Художник синеокого фарфора

 «Кто не знаком с гжелью по ее фарфоровой, фаянсовой и глиняной промышленности? Немного в нашем отечестве найдется городков и селений, где бы жители не пользовались гжельскими изделиями», – так писали о русской керамике 170 лет назад, в середине XIX века. Подмосковные умельцы тогда снабжали доступной посудой всю Россию.

После 1917 года гжельские промыслы пришли в упадок, но в 60-е годы XX века началось их возрождение. Именно в это время гжель утвердилась в сине-белой гамме, а спустя десятилетие начался настоящий бум. «В Москве цветет сейчас мода на гжель», – писала «Литературная газета» в 1980 году. Из столицы «деревенский фарфор» разлетался по всей стране: бело-голубые гжельские изделия стали визитной карточкой России. Вспомните, уважаемый читатель, что было в буфетах ваших бабушек и дедушек, мам и пап? Наверняка вы видели нарядные самовары, чайники, сахарницы, вазочки, шкатулки, олимпийских мишек – все изделия из синеокого фарфора. Популярна гжель и сейчас.

Одним из тех, кто возрождал и создавал «гжельские чудеса», был и наш земляк – заслуженный художник России Владимир Александрович Петров.

Родился он в Великих Луках 22 августа 1934 года. В 1962 окончил Гжельский силикатно-керамический техникум, спустя семь лет – Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское).

В книге «1300 биографий художников Московской области» указано: «Начало творческой работы – с 1968 года. Творчество художника неразрывно связано с производственным объединением «Гжель». С 1962 по 1995 год (до своей кончины) – главный художник «Гжели». (Заметки в скобках: шесть лет (1962–1968 гг.) были временем ученичества?) По воспоминаниям его коллег, произведения Владимира Александровича отличались новыми оригинальными решениями, как при разработке изделий из фарфора и керамики, как для массового производства, так и при создании уникальных изделий. Художнику, естественно, приходилось откликаться на вызовы современной ему жизни, на все события и юбилеи СССР (вспомним его популярного «Олимпийского мишку с бочкой»).

Наш земляк был членом Союза художников СССР с 1975 года, участником ряда выставок: республиканская выставка изделий народных промыслов (1960), областная выставка «Подмосковье мое» (1968), республиканская выставка массовых изделий РСФСР (1972), зональная выставка «Художники центральных областей России» (1974), зональная выставка «Подмосковье» (1980, 1984, 1990), российские и международные выставки (1991–1995). Награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР.

Основными, как полагают искусствоведы, являются работы В.А. Петрова: настенное панно «Птица», миниатюрная скульптура «Буденовец», «Солдатская кухня», «Солдат с «Правдой», «Тачанка», «Василий Теркин», «Печатник», «Декрет о мире», «Полярник»… А еще – напольные и настольные вазы, напольное кашпо.

И последнее. Авторы понимают, что сообщали о нашем земляке очень мало информации. Как говорится, чем располагали. Все-таки это лучше, чем ничего. Быть может, настоящая заметка даст импульс какому-нибудь человеку, интересующемуся прошлым нашего города и его уроженцами, для дальнейшей работы о жизни и творчестве художника декоративно-прикладного искусства и росписи по фарфору В.А. Петрова. Быть может, и нет. Время покажет.

Станислав Петров,

кандидат исторических наук

Поделиться ссылкой: