Единая квитанция за услуги ЖКХ – оптимальный вариант

Уже почти двадцать лет великолучане оплачивают за жилищно-коммунальные услуги по единой квитанции, которую формирует МУП «ЕРКЦ». И пока в некоторых городах еще только определялись, как должен выглядеть единый расчетный документ, какие строки туда внести и как сделать его понятным для потребителей, жители нашего города давно убедились: одна квитанция за большинство услуг – это удобно.

В начале каждого месяца в почтовых ящиках домов всего города появляются квитанции, в которых содержатся расчеты за управление многоквартирным домом, его содержание и текущий ремонт, которые осуществляют управляющие компании, а также за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и обращение с ТКО. Отдельные платежные документы приходят только за газ, электроэнергию и капитальный ремонт, если в конкретном доме нет спецсчета.

В рамках требований законодательства

 Порядок формирования платежного документа за услуги ЖКХ предусмотрен Приказом Министерства строительства № 43. Там рекомендовано, что в одной квитанции должны учитываться платежи за различные жилищно-коммунальные услуги от нескольких поставщиков. Великолучанам предъявляется для оплаты именно такая единая квитанция.

Сейчас уже мало кто помнит, что около 20 лет назад начисление платежей проводили жилищные организации, и жителям города приходилось самим приходить в свои ЖЭУ, чтобы получить квитанции, а уже после этого идти в сберкассы, чтобы внести платеж.

Идея создания единого расчетно-кассового центра возникла у городской власти, в том числе, и по причине низкой собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, собранное с населения не всегда в полном объеме доходило до поставщиков услуг.

В новый единый расчетно-кассовый центр была передана вся информационная база шести жилищных организаций и МУП «Тепловые сети». После приведения в систему всех лицевых счетов и выявления задолженности – а это объемная и кропотливая работа – квитанции для оплаты населения были готовы и уже в октябре 2004 года разнесены в почтовые ящики горожан. Сразу великолучанам был предоставлен выбор места для оплаты этих квитанций: тогда же отпала необходимость в обязательном порядке идти для этого в свое ЖЭУ, в различных частях города заработали кассы ЕРКЦ, где и можно было оплатить жилищно-коммунальные услуги – где кому удобнее.

Создание ЕРКЦ решило и давнюю проблему прохождения денежных средств.

«У нас все поступающие от населения платежи сразу отправляются к поставщикам. Мы в 2004 году как раз и ушли от той схемы, когда все деньги вначале поступали в ЖЭУ (ныне управляющие организации), там частично оседали и доходили до ресурсоснабжающих организаций не в полном объеме. С созданием ЕРКЦ в этой системе был наведен порядок, и теперь мы перечисляем поставщикам ресурсов все внесенные великолучанами деньги каждый день, очень оперативно, без всякой задержки. Плюс мы обеспечиваем полную прозрачность начислений за жилищно-коммунальные услуги, подробно отражая все это в квитанциях», – пояснила директор ЕРКЦ.

Платежный документ, который формируют работники ЕРКЦ г. Великие Луки, постоянно отражает те новшества законодательства, которые происходят на уровне государства и региона.

Учтены и прямые договоры

В единой квитанции, которую ежемесячно получают великолучане в свои почтовые ящики, внесены суммы оплаты за услуги, которые оказывают управляющие организации, МУП «Тепловые сети», МП «Водоканал» и «Экопром» за вывоз бытовых отходов. То есть, жителям города не приходится ждать весь набор квитанций от отдельных поставщиков ресурсов – все суммы содержатся в едином платежном документе.

Сейчас большинство домов переведено на прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг. И хоть сумма оплаты за холодное, горячее водоснабжение и отопление размещена в общей квитанции, тем не менее плату за индивидуальное потребление этих ресурсов напрямую выставляет поставщик этих услуг.

«С муниципальными предприятиями «Водоканал» и «Тепловые сети» у ЕРКЦ также имеются договоры, в которых отражено, что все расчеты по прямым договорам с жильцами также продолжаем осуществлять мы, – пояснила директор ЕРКЦ. – И жители уже привыкли, что в квитанции есть информация не только об управляющей организации, но и о поставщиках. По их услугам выставлены суммы за прошедший месяц от имени ресурсоснабжающей организации. В результате квитанция остается одна, дополнительных платежных документов великолучанам не приходит. Техническая оснащенность нашего предприятия позволяет в единой базе осуществлять и такое начисление, и формировать единый платежный документ. При этом учет поступивших средств от населения идет уже раздельный. В квитанции содержится подробная расшифровка каждой суммы, в том числе и задолженности перед каждым поставщиком услуг, если такая имеется. Есть в квитанции и подробный расчет, как начисляются те или иные суммы по каждому виду услуг, с учетом действующих тарифов, объема потребленных ресурсов – по каждому поставщику. И по-прежнему, все платежи, которые поступают на наш специальный счет, незамедлительно и в полном объеме перечисляются всем поставщикам жилищно-коммунальных услуг», – подчеркнула директор ЕРКЦ.

«Благодаря работе Единого расчетно-кассового центра, каждая копейка, оплаченная населением, доходит до ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, причем в очень короткие сроки. Максимальное время прохождения – три банковских дня. Это позволяет четко контролировать прохождение всех денежных средств и их полное поступление по назначению. Сплоченность и взаимовыручка всех служб – управляющих компаний, «Водоканала», «Тепловых сетей» – помогает нам быстро реагировать на все изменения в законодательстве, не допуская каких-либо грубых ошибок», – отметила Екатерина Владимировна.

Кроме этого, как рассказала Е.В. Берестова, ЕРКЦ осуществляет прием оплаты в своих пунктах приема по договорам с прочими организациями по следующим видам платежей:

– электроэнергия,

– природный газ,

– телефон, Интернет (Ростелеком, Март),

– кабельное телевидение (Импульс-ТВ и СТВ),

– детский сад,

– художественную и музыкальную школы,

– страховку ВСК,

– охрану квартир (вневедомственная охрана),

– оплата ЖКУ района (ПКС),

– плата за обслуживание домофонов,

– плата за ЖКУ: ЖСК, ТСЖ,

– центр эстетического воспитания,

– капитальный ремонт,

– платные услуги и питание в школах.

Сэкономить можно

Напомним, что в отдельных случаях можно сэкономить на оплате услуг ЖКХ, но только в том случае, если вы вовремя предоставите необходимые документы. Если в вашем доме нет технической возможности для установки внутриквартирных приборов учета (например, в общежитиях), то в случае длительного отъезда следует позаботиться о правильном оформлении справки о временном отсутствии по месту проживания. На справке должен быть угловой штамп организации, которая выдает документ, должна быть дата и регистрационный номер по журналу учета выдачи исходящих документов. Обязательно – печать и подпись с полной расшифровкой должности и ФИО ответственного лица.

Справку можно получить в правлении садового товарищества, если вы провели лето на даче. Дадут такой документ и в лагере отдыха, где одну или несколько смен находился ваш ребенок. Главное, чтобы справка была оформлена правильно. К тому же, принести ее в ЕРКЦ необходимо в ограниченный срок. Сейчас для этого дается не более месяца после возвращения. Так что не затягивайте с походом в Единый расчетно-кассовый центр. Если вы представите справку позже, перерасчет вам не сделают.

«Если же в квартире не установлены приборы учета, а техническая возможность для установки счетчика имеется, справки о временном отсутствии по месту проживания в ЕРКЦ принимаются, но в этом случае перерасчет будет сделан только за услугу «Обращение с ТКО». За остальные же виды коммунальных услуг перерасчета сделано не будет, даже если вы не проживали в своей квартире длительный период. Поэтому у вас есть только одна возможность сэкономить – установить счетчик», – пояснила Е.В. Берестова.

Однако, если быть дисциплинированным и выполнять все требования Жилищного кодекса, удастся избежать некоторых начислений, что поможет сэкономить не только деньги, но и личное время. В первую очередь это касается передачи показаний внутриквартирных приборов учета, которые необходимо сообщать один раз в месяц.

Законодательством предусмотрено, что, даже в случае, если показания не переданы, расчет все равно будет произведен ежемесячно. «Оплату вам посчитают по среднемесячным показаниям – их возьмут из прошлых квитанций и вычислят среднее значение. Если и дальше показаний счетчика не будет, то оплату с вас в скором времени будут взимать по нормативам потребления. И, скорее всего, оплачивая по нормативам, вы заплатите больше, чем потребили, – подчеркнула Екатерина Владимировна. – В любом случае жилец должен продублировать показания счетчика, даже если в течение месяца он не проживал в своей квартире и не пользовался коммунальными услугами».

Особо следует подчеркнуть, что если гражданин вовремя не передаст показания приборов учета, то плата будет начислена по нормативу потребления уже через три месяца после того, как показания счетчиков перестают поступать в ЕРКЦ. В течение же 3-х месяцев платеж будет рассчитываться из среднемесячного расхода.

Если же показания вы не передавали более трех месяцев, не предупредив об этом заранее, и вам пошли начисления по нормативу, то, чтобы сделать перерасчет, вам будет необходимо вызывать контролера и составлять акт сверки показаний счетчика. «В этом случае вам придется подтвердить документально, что счетчик в вашей квартире действительно стоит, что он находится в исправном состоянии, и показания у вас не изменились, и только после предъявления такого акта мы сможем сделать перерасчет», – подчеркнула директор ЕРКЦ.

Повышение тарифов – только через год

Великолучане получили квитанции за июль и уже смогли убедиться, что традиционного повышения тарифов на услуги ЖКХ нынешним летом не произошло. Это связано с тем, что цены на коммуналку уже меняли досрочно в декабре 2022 года. Тогда российские власти пояснили, что повышение тарифов необходимо, чтобы обеспечить бесперебойную работу, предотвратить ухудшения состояния инфраструктуры ЖКХ, а также не допустить снижения надежности и качества жилищно-коммунальных услуг для потребителей. Обращаем внимание, что это касается платы только за коммунальные услуги. К ним относятся водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и электроэнергия, газ и обращение с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Следует учесть, что стоимость этих услуг не рассчитывает и не утверждает городская администрация, не устанавливают сами предприятия коммунальной сферы. В соответствии с Жилищным кодексом РФ, все тарифы устанавливаются региональным комитетом по тарифам и энергетике Псковской области – с учетом предельного индекса.

Досрочное повышение тарифов позволило ресурсоснабжающим организациям в сложных условиях инфляции и растущей стоимости энергоносителей с наступлением зимнего периода уже в начале года направить средства на капитальный и текущий ремонты коммунальной инфраструктуры, обеспечивая бесперебойную поставку ресурсов.

В следующий раз новые тарифы на услуги ЖКХ планируется принять только в июле 2024 года.

М. Озерова

Поделиться ссылкой: