Грунтовым дорогам – особое внимание

Заместитель начальника управления ЖКХ Администрации города Великие Луки Иван Дунаев принял участие в программе «Городской патруль» на радиостанции «Луки ФМ». Темой передачи стало состояние грунтовых дорог в городе.

– Осень – это пора, когда всплывают многие городские проблемы, в т.ч. и состояние дорог. Погодные условия осеннего периода обостряют проблемы городских дорог, особенно в частном секторе Великих Лук. Когда анализируешь социальные сети, в которых горожане активно делятся своими проблемами, часто можно наблюдать посты, в которых великолучане касаются негативных отзывов о состоянии грунтовых дорог. Сейчас, как раз такой период, и у нас в гостях заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Великие Луки Иван Юрьевич Дунаев. Иван Юрьевич, здравствуйте!

– Здравствуйте!

– Сегодня мы будем обсуждать такие насущные проблемы. Для многих жителей – это острая тема. Предлагаю начать с того, чтобы обозначить, какую долю в городской дорожной сети занимают грунтовые дороги? Предполагаю, что она достаточно весомая.

– Конечно. В Великих Луках доля грунтовых дорог свыше 50 %, то есть по своей протяженности они даже превышают дороги с асфальтобетонным покрытием. На территории города их достаточно много. Это различные проезды, тупики и т.д.

– Каковы самые главные проблемы в состоянии грунтовых дорог в Великих Луках? Какие проблемы наиболее характерны для текущего осенне-зимнего сезона с большим количеством осадков? Ведь наверняка вы получаете обратную связь от жителей через те же социальные сети.

– В первую очередь грунтовые дороги подвержены воздействию погодных условий. Осенью и зимой в связи с переувлажнением грунта на них активно образуются дефекты покрытия при высокой интенсивности движения. К сожалению, отвести воду от дороги, когда дорога примыкает к жилой застройке в частном секторе, не всегда представляется возможным. Потому что отсутствует и водоотведение на прилегающих участках. Зачастую собственники не обслуживают прилегающую территорию. Использование в такой период крупнотоннажной спецтехники ситуацию усугубляет.

– То есть речь идет о домах, которые находятся непосредственно у дороги? Их владельцы должны как собственники озаботиться тем, чтобы отвести воду не только со своего участка, но и с прилегающего участка дороги?

– Конечно. Система водоотведения – это, как правило, целая сеть труб и канав, которые уходят в различные водоемы. Зачастую происходит так, что люди их не обслуживают, а выполнить городскими силами прочистку всех этих канав единовременно, когда выпадает большое количество осадков, не представляется возможным.

Великолучанам стоит понимать такой момент, что допущенные ими подобные вещи самым прямым образом влияют на образование дефектов на дорогах, разливу воды на проезжую часть. Происходит переувлажнение покрытия, из-за чего образуются его дефекты вплоть до аварийных, выбоины, колейность. Чтобы устранить такие дефекты, требуется добавление нового материала, а это совсем другой комплекс работ, чем простое грейдирование или профилирование поверхности.

– Частный дом требует от собственника большей ответственности, чем квартира. Однако часть наших горожан, когда переезжают из квартир в свой дом, подход не меняют и обслуживают только жилое помещение, по принципу: что там за участком – меня не особо волнует. Но при этом желательно, чтобы грейдер ездил каждые два дня. Но так, видимо, не получится.

– Есть ряд определенных положений, которые собственник земельного участка и жилого дома должен понимать и выполнять. Он ответственен за прилегающую к его земельному участку территорию, и надеяться, что все уладится само по себе, конечно, не стоит. Лучше позаботиться о водоотведении, позаботиться о расположении тех или иных элементов коммунальной инфраструктуры, водоотводных канав и дренажей на вашем участке.

– Иван Юрьевич, расскажите, что делает городское управление жилищно-коммунального хозяйства для того, чтобы решать проблемы грунтовых дорог, ведь, как мы сейчас выяснили, далеко не все собственники осознают уровень своей ответственности. Что конкретно делают городские коммунальные службы?

– Наши службы выполняют восстановление профиля дорожного покрытия, занимаются водоотведением. Мы регулярно следим за прочисткой водопропускных труб, тем самым пытаемся исключить локальные подтопления проезжих частей. В основном это локальные зоны. Например, где-то образовался подпор, и вода с дороги не уходит, тем самым получаются лужи и распутица. Порой все это непросто убрать. Сказать, что любую ситуацию можно разрешить, загнав туда автогрейдер, конечно, нельзя. Каждая ситуация требует анализа и индивидуальных решений. Так, в ряде случаев тяжелая техника не исправит ситуацию, а наоборот, приведет к еще более негативным последствиям. А устранение ряда дефектов при неблагоприятных погодных условиях, к сожалению, не представляется возможным. Сделать выборку грунта, закрыть дорогу на какой-то период, чтобы провести более сложные работы, – все это не так просто, как кажется на первый взгляд. Одно дело убрать какие-то дефекты, подсыпать в сухую погоду, а в случае переувлажненного грунта требуется совсем другой подход. Нужно вначале отвести воду и дождаться хоть какого-то просыхания поверхности, чтобы уже производить работы, равномерно распределять минеральный материал, восстановить профиль, восстановить соответствующий уклон для схода воды.

– Многие великолучане как раз и пишут, что грейдер не пускали с лета, давайте запустим его. И городская пресс-служба отвечает, так же, как и вы сегодня нам рассказываете, что грей-дер – это не всегда благо. Поэтому и важно объяснить людям, почему грейдер не идет в дождь, грязь, снег. Теперь после ваших разъяснений это становится понятно.

Многие люди предлагают не грейдировать, а просто засыпать ямы на грунтовых дорогах, которые образуются в процессе интенсивного движения автомобилей. Почему этого не происходит?

 – В случае подсыпки погодные условия также являются ключевым фактором. Если грунт сильно переувлажнен и на нем находятся лужи, то без отведения воды и хотя бы частичного просыхания верхнего слоя, сыпать новый материал, к примеру, песчано-гравийную смесь – это приведет к распутице, то есть негативным последствиям – будут камни и грязь. Потом эту грязь убрать будет крайне сложно, и опять же потребуется использование крупнотоннажной техники. И пусть, к примеру, в данный момент на грунтовой дороге наблюдается образование каких-либо множественных мелких дефектов, в этом случае все же лучше потерпеть и дождаться хороших погодных условий, чтобы устранить эти дефекты с добавлением материалов, качественно выполнить профилирование, соответственно, уклоны для отвода воды и другие виды работ.

Подрядчик у управления ЖКХ, который занимается содержанием грунтовых дорог,  постоянно следит за их состоянием, мониторит их эксплуатационное состояние. Если он видит, что может выполнить здесь работы, то проводится рабочее совещание, формируется план работ. В данный момент (20 ноября. – Прим. ред.) мы делаем район Кулево, Молочную Горку. Дороги, с которых вода более-менее сошла, конечно, мы будем профилировать, добавлять новые материалы для устранения аварийных дефектов. Это бесспорно. Но хотел бы обратиться к великолучанам, отнеситесь с пониманием, так как осадков в осенне-зимнем сезоне будет много.

– Многим в отношении грунтовых дорог казалось, что ничего сложного нет – пустил грейдер, и все. Но, оказывается, тут немало подводных камней. Наверняка содержание грунтовых до-рог – это и бюджетный вопрос. Ведь на их содержание заложена определенная годовая сумма, и бывают ситуации, когда этого бюджета в течение года уже не хватает. Знаю, что кроме объективных причин, когда на грунтовых дорогах появляются выбоины, есть еще причины рукотворные, которые связаны с прокладкой газопроводов. На некоторых улицах нашего города этой весной, в частности на улице Молодогвардейцев, была серьезная ситуация – люди увязали в грязи и не могли выехать. Осенью похожая ситуация сложилась на улице Артиллеристов. Расскажите, как ситуация обстоит на этой улице сейчас?

 – Улица Артиллеристов имеет свою специфику. Во-первых, это заужение проезжей части во многих местах и, во-вторых, это работы по догазификации. Свои дефекты при прокладке газопроводов газовики устраняют путем добавления нового материала, он при осадках превращается в распутицу. Работы по догазификации в настоящее время проводятся на многих участках города. Если взять ту же улицу Молодогвардейцев, то там в один месяц выполняется подключение ряда домов, в другой месяц – других домов. То есть по одной улице за короткий период времени работы могут производиться по нескольку раз. При этом дорожное полотно приходит в ненадлежащее состояние.

Понятно, что подрядчики стремятся это все исправлять, подсыпать, но здесь надо понимать, что первичное восстановление не является финальным. Подрядчик смотрит за состоянием восстановленных участков и при необходимости выполняет повторное добавление материала и планировку.

Работы по догазификации с точки зрения содержания грунтовых дорог, конечно, вносят определенные проблемы. Но, с другой стороны, и это очень важно, долгожданное подключение к газу – это благо для жителей нашего города, поэтому догазификацию, несомненно, необходимо проводить. Понятно, что со временем дорога будет приведена в надлежащее состояние, а сегодня надо дождаться завершения полного комплекса работ по газификации, чтобы потом городским службам совместными усилиями привести дорожное полотно в нормативное состояние.

– Проблема, видимо, в том, что представления людей расходятся с видением подрядчиков о том, как это все должно быть. Взять ту же улицу Молодогвардейцев, там весной была грязь. Люди с пониманием подошли к этой ситуации, к ним пришел газ, и выгода нивелировала негатив. Но в данный момент я столкнулась с проблемой, что на эту улицу невозможно вызвать такси, водители отказываются ехать туда. Расскажите подробнее, в чем особенность ситуации?

– Сложно сказать, почему такси туда не ездят, но сказать, что эта дорога находится в аварийном и непроезжем состоянии, на сегодняшний день нельзя. Понятно, что дорога грунтовая и подвержена всем тем моментам, о которых мы говорили ранее, но подрядчик и городские службы в меру своих возможностей пытаются устранять имеющиеся дефекты. Как только грунт на улице Молодогвардейцев стабилизируется, она будет приведена в порядок. Эта улица довольно большая и имеет сравнительно высокую интенсивность движения. Мы следим и за районом Божно в целом, и за остальными улицами. Подрядчику регулярно управлением ЖКХ направляются требования, чтобы они следили за состоянием своих нарушенных участков, производили максимально аккуратно эти работы.

Городские службы, подрядные организации «Псковмежрегионгаза» – все мы находимся в тесном общении. Хочу еще раз подчеркнуть, мы приведем эту дорогу в надлежащее состояние.

– Иван Юрьевич, огромное спасибо за ответы! В рамках передачи очень сложно обсудить все проблемные вопросы, но знаем, что они волнуют жителей. Благодаря вашим ответам, на-деюсь, людям станет понятнее, почему не всегда можно сделать все как по мановению волшебной палочки и не всегда это будет благо. Будем надеяться, что ситуация улучшится, верим в наше городское управление жилищно-коммунального хозяйства и надеемся, что со временем асфальт придет и на улицы частного сектора Великих Лук.

Беседовала Анастасия Кузьмина

Поделиться ссылкой: