Главное качество – профессионализм

В этом году Единый расчетно-кассовый центр г. Великие Луки отметит 20-летие с момента его создания. Задачами этого муниципального предприятия являются начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, доставка квитанций, последующий сбор денежных средств от великолучан и их своевременная отправка ресурсоснабжающим организациям.

Пока в некоторых городах и регионах страны все еще спорят о необходимости единой квитанции для оплаты жилищно-коммунальных услуг, разрабатывают, вводят и осваивают ее, великолучане уже давно привыкли, что в начале каждого месяца в их почтовые ящики приходит единый платежный документ. По нему можно внести оплату различными способами, которые жители города тоже хорошо освоили.

Почти за 20 лет своего существования ЕРКЦ полностью доказал свою необходимость, а великолучане сполна осознали преимущества его работы в городе, ведь людям не приходится ходить за платежками в различные службы, а оплатить по квитанции они имеют возможность за один раз в одном месте. Кроме этого, в Великих Луках очень широкая сеть пунктов, где можно внести платежи.

Ради удобства великолучан и полноты сбора средств

 До создания в Великих Луках Единого расчетно-кассового центра начисление платежей проводили жилищные организации, и жителям города приходилось самим приходить в свои ЖЭУ, чтобы получить квитанции, а уже после этого идти в сберкассы, чтобы внести платеж.

Идея создания Единого расчетно-кассового центра возникла у городской власти в том числе и по причине низкой собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, собранное с населения не всегда в полном объеме доходило до поставщиков услуг. С созданием ЕРКЦ ситуация коренным образом изменилась.

«У нас все поступающие от населения платежи сразу отправляются к поставщикам. Мы в 2004 году как раз и ушли от той схемы, когда все деньги вначале поступали в ЖЭУ (ныне управляющие организации), там надолго оседали и не доходили до ресурсоснабжающих организаций. С созданием ЕРКЦ в этой системе был наведен порядок, и теперь мы перечисляем поставщикам ресурсов все внесенные великолучанами деньги каждый день, очень оперативно, без всякой задержки. Способствует этому так называемая система «расщепления» платежей. Управляющие компании получают средства только за жилищные услуги, «Водоканал» – за услуги водоснабжения и водоотведения, «Тепловые сети» – за отопление и горячее водоснабжение. Плюс мы обеспечиваем полную прозрачность начислений за жилищно-коммунальные услуги, подробно отражая все это в квитанциях», – пояснила директор ЕРКЦ Е.В. Берестова.

Создавать ЕРКЦ, решать множество организационных вопросов, формировать коллектив пришлось бессменному директору центра Е.В. Берестовой. В сфере ЖКХ она трудится с 1996 года. Окончив Санкт-Петербургский университет путей сообщения, Екатерина Владимировна работала вначале в городском финансовом управлении, а затем – в управлении жилищного хозяйства.

Екатерина Владимировна вспоминает: в новый Единый расчетно-кассовый центр была передана вся информационная база шести жилищных организаций и МУП «Тепловые сети». После приведения в систему всех лицевых счетов и выявления задолженности – а это объемная и кропотливая работа – квитанции для оплаты населения были готовы и уже в октябре 2004 года разнесены в почтовые ящики горожан. Сразу великолучанам был предоставлен выбор места для оплаты этих квитанций.

«Благодаря созданию Единого расчетно-кассового центра, каждая копейка, оплаченная населением, доходит до ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, причем в очень короткие сроки. Это позволяет четко контролировать прохождение всех денежных средств и их полное поступление по назначению. Сплоченность и взаимовыручка всех служб – управляющих компаний, «Водоканала», «Тепловых сетей» – помогает нам быстро реагировать на все изменения в законодательстве, не допуская каких-либо грубых ошибок», – отмечает Е.В. Берестова.

Квитанции, приходящие в наши почтовые ящики, – результат огромной и слаженной работы коллектива ЕРКЦ. Сейчас там работает 41 человек, в основном это женщины. Плюс курьерская служба (13 человек), сотрудники которой отвечают за то, чтобы в наших почтовых ящиках квитанции оказывались в положенные сроки. 12 сотрудников трудятся здесь с момента образования.

23 работников коллеги проводили на заслуженный отдых за прошедшие 20 лет.

Опыт, трудолюбие, умение идти в ногу со временем – непременные качества всех сотрудников Единого расчетно-кассового центра. Вместе с этим каждый отличается терпением и умением внимательно выслушать посетителей. Это очень важно, ведь работать приходится не только с компьютером и цифрами, но и с населением, а люди не всегда, к сожалению, отличаются вежливостью и выдержкой.

Значительно увеличился объем работы. Практически все многоквартирные дома перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Это требует от сотрудников ЕРКЦ особого внимания при формировании платежного документа и в дальнейшем – отчетности. Кроме этого, многие великолучане пользуются системой онлайн-платежей. Это значит, что нужно все внимательно проверить и правильно разнести поступающую о платежах информацию. «Работы у нас много, и она далеко не простая. Но мы прекрасно понимаем, что мы многое делаем, чтобы населению было удобно оплачивать услуги. Это тоже одна из наших основных задач», – подчеркнула Е.В. Берестова.

Следят за новшествами в законодательстве

Единая квитанция на оплату жилищно-коммунальных услуг, которую формируют работники ЕРКЦ г. Великие Луки, постоянно отражает те новшества законодательства, которые происходят на уровне государства и региона. Вот только некоторые из изменений, которые внесены в платежный документ за годы работы ЕРКЦ.

К примеру, с 1 января 2017 года внесены изменения в ряд законодательных актов, в связи с чем поменялся и порядок расчета платежей за ЖКУ, а именно:

– плата за коммунальные услуги на ОДН входит теперь в состав жилищной услуги «Содержание жилого помещения» и называется: «Коммунальный ресурс (КР), используемый в целях содержания общего имущества (СОИ) дома». В квитанции, по которой сейчас великолучане вносят оплату за ЖКУ, содержатся строчки с соответствующими названиями: «ХВ в целях СОИ»; «ГВ в целях СОИ»; «Эл.энергия в целях СОИ».

Кроме этого, был введен новый порядок расчета платежей за горячее водоснабжение. Это связано с тем, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления горячего водоснабжения, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления горячего водоснабжения. Поэтому в квитанциях вместо одной строки «горячее водоснабжение», как было когда-то, в настоящее время указано две строчки:

– «Холодная вода для ГВС»;

– «Теплоэнергия для подогрева хол. воды для ГВС».

Также раньше за вывоз мусора население платило не по отдельной строке, эта плата входила в состав суммы по первой статье квитанции – за управление многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД. С 1 января 2019 года поменялся порядок расчета за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Теперь вывозом мусора занимается региональный оператор ООО «Экопром». Оплату, поступившую от населения, ЕРКЦ отправляет именно этой организации. И в платежке эта сумма выделена отдельной строкой.

С октября 2022 года в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг появилась новая строка: «Отведение сточных вод в целях содержания общего имущества». Дело в том, что до 2017 года в квитанциях на оплату услуг ЖКХ присутствовала такая строка как ОДН, которая касалась и водоотведения. В 2017 году, когда были утверждены все нормативы на КР в целях СОИ, норматив на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества утвержден не был. Поскольку Жилищный кодекс РФ определяет, что начисление платежей должно производиться исходя из норматива потребления, а этого норматива не было, то и платеж не предъявлялся. Комитет Псковской области по тарифам и энергетике утвердил такой норматив потребления только в 2022 году, тогда же в квитанциях появилась и строка, которая должна была бы быть в платежных документах еще пять лет назад.

Второй год подряд ЕРКЦ занимается расчетом по каждому дому разницы по всем видам коммунальных ресурсов: холодной и горячей воде, идущим на СОИ, а также электроэнергии, идущей на СОИ. Это связано с тем, что Правительство РФ с 3 февраля 2022 года внесло ряд изменений в нормативно-правовые акты, в том числе – установлен порядок расчета коммунальных ресурсов, используемых на содержание общего имущества многоквартирного дома. При расчете платы за ЖКУ за март 2023 года жителям Великих Лук уже был предъявлен перерасчет платы по тем КР на СОИ, по коммунальным ресурсам которых установлены общедомовые приборы учета в домах. Если раньше такой перерасчет необходимо было сделать и предъявить потребителям для оп-латы в первом квартале года, следующего за расчетным, то теперь это можно делать в течение всего года, который наступает после расчетного. Это и будет сделано в 2024 году, необходимые расчеты ЕРКЦ уже производит.

Еще одно изменение. Собственники многих домов приняли решение перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, включив такой пункт в протокол общего собрания. «С муниципальными предприятиями «Водоканал» и «Тепловые сети» у ЕРКЦ также имеются договоры, в которых отражено, что все расчеты по прямым договорам с жильцами также продолжаем осуществлять мы, – пояснила директор ЕРКЦ. – И жители таких домов уже привыкли, что в квитанции есть информация не только об управляющей организации, но и о поставщиках. По их услугам выставлены суммы за прошедший месяц от имени каждой ресурсоснабжающей организации. В результате квитанция остается одна, дополнительных платежных документов великолучанам не приходит. Техническая оснащенность нашего предприятия позволяет в единой базе осуществлять и такое начисление и формировать единый платежный документ. И по-прежнему все платежи, которые поступят на наш специальный счет, незамедлительно и в полном объеме перечисляются всем поставщикам жилищно-коммунальных услуг», – подчеркнула директор ЕРКЦ.

Отслеживание всех изменений в законодательстве и внесение изменений в систему начисления платежей и сами платежные документы – непременная обязанность сотрудников ЕРКЦ. До момента образования Единого расчетно-кассового центра только одних бухгалтеров, которые работали в жилищных организациях и МУП «Тепловые сети», производя расчет и начисление платежей населению и выдавая квитанции, было 26. Сейчас все эти функции выполняют в ЕРКЦ лишь 9 бухгалтеров. Это тоже подтверждает особый профессионализм, которым обладают все сотрудники Единого расчетно-кассового центра.

Все дела – всем коллективом

Самое большое подспорье – хороший коллектив. Каждый сотрудник ЕРКЦ – профессионал своего дела и замечательный человек. Поэтому так приятно собраться вместе, чтобы отметить чей-то день рождения или какой-то праздник. Отдыхать в ЕРКЦ тоже умеют. Как умеют и заботиться о родном городе.

На субботнике

Каждую весну и осень вместе со всеми великолучанами на уборку Великих Лук выходит и коллектив ЕРКЦ. Сотрудники этого муниципального учреждения всегда принимают участие в традиционных субботниках, стремясь внести свой вклад в преображение улиц, парков, скверов и исторических мест.

«Мы любим свой родной город и хотим, чтобы он был чистым и уютным», – замечает директор ЕРКЦ Е.В. Берестова. На протяжении почти десятка лет сотрудники ЕРКЦ наводили порядок на Коломенском кладбище, убирали территорию около бывшего здания кинопроката вблизи проспекта Гагарина и пустырь на улице Энгельса, освобождали от листвы Пушкинский сквер, благоустраивали спуск к острову Дятлинка, где некогда располагался пивоваренный завод Оскара Петровича Эльстинга. «В такие места мы выходим не только с желанием навести там порядок, но и с пониманием, что для Великих Лук это следы богатого прошлого, которых, к сожалению, осталось не так уж и много, – говорит Е.В. Берестова. – Все наши сотрудники не только с трепетом относятся к внешнему виду города, но и стараются изучать его историю».

Очень любят путешествовать всем коллективом ЕРКЦ. За 20 лет коллеги побывали в 30 поездках, посетили  5 стран и познакомились с 23 городами. Правда, выбраться в такие путешествия удается лишь тогда, когда позволяет напряженный график: когда счета и квитанции подготовлены, а до следующих есть несколько выходных и праздничных дней. Работа все же прежде всего!

М. Озерова

Поделиться ссылкой: