорога»

Накануне Дня Победы на Октябрьской стороне железнодорожного вокзала, с правой стороны, открылась мемориальная доска начальнику железнодорожной станции Великие Луки З.М. Богданову-Черкасову. Ранее установку доски согласовала городская Дума, а изготовлена она за счет средств ОАО «РЖД».

Участниками торжества стали работники структурных подразделений железнодорожной станции, ветераны войны и труда, представители городской власти, общественности.

Пример служения

В ходе торжественного митинга было отмечено, что трудовую деятельность Зотик Маркович начал в 16 лет телеграфистом на Александровской (ныне Белорусской) железной дороге. Но большая часть трудовой деятельности прошла на Калининской железной дороге.

С 1938 года Зотик Маркович становится инспектором по безопасности движения при начальнике дороги, а уже с 1940 года назначается на должность начальника станции Великие Луки. Необходимо было обеспечивать продвижение воинских эшелонов к линии фронта, пропуск санитарных поездов и эвакуационных составов из западных областей в тыл страны.

С приближением линии фронта к Великим Лукам встала не менее ответственная задача по формированию составов и эвакуации в тыл мирного населения, городских промышленных предприятий, продовольствия и прочего ценного имущества. И вся эта работа проводилась под непосредственным руководством начальника станции, при постоянных угрозах налетов и обстрелов, при круглосуточном восстановлении разрушенного железнодорожного хозяйства и путей.

Бомбежки затрудняли работу на станции, приводили к немалым потерям, но паники среди железнодорожников не было. Зотик Маркович всегда находился на передовой, его указания были продуманны и безукоризненно точны. Люди верили ему в это трудное время.

С началом Великой Отечественной войны перед железнодорожным транспортом встает сложнейшая задача перестройки структуры управления и эксплуатации железных дорог. С этой целью стали создаваться военно-эксплуатационные отделения, приданные фронтам. Особые требования предъявлялись руководителям этих отделений.

С августа 1941 года З.М. Богданов-Черкасов переводится на должность уполномоченного начальника дороги по Торжковскому участку Калининской железной дороги, а с октября 1942-го руководит службой эксплуатационного отделения № 9, затем назначается начальником части движения ВЭО № 101. После освобождения Великих Лук, как только обстановка позволила начать восстановительные работы на железнодорожном узле, З.М. Богданов-Черкасов с марта 1944 года вновь назначается начальником станции. Главной задачей руководителя становится организация бесперебойного движения воинских эшелонов с войсками и боевой техникой для 1-го и 2-го Прибалтийских фронтов.

От железнодорожников требовалось еще большего напряжения сил не только для обеспечения фронтовых перевозок, но и для восстановления своего хозяйства. Начальник станции и в этих сложных условиях сумел организовать бесперебойную работу всего железнодорожного хозяйства узла.

С окончанием войны нужно было восстанавливать разрушенное хозяйство и организовывать работу в мирное время. Коллектив железнодорожного узла под руководством начальника станции с честью справился с этой важнейшей задачей. За самоотверженный труд в военное время и достигнутые успехи в мирном строительстве З.М. Богданов-Черкасов награжден высшей государственной наградой СССР – орденом Ленина, а также орденом Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В 1956 году Зотик Маркович выходит на пенсию, но не отходит от повседневных дел на выбранном поприще, продолжая работу в должности заместителя начальника станции Великие Луки. До последнего дня своей жизни он был верен своему долгу. Его жизнь является примером для многих знавших его по работе и нынешнего поколения железнодорожников.

Увековечить подвиг

Со знаменательным событием всех присутствующих поздравил депутат городской Думы Д.А. Кислицин:

– Уважаемые железнодорожники, сотрудники станции Великие Луки, ветераны, гости знаменательного патриотического мероприятия!

Рад приветствовать вас на открытии мемориальной доски выдающемуся великолучанину -почетному железнодорожнику, кавалеру ордена Отечественной войны I степени и ордена Ленина, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и других высоких государственных наград – Зотику Марковичу Богданову-Черкасову.

Всю свою жизнь Зотик Маркович посвятил служению железной дороге и нашему Отечеству, был настоящим профессионалом, самоотверженным тружеником, бесконечно преданным избранному делу.

На время его руководства железнодорожной станцией Великие Луки выпали самые тяжелые периоды в ее истории – годы Великой Отечественной войны.

Великолукский железнодорожный узел был одним из самых крупных на этом участке и во многом определял успех работы всей Калининской железной дороги, поэтому подвергался бомбежкам немецкой авиации уже на четвертый день войны.

Массированные налеты с воздуха повторялись регулярно, но, несмотря на это, железнодорожный узел выполнял все свои функции – обеспечивал продвижение воинских эшелонов к линии фронта, пропуск санитарных поездов и эвакуационных составов. А с приближением линии фронта на железнодорожной станции было организовано формирование составов для эвакуации мирных жителей, городских промышленных предприятий и ценного имущества.

Вся эта непростая и очень важная работа проводилась при постоянных угрозах обстрелов и бомбежек, в условиях непрерывного восстановления разрушенного железнодорожного хозяйства и путей. Руководил всеми процессами на станции Зотик Маркович Богданов-Черкасов.

Находясь на своем ответственном посту круглыми сутками, он обеспечивал бесперебойную работу железнодорожного узла, вдохновлял на самоотверженный героический труд своих подчиненных и соратников.

Мужество и доблесть Зотика Марковича, проявленные им в дни обороны, высокая дисциплина, организованность и активность в работе по восстановлению железной дороги в послевоенное время – это настоящий подвиг, пример для великолукской молодежи.

Открывая сегодня мемориальную доску Зотику Марковичу Богданову-Черкасову, мы увековечиваем память об этом героическом человеке, вносим большой вклад в патриотическое воспитание будущих поколений и сохранение правды о Великой Отечественной войне.

От всей души благодарю ветеранов-железнодорожников за их вклад в Победу над немецко-фашистскими захватчиками и в развитие нашего города. Сердечно поздравляю всех с наступающим праздником 9 Мая и желаю крепкого здоровья, бодрости духа, счастья и благополучия, новых трудовых свершений на благо Великих Лук и нашей России!

Звали Батькой

Выступил ведущий инженер эксплуатационного локомотивного депо Великие Луки, член Союза краеведов России Г.В. Балакирев. Геннадий Всеволодович сказал:

– Нынешний 2023 год – знаковый год для города. Год 80-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Замечательно, что этот год будет отмечен еще и открытием мемориальной доски нашему выдающемуся земляку.

Трудовой стаж этого человека составляет без малого 50 лет. И это не просто трудовые годы, это годы, которые предшествовали войне, эвакуационный период, годы войны, послевоенное строительство, тяжелейшие годы для всего поколения.

Зотик Маркович был не кабинетным руководителем. Его рабочим местом была вся станция. Все, кто его помнит, говорили, что он в военном плаще, в каске, с кобурой на ремне всегда был на станции, сопровождал поезда, следил за погрузкой. Коллектив станции, все железнодорожники доверяли ему, за ним закрепилось доброе, отеческое прозвище Батька. И этому Батьке доверяли безоговорочно.

В 1944 году за свою трудовую деятельность он был удостоен высшей ведомственной награды – знака «Почетному железнодорожнику». А когда наступили послевоенные годы, то в первую послевоенную пятилетку были поставлены довольно сложные задачи, нужно было всему железнодорожному хозяйству выйти на довоенный уровень.

Это касалось погрузки, пропускной способности. И Калининская железная дорога досрочно выполнила все эти показатели. В чем была заслуга станции и, конечно, З.М. Богданова-Черкасова. За это в 1951 году он был награжден орденом Ленина.

Всю свою жизнь человек отдал железнодорожному транспорту. Последняя запись в его трудовой книжке: «Исключить из личного состава станции в связи со смертью». На 60-м году жизни сердце этого большого человека не выдержало.

Обязательная память

Станцию Великие Луки в 2015-2023 годах возглавлял П.Н. Мартинкевич. Павел Николаевич сказал:

– Сегодня на нашем узле происходит нерядовое событие. Мы с вами пишем историю. Мы присутствуем на открытии мемориальной доски герою-фронтовику.

На долю Зотика Марковича выпала сложная участь. В 1944 году, когда еще продолжались налеты немецких бомбардировщиков, работа станции была уже налажена. Современники З.М. Богданова-Черкасова говорят о нем как о человеке неутомимой энергии, который пользовался уважением не только среди коллег, но и среди руководителей. Руководители всех рангов, посещая станцию, при встрече с Зотиком Марковичем первыми отдавали воинское приветствие.

Мемориальная доска, которую открываем, – это лишь малая часть нашей памяти. Сохранить имя героя в наших сердцах и в памяти поколений – это наша непосредственная обязанность. Гордиться своим прошлым и знать историю своей страны, сделать все возможное для сохранения памяти о тех, кто отдал жизни за наше Отечество, – это необходимые качества каждого любящего свою Родину, свой родной край.

П.Н. Мартинкевич поблагодарил ветеранов за помощь в работе, особо выделил присутствующего на встрече почетного железнодорожника, бывшего начальника станции А.А. Сычева.

Выступила внучка начальника станции Великие Луки З.М. Богданова-Черкасова Марина Кимовна Стериньа:

– Сложилось так, что я родилась уже после смерти дедушки. Но в нашей семье всегда присутствовала память о нем, и мы знали, что у нас есть такой замечательный человек.

Важно и то, что я – из семьи потомственных железнодорожников. Дедушка был начальником станции, папа, Ким Зотикович, и моя мама, Мария Ивановна, всю жизнь проработали на железной дороге.

Доска открыта

Право открыть доску было предоставлено М.К. Стериньа, П.Н. Мартинкевичу и нынешнему начальнику станции Великие Луки А.А. Мукомолову. Андрей Андреевич отдал команду: «Мемориальную доску открыть!»

После гимна России тепловоз, стоящий на путях, дал гудок. Букет Марине Кимовне вручили студенты Великолукского техникума железнодорожного транспорта, где преподавал Ким Зотикович Богданов-Черкасов.

К мемориальной доске легли цветы, люди фотографировались у новой городской достопримечательности. А над перроном летел марш «Матушка железная дорога», написанный великолукским бардом Александром Коробкиным.

А. КАНАВЩИКОВ

Фото Е. Николаенкова

Поделиться ссылкой: