Достойны уважения и славы

1 октября 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018 Х «О праздничных и памятных датах» был учрежден День работников морского и речного флота. С тех пор ежегодно в первое воскресенье июля свой профессиональный праздник отмечают те, кто связал свою жизнь с флотом гражданского назначения. Трудовой и ратный подвиг моряков и речников нашей Родины был признан на государственном уровне.

Великие Луки, хотя и не являются портовым городом, а судоходство по Ловати здесь осуществлялось лишь эпизодически и было это уже давно, все же внесли огромный вклад в становление и развитие водного транспорта.

Тысячи великолучан в различные исторические периоды, окончив профильные учебные заведения, трудились и трудятся на морских и речных судах, в портах, на судостроительных и судоремонтных предприятиях, в учреждениях и организациях водного транспорта.

В 1843 году жители Пскова впервые увидели на реке Великой пароход «Юлианна Клементина». Именно с тех пор и берет начало история становления и развития водного транспорта в регионе. Без всяких преувеличений, вторая половина минувшего столетия являлась эпохой процветания судоходства на Псковщине.

Начальник пристани Осташков Лидия Ивановна Сырцова

В настоящее время протяженность внутренних водных путей в регионе составляет 503 километра. И хотя речной флот на территории области переживает сейчас не лучшие времена, меры по обеспечению развития отрасли постепенно воплощаются в жизнь.

Водные путейцы непрерывно поддерживают в надлежащем состоянии судоходные артерии Псковщины. Ежегодно они оборудуют водные пути плавучими и другими знаками судоходной обстановки, количество которых более 370. Их силами проводятся и другие работы по обеспечению безопасности судоходства, в том числе с применением судов технического флота.

Приятной новостью является то, что недавно в областной центр прибыло являющееся гордостью отечественного судостроения современное комфортабельное пассажирское судно «Иния», способное принять на борт 56 пассажиров. Пройдет совсем немного времени, и уже в нынешнем навигационном периоде оно начнет выполнять регулярные рейсы. Данное событие является значимым в жизни региона, а значит, и вопросы, связанные с эксплуатацией нового судна, в дальнейшем будут освещены на страницах нашей газеты.

Как и прежде, на теплоходах «Псков» и «Буревестник» жители и гости Пскова могут совершить приятную прогулку по реке Великой и Псковскому озеру. В Псковском районе еще в позапрошлом году увеличилось количество единиц флота, Теперь, кроме катера «Талабск», перевозки пассажиров осуществляются еще и на современных катерах «Ян Залит» и «Иван Белов». А в Печорском районе перевозки грузов и пассажиров выполняет современный самоходный паром «Колпино» грузоподъемностью 65 тонн. Кроме того, там же работает и пассажирский катер.

В течение каждого навигационного периода количество перевезенных пассажиров и единиц автомобильной техники исчисляется тысячами. И это – далеко не полный перечень результатов работы речников региона.

Теплоход «Капитан Марков» на Селигере

Что касается судоходных возможностей Ловати, то, хотя их и нельзя назвать безграничными, но все же возрождение преимущественно пассажирских перевозок на отдельных ее участках, включая великолукский, вполне возможно. Принимаемые меры, направленные на развитие внутреннего водного транспорта, вселяют отнюдь не призрачные надежды на то, что в обозримом будущем произойдут перемены, в результате которых Ловать вновь станет транспортной артерией на территории Псковщины.

Кроме того, вполне реально возродить судоходство и по Себежскому озеру, что сыграет огромную роль в жизни этого чудесного уголка России и сделает его еще более привлекательным для туристов. Ну а в настоящее время ближайшим к Великим Лукам на территории нашей страны местом, где развито судоходство и действуют организации водного транспорта, является город Осташков, до 1937 года входивший в состав Великолукского округа Западной области, ныне находящийся в составе Тверской области.

Речная пристань Осташков, являющаяся филиалом Тверского речного пор-та, давно и успешно осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе пассажирские и экскурсионные перевозки. Замечательный коллектив осташковских речников, укомплектованный профессионалами высокого уровня, традиционно достигает высоких результатов в работе по итогам навигационных периодов.

Автор много раз в своей жизни бывал на осташковской пристани и всегда видел, с какой любовью к своей профессии относятся здесь и члены экипажей судов различного назначения, и работники береговой инфраструктуры флота. А возглавляет коллектив опытный руководитель и прекрасный человек Лидия Ивановна Сырцова, окончившая два высших учебных заведения и обладающая деловыми качествами, позволяющими в наше непростое время успешно решать все вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности водного транспорта.

Среди множества выполненных в течение последнего времени задач – установка вспомогательной судовой силовой установки, а в дальнейшем намечено и обновление главных судовых двигателей. На комфортабельных пассажирских теплоходах «Капитан Марков», «Капитан Хоробрых» и «Алексей Родин» можно отправиться в увлекательное путешествие по жемчужине России – озеру Селигер.

Современные пассажирские катера в Псковском районе

Желающим в нынешнюю навигацию могут предложить девять экскурсионных маршрутов, каждый из которых интересен с познавательной точки зрения и оставляет незабываемые впечатления о красоте селигерского края. Как и прежде, здесь всегда рады великолучанам и готовы к их приезду.

Традиции сохранения памяти о героях-водниках, павших в годы Великой Отечественной, на осташковской пристани соблюдаются не только по долгу службы, но и по зову сердца, и об этой стороне жизнедеятельности трудового коллектива автор тоже знает не понаслышке, поскольку видел, насколько достойно увековечен подвиг речников Селигера.

На осташковской земле, кроме речной пристани, есть и другие организации, имеющие в своем составе флот и высококвалифицированных специалистов данной отрасли. Нынешнее поколение моряков и речников России продолжает славные традиции дедов и отцов, внося огромный вклад в обеспечение готовности флота к выполнению возложенных задач.

Благодаря этим людям, Россия была, есть и будет великой морской державой, а водный транспорт – одной из важнейших отраслей экономики. Очевидно, бесспорно и признано даже далеко за пределами нашей Родины также и то, что качество образования, полученного в учебных заведениях морского и речного флота СССР и современной России, является лучшим в мире.

Любая должность рядового или командного плавсостава – от матроса речного судна до капитана океанского лайнера – это тяжелый физический труд, требующий высокого уровня профессиональной подготовки. Да и без любви к профессии на флоте никак нельзя. Не задерживаются здесь люди случайные. Все те, для кого флотские будни стали судьбой, достойны уважения и славы. Учитывая огромную значимость флота гражданского назначения в жизни нашей страны, публикации о моряках и речниках будут и в дальнейшем появляться на страницах нашей газеты.

С праздником вас, труженики океанов, морей, рек и озер! Семь футов под килем!

М. Гарбер

На фото: Судно «ИНИЯ»

Поделиться ссылкой: