Галина Кожемякова рассказала о работе единственного в Псковской области реабилитационного центра для детей

В декабре прошлого года на волнах радио «Луки ФМ» (102.6) вышла передача «После работы». «Помоги ребенку так, чтобы он мог помочь себе сам» – это девиз сотрудников реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями города Великие Луки. Это единственное подобное учреждение в нашем регионе. И гостем в студии стала заместитель директора реабилитационного центра Галина Олеговна Кожемякова. Предлагаем вам текстовую версию программы.

  • Одна из самых больших удач в жизни человека – счастливое детство. А дети-инвалиды и их родители очень часто, столкнувшись с трудностями, чувствуют, что мир как будто от них отвернулся. От бессилия у них опускаются руки, а надежда тает на глазах. Я знаю, что именно вы и ваши сотрудники говорят таким родителям: «Вы не одни». Реабилитационный центр Великих Лук является ведущим учреждением. Расскажите подробнее о центре. Ка-кую помощь оказывают ваши специалисты?
  • Благодарю за приглашение на эфир «Луки ФМ» и предоставленную возможность рассказать о нашем учреждении. Надеюсь, что разговор окажется полезным и интересным. Более 25 лет в городе существует центр реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями. В своем роде мы единственное учреждение в области и находимся на стыке здравоохранения, образования, а относимся к социальной сфере. Целью деятельности учреждения является реабилитация детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет, имеющих отклонения в развитии, обеспечение условий для их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, обучению и труду. В учреждении функционирует 3 подразделения: отделение дневного пребывания (ОДП);
    служба разработки и реализации планов реабилитации (СРиРПР); загородное отделение, расположенное в деревне Крупевицы Невельского района.
  • Квалифицированные специалисты осуществляют психолого-педагогическую коррекцию, медицинское сопровождение, творческую реабилитацию и социальную адаптацию детей. Есть ли на все это материально-техническое оснащение? Уникальные аппараты и методики?
  • Кабинет учителя-дефектолога оснащен современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной ли-тературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа. Для занятий с детьми активно используется интерактивное оборудование, помогающее развивать не только речевые навыки, а также воображение, внимание и мышление. В медицинском кабинете имеется оборудование для проведения медицинских осмотров воспитанников, а также проведения массажа и физиотерапевтических процедур, таких как «Горный воздух», БОС (биологически обратная связь) «Дыхание по Сметанкину», БОС «Тонус». Во время процедуры «Горный воздух» дети вдыхают воздух с пониженным количеством кислорода. Благодаря горному воздуху улучшаются обменные процессы, восстанавливается нервная система, нормализуется кровообращение, укрепляется иммунитет.
    Кабинет психолога оснащен современным оборудованием с элементами сенсорной комнаты, методической литературой, развивающими комплектами игр и обучающих пособий, а также материалами для проведения компьютерной диагностики. Для занятий с детьми дошкольного возраста активно используются приемы арт-терапии. Предметно-развивающая среда в кабинете психолога организована таким образом, чтобы каждый ребенок не испытывал психологического дискомфорта и зажатости. Музыкальные занятия с детьми проводятся в групповой и индивидуальной формах. В отделении дневного пребывания существует возможность проведения музыкальных занятий как в групповых комнатах, оснащенных музыкальными инструментами, так и в зале музыкального руководителя. Музыкальные занятия развивают интеллектуальные способности детей, способствуют развитию коммуникативных навыков, активизируют воображение, память, обеспечивают эстетическое развитие воспитанников. В отделении дневного пребывания оборудованы два групповых помещения. Групповые комнаты оснащены всем необходимым оборудованием для комфортного пребывания детей в реабилитационном центре с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Воспитатели проводят занятия, направленные на развитие познавательной сферы детей посредством чтения и письма.
    Отдельное внимание уделено занятиям художественной на-правленности: рисованию, аппликации, лепке. Оборудованы залы для проведения занятий по адаптивной физической культуре. В работе специалистов по реабилитации активно используется специализированное оборудование, такое как: ходунки, вертикализаторы, костюмы «Адели», беговая дорожка «Геркулес», тренажер Гросса. Костюм «Адели» является эффективным средством реабилитации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, создавая искусственную нагрузку на мускулатуру, нормализует нервные им-пульсы и тем самым связывает мышцы и суставы с центральной нервной системой, что помогает активизировать участки головного мозга, отвечающие за моторные функции. Беговая дорожка «Геркулес» и тренажер Гросса позволяют создавать условия для развития координированной работы опорно-двигательного ап-парата, моторики и стабилизации опороспособности, что необходимо для формирования естественной схемы движения и положения тела. На территории отделения дневного пребывания находится детская площадка, оборудованная беседкой, домиком для игр, дорожкой здоровья, песочницей и различным прогулочным инвентарем.
  • Помимо медицинского, скажем так, сопровождения, вы делаете большую работу по социальной адаптации. Что она включает в себя?
  • Хочется рассказать об опыте участия в совместном социальном проекте с управлением образования города «Мы вместе». В период с апреля 2019 года по сентябрь 2020 года реализовывался инновационный социальный проект «Мы вместе», целью которого являлось оказание родителям (законным представителям), воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, доступной, качественной, многофункциональной помощи, направленной на улучшение качества жизни детей и их социализацию.
    Основные задачи проекта заключались в создании условий, обеспечивающих поддержку родителей (законных представителей) в вопросах развития, обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными
    возможностями здоровья, развитии толерантности у здоровых сверстников, формировании у родителей специальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком, расширении социальных контактов семей с детьми-инвалидами, интеграции ребенка-инвалида и его семьи в жизнь местного сообщества, по-вышении социальной активности и информированности семей.
    Основной фокус проекта был направлен на проведение коррекционно-развивающих занятий с применением современных технологий и методик работы, создание условий для развития и самореализации в творчестве детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
    Значительное внимание в проекте уделялось активной поддержке семьи как ведущего института воспитания, социализации, удовлетворения потребностей и обучения ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
    Семьи, воспитывающие «особых» детей, впервые участвовали в общегородских праздниках, бы-ли включены в программы выходного дня и специально организованные досуги и развлечения. При этом организация таких мероприятий предусматривала участие обоих родителей, а также здоровых братьев и сестер.
    В творческих и культурно-массовых мероприятиях дети-инвалиды и дети с ОВЗ участвовали вместе со здоровыми сверстниками. Данная форма социальной интеграции способствовала развитию потенциала детей с ограниченными возможностями, активизации внутренних ресурсов семей и расширению их социального окружения, укреплению детско-родительских отношений, созданию позитивной атмосферы в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
    Также хочется отметить, что и на нашей базе проводятся различные мероприятия для социализации детей. Это все календарные праздничные дни, программные мероприятия, такие как День матери, декада инвалидов, День любви, семьи и верности, День защиты детей, спортивные и народные праздники.
  • У вас небольшое здание, и я знаю, что вы заключаете со-циальные контракты с учреждениями, чтобы дети могли заниматься в комфортных условиях. Что это за контракты?
  • Да, к сожалению, мы очень маленькое учреждение, и зачастую не хватает площадей. По-этому хочется выразить благодарность директору лицея № 11 Елене Анатольевне Рождественской за предоставление спортивного зала для занятий с детьми-инвалидами доступными видами спорта и бессменному тренеру ребят Светлане Васильевне Гороненковой. На базе академии физической культуры в рамках социального партнерства
    уже второй год занимается с детьми лыжной подготовкой Алексей Алексеевич Аввакуменков. Да, наши дети с ДЦП успешно осваивают лыжню.
    Кроме этого, многие наши сотрудники – выпускники этого заведения.
    Не первый год ДЮСШ № 3 выделяет нам время для занятий в бассейне с детьми-инвалидами. Этот год не исключение. Александр Андреевич Облецов всегда входит в наше положение.
    В этом году занятия проводятся на неделе, и группа набралась «малышковая», если можно так сказать.
    С 2019 года по настоящее время работает и учитель информатики в проекте «Основы программирования» (социализация детей-инвалидов (ДЦП, колясочники), «Шаги в профессию программист») с детьми-инвалидами, посещающими ГБУСО Псковской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Он является научным руководителем проекта. Андрей Нико-лаевич осуществляет дидактическую, методическую, консультационную поддержку всех участников проекта, обучение тьюторов, проверку кода. Учениками проекта являются дети-инвалиды с сохраненным интеллектом, посещающие наш центр реабилитации.
    Елена Петровна Погоняйло-ва, Елена Ивановна Беляева, учащиеся гимназии имени С.В. Ковалевской и победители конкурса чтецов в библиотеке имени М. Семевского со своим наставником Алёной Сергеевной Фро-ловой приходили на «Мандариновый квартирник».
    В невероятно теплой и уютной обстановке гимназисты пели, ребята из библиотеки читали стихи, дети, посещающие центр, играли и танцевали! Прямо в ходе мероприятия гости и участники угощались мандаринами, играли в фанты.
  • Очень часто к вам приводят детей, которые совсем не адаптированы к общению с другими детьми и даже не стоят на ногах, такие дети не могут посещать обычный детский садик. Есть ли у вас свое дошкольное учреждение?
  • Мы называем это отделением дневного пребывания. Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в обществе, рас-ти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
    На сегодняшний день в ОДП получают социальные услуги 29 детей, среди них 19 – дети-инвалиды.
    Работу с детьми осуществляют специалисты, имеющие профильное образование:
  • 4 воспитателя;
  • 3 младших воспитателя;
  • 2 специалиста по реабилитации инвалидов;
  • педагог-психолог;
  • логопед;
  • музыкальный работник;
  • старшая медицинская сестра и медицинская сестра по мас-сажу.
  • За такими детьми нужен особенный уход и внимание. А значит, необходим персонал. Сколько сегодня в учреждении сотрудников? Каковы их задачи?
  • Главной задачей наших специалистов является создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестает ощущать себя не таким, как все, и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
  • Как происходит взаимодействие с родителями? Не всегда же родители могут понять, что вы не волшебники, и быстрого результата вряд ли приходится ожидать.
  • Наши родители очень сильные люди, это огромный труд – воспитывать особенного ребенка. Очень приятно, когда наши специалисты и родители находятся на одной волне.
    Мы в свою очередь стараемся привлекать родителей к участию в праздниках, приглашаем на родительские собрания. Обучаем их приемам массажа и адаптивной физкультуры. Консультируем по телефону, скайпу и онлайн.
  • И все-таки у вас есть счастливые истории. И даже мы, журналисты, становились свидетелями чудес. Одна из ваших воспитанниц Лилиана Пирожкова, у которой полностью отсутствовали ушки, смогла вернуться к обычной жизни. Отслеживаете ли вы дальше ее судьбу?
  • Гордимся своими маленькими победами. Лилиана приходит к нам на занятия, благополучно обучается в общеобразовательной школе.
    Наша гордость Богдан Весе-лов, мальчик, который встал и пошел. Много времени трудились наши девочки, но особая благодарность его маме Наташе, которая не опускала руки и боролась. Сейчас он пошел в первый класс обычной школы.
    Варенька Терентьева в 2 года 8 месяцев пришла к нам, не могла даже стоять. Теперь она уверенно шлепает по групповой. Обгоняет даже нашу черепаху.
  • Есть ли помощники в вашей работе? Например, благотворители. Ведь порой требуется специальное оборудование, да и просто дарить детям праздник.
  • Особые слова благодарности можем сказать в адрес попечительского совета учреждения в лице Виктора Васильевича Волынцева, Дениса Валерьевича Мунштукова, партии «Единая Россия» в лице Алек-сандра Николаевича Козловского. Большую работу по духовно-нравственному воспитанию мы проводим совместно с Великолукской епархией. Все эти люди – наши почетные гости и благотворители.

luki.ru

Поделиться ссылкой: