«Главный в нашей паре – собака»

Эта дата отмечается в нашей стране с 2004 года. Но историю свою ведет с 1909 года, когда 21 июня «в Санкт-Петербурге был открыт первый в России питомник полицейских сыскных собак, на базе которого также была создана школа дрессировщиков». Причем использовать собак на службе стали еще раньше. Считается, что это произошло в 1906 году по инициативе начальника Санкт-Петербургского сыскного отделения полиции В.И. Лебедева.

Накануне состоялась встреча со специалистом. О тонкостях профессии рассказал старший инспектор-кинолог Центра кинологической службы МВД России по г. Великие Луки Виктор Олегович Кириллов.

– Как пришли к своей профессии?

– К своей профессии пришел по своему собственному желанию. Учился в Псковском государственном университете на инженерно-экономическом факультете. Отслужил в армии, пришел в полицию. Попробовал сначала себя в роли конвоира, потом перевелся в ЦКС и, собственно, планирую в дальнейшем здесь и остаться.

– В чем работа заключается?

– Мы работаем по трем направлениям. Обнаружение наркотических, психотропных веществ, взрывчатых устройств, и третье направление – по розыску непосредственно на месте преступления.

– И насколько успешно происходит раскрытие? Например, по России, как считается, рекордсменом является дореволюционный доберман-пинчер по кличке Треф, который участвовал в раскрытии более 1500 преступлений.

– Мы, может быть, на втором месте после Пскова по раскрытию преступлений. Не хочется про цифры и тем более рекорды. Дело не в рекордах, но стараемся в силу своих возможностей, кадровых средств добиваться максимальных результатов.

– Собаки ваши с кем-то одним работают?

– Собака у каждого своя. И у каждого кинолога две собаки. То есть обязательно должна быть у каждого кинолога собака по розыску следа и вторая – на выбор, по необходимости, в чем нуждается подразделение.

– То есть и у вас две собаки?

– Да. Первую зовут Тетис Перси, ей 7 лет. Вторую взял относительно недавно. Ей 1 год и 7 месяцев. Имя – Голдвинд Тьерри Ландория.

– А как этот выбор происходит? Сами воспитываете, выращиваете?

– Сам воспитываю и выращиваю. Выбирал ее в питомнике рабочего разведения в Санкт-Петербурге.

– Какие-то породы специальные выбираются?

– Я лично предпочитаю немецкую овчарку. Кто-то больше любит малинуа (бельгийская овчарка – А.К.), например. Те в чем-то более активны, подвижны, и некоторым кинологам это нравится. А я больше люблю спокойных собак.

Выбирал вторую из 11 щенков. Мне как-то сразу она приглянулась. Я примерно в течение месяца следил за жизнью этих щенков онлайн и, изначально как взгляд упал на одну собаку, так ее и выбрал. Ни в чем она меня не разочаровала и потом.

– Расскажите какой-нибудь случай раскрытия преступлений.

– Грандиозных преступлений мы не раскрываем…

– Для каждого человека, думаю, его случай как раз чрезвычайный, преступление века. Поэтому «важность» – условная категория.

– Чаще всего то, чем занимаемся, – это мелкие кражи. Ищем все. У меня лично был выезд, где мы обнаружили металлолом. В основном, рутинные преступления.

Также выезжаем на потерявшихся. Допустим, ребенок ушел из дома и около суток не возвращался. Например, я выезжал на эпизод, когда ребенок ушел из дома с собакой вместе. Мы его нашли где-то в час ночи, потерявшийся сидел на скамеечке вместе с собакой.

Чего-то особенного мне пока не встречалось. Может, в силу того, что работаю в ЦКС недавно.

– Сколько работаете?

– В полиции – четыре с половиной года. Кинологом работаю почти два года, 1 октября исполнится 2 года. Наш ЦКС создан в 2016 году, с тех пор медленно, но верно развиваемся в выбранном направлении.

– Как с собакой взаимодействуете?

– Любое животное нужно любить. Человека еще можно обмануть, животное – никогда.

– Посмотреть хотя бы на фотографию. Собака – во весь кадр, вы – где-то сзади…

– Акцент, конечно, на собаку. Главный в нашей паре – собака. Кинолог, собственно, лишь следит за выполнением работы собакой и как-то ее корректирует, направляет. Допустим, если собака во время поиска следа отводит нос, то даешь дополнительную команду, уточняешь прежнюю, добиваешься решения поставленной задачи, опираясь на все исходные.

– Чем кормите?

– Сейчас у нас очень хороший корм поставляется. Еще мясо, говяжьи кости, конечно. Бывают, куриные желудочки, говяжье легкое…

Нельзя требовать хороший результат, если не ценить своего напарника. Чем больше запах, тем лучше собака реагирует на пищу и на последующую работу. На этом собственно и строится работа, потому что от запаха появляется и желание делать свою работу.

– Собаки у вас вольерные?

– Не обязательно. Есть и вольерного содержания, и домашнего. Чаще всего, личные собаки домашнего содержания, а служебные – вольерного. У меня одна такая, вольерного содержания, самая первая, ее за мной закрепили, а вторая собака – личная.

– Совсем-совсем личная или в МВД все-таки тоже служит?

– Составляется договор аренды на собаку, и она служит. Кинолог изначально сам выбирает собаку, сам ее приобретает на свои средства, и уже потом система МВД составляет договор на срок, как правило, от трех лет. По этому договору кинолог обязуется вместе со своей собакой выполнять требования, выдвигаемые службой.

– И что собака получает?

– Получает корм и ветеринарное обслуживание.

– И все-таки, как собак называете? Вот прямо так и говорите Голдвинд Тьерри Ландория?

– Коротко Ланда.

– Тут точнее будет, наверное, говорить Ваше Величество… А до какого возраста собаки обычно служат?

– До восьми лет. Каждый год проверки. Я планирую ее на пенсию в восемь лет отправить и взять уже личную собаку.

– А на пенсию куда она отправится?

– Я ее домой заберу. Проблемы никакой. И все кинологи, которые списывают собак, забирают их себе.

– Виктор Олегович, наш разговор проходит перед 21 июня, вашим профессиональным праздником? С каким настроением встречаете дату?

– С радостью, конечно. Существует понимание нужности нашей службы. Людям от нашей работы легче жить. А помогать людям всеми возможными способами – всегда замечательно.

Хочется пожелать своим коллегам терпения, бодрости духа, сил для дальнейшего успешного развития службы! Отдельные добрые пожелания руководству ЦКС и отдела МВД России по г. Великие Луки, которые никогда не забывают, что кинологи – с полицией и готовы всеми способами помогать в раскрытии преступлений и помощи великолучанам.

– А собаки?

– А собаки тем более не подведут.

А. КАНАВЩИКОВ

Поделиться ссылкой: