К вопросу об источниках информации

Эра интернета создает иллюзию богатства информации и ее доступности. Как же! Открыл любой поисковик, и знай себе через считанные секунды скачивай тексты и фотографии, пока не надоест.

Не нужно заказывать книги в читальных залах, ждать их неделями. Не нужно вести переписку и опять-таки ждать у почтового ящика долгожданного письма. Не нужно тратить деньги и время на перефотографирование материалов или их копирование на ксероксе, к которому очередь.

В эру интернета кажется, что перед тобой огромное изобилие всего, только внимай и поворачивайся. В действительности обилие информации вовсе не означает ее точность и достоверность. Вместе с частичками правды можно получить параллельно множество откровенной лжи и ерунды.

Чему же тогда доверять? Ответ очевиден – первоисточникам. Если говорит очевидец, то к его словам следует прислушиваться, даже если он в чем-то ошибается. От прямой речи и прямых документов отмахнуться невозможно.

Все остальное – лирика, заметки на полях, версии и субъективный пафос.

На этом фоне невозможно не упомянуть про фильм «Бессмертие» (6+). Он был снят в 1988 году Башкирским телевидением и сохранен в музее Уфимского юридического института МВД РФ. Эти 16 минут 17 секунд времени выгодно отличаются от всего обильно цветущего в сети материала тем, что в них собраны документальные записи тех, кто лично знал А.М. Матросова.

В этом факте сила фильма «Бессмертие» и его историческая ценность. И если множество современных фильмов по теме Матросова не только не обязательно смотреть, но даже обязательно смотреть не нужно, то «Бессмертие» вне конкуренции среди советских достоверных источников.

Вот полная расшифровка этого фильма (для самых ленивых):

«Наш фильм о подвиге Александра Матросова. Мы попытаемся открыть несколько новых страниц этой короткой, но яркой жизни.

Юлиус Фучик сказал: «Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что он должен делать в интересах человеческого общества». А разве легко в нужный момент выбрать единственно правильное решение?!

Вся наша жизнь – это подготовка к такому моменту.

В 20 километрах от Ульяновска на окраине села Ивановка расположился детский дом. Здесь мы встретились с Павлом Петровичем Резиным.

П.П. Резин: – С 1935 года по сорок третий год я работал в Ивановском детском доме воспитателем. В тридцать шестом году к нам поступил воспитываться Александр Матросов. Как раз он был в моем классе. Учился он хорошо, отлично, надо сказать. И вот ребята его за хорошую учебу избрали групповодом по классу.

Позднее Саша Матросов напишет: «Шести лет я лишился родителей. Будь я в капиталистической стране, мне грозила бы голодная смерть, но у нас в советском государстве позаботились обо мне».

П.П. Резин: – Саша Матросов был шустрый, компанейский, дружил с ребятами. В свободное время он занимался футболом, на гитаре хорошо играл. Голубей любил он, занятное было дело с голубями возиться.

Голубое небо, куда залетают белые голуби. Голубое море… Его мечта. Ведь недаром ребята звали его матросом. И не только из-за фамилии и голубых, как море, глаз. Саша мечтал о море, но судьба распорядилась по-своему.

Рассказывает Николай Кузьмич Ополев, бывший заместитель начальника Уфимской детской трудовой колонии.

Н.К. Ополев: – Александр Матросов прибыл в детскую воспитательную трудовую уфимскую колонию весной 1941 года. Конечно, в первое время был обижен, и было на что обижаться, потому что первая судимость и вторая судимость были разобраны прокуратурой Союза ССР. Вынесено было определение, что в том и в другом случае у Матросова вины не было. Его реабилитировали. Реабилитировали уже после войны.

Саше Матросову было пятнадцать лет, когда он за бродяжничество был осужден и отправлен в колонию. И не все так гладко и хорошо было в его беспризорной жизни.

Но память так уж устроена, что вспоминается только хорошее…

Н.К. Ополев: – В школе он хорошо учился и на производстве он хорошо учился. Кузница была за территорией колонии, и вместо молотобойцев туда ходили воспитанники. Помогали кузнецу, ну, вроде молотобойцев, и вот пришла когда очередь

до Матросова,  Матросов проработал три дня – кузнец не отпускает его, говорит: «Он родился кузнецом, через год-полтора я из него сделаю такого мастера, вы все будете любоваться. У него же играет молоток в руке, он работает удивительно как хорошо и с таким большим понятием! Оставьте его». И до партийного комитета дошел, требовал «оставить его». Но Матросов был нужен и в цеху. Очень много Матросов делал по цеху. Он по звуку знал, какой станок работает нормально, который не нормально, и всегда приходил к ребятам на помощь. К Саше обращались сотни людей. Одни несли примусы, другие – утюги электрические, плитки электрические, патефоны, замки висячие, замки внутренние… Все просили: «Саша сделай, Саша сделай, Саша сделай!», и Саша делал.

Но мирное время кончилось. Началась Великая Отечественная война.

3 сентября 1942 года Саша Матросов добровольно вступил в Красную армию. Через 5 месяцев он попал на фронт.

«Дорогая Лида, –  пишет он перед боем любимой девушке Лидии Кургановой в Уфу. – Сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот генерал, – в бою и лицом на запад».

Александр Васильевич Воробьёв родом из Башкирии, был рядом с Сашей до последних дней его жизни.

А.В. Воробьёв: – В поезде я познакомился с Сашей. Это был веселый парень небольшого роста, коренастый, с голубыми глазами. Нрав этого парня очень мне понравился, и мы подружились, так как я был противоположен этому характеру. Сходчивый с людьми, быстро ориентировался в обстановке, и с ним мне было очень приятно ехать. Как и на учениях, так и вне учений он умел быстро найти друзей. Там, в училище, он познакомился с Мишей Бардабаевым. Миша такой же был веселый, как и Матросов. Матросов старался во всем помогать курсантам. Если кто-то получил письмо не особенно хорошее из дома, он всегда подойдет, поговорит с человеком. Короче говоря, это был во взводе душа взвода. Любил очень петь, играть на гитаре – играл на гитаре, так что он был для нас, всех курсантов, в роте самым хорошим другом. Я так считаю, что по своей натуре, по-своему характеру Саша был бы прекрасным командиром, был бы душой взвода, роты и так далее. Но судьба сложилась так, что ему не было суждено стать командиром. Значит, по приказу наше училище полностью было направлено на фронт.

Февраль 1943 года. С горечью и гневом пишет Матросов в Уфу: «Вы и представить себе не можете, что натворили эти гады на нашей земле. Я видел колодец, в который изверги сбросили 16 детей в возрасте до 12 лет. Вот если бы удалось добраться до Берлина и поймать Гитлера, я бы ему отомстил за все».

Но до Берлина был еще путь длиной в 778 дней, и каждый из них был отмечен кровью, смертью, болью и горечью утрат, радостью побед…

В кадрах кинохроники 1943 года – однополчане Александра Матросова.

Это – помощник начальника политотдела 91-й стрелковой бригады Иван Григорьевич Ноздрачёв.

И.Г. Ноздрачёв: – Бой завязался очень тяжелый. Тогда батальон вышел на открытую поляну, поляна была на подступах к Чернушке. Мы вышли из леса, и батальон цепью залег на подступах к Чернушке, потому что с левого фланга во фланг батальону неожиданно открыл фашистский пулемет ураганный огонь. Цепь батальона залегла. Цепь батальона лежала, и все больше и больше личный состав выходил из строя. Матросов попросился у исполняющего обязанности командира батальона старшего лейтенанта Артюхова пойти на уничтожение дзота.

А.В. Воробьёв: – На этой поляне… Это мне вспоминается бой самый тяжелый из всех боев, в которых я участвовал позднее, на других фронтах. И было невозможно поднять головы, били со всех концов пулеметы из огневых точек. И вот я буквально увидел, как от командного пункта бежит человек. Потом я, впоследствии, узнал, что это был Александр Матросов. Александр Матросов до половины поляны добежал, потом по-пластунски пересек эту поляну и оказался около огневой точки. Он бросал гранаты неоднократно. 2 или 3 было взрыва больших. Пулемет вначале замолчал, но потом, когда он поднялся, пулемет снова заработал.

И.Г. Ноздрачёв: – Я вместе со своими товарищами подбежал к дзоту и увидел, что на фашистском дзоте, на амбразуре лежит наш советский воин. Я снял его с амбразуры. Вынув из левого кармана гимнастерки документы, в этот момент мною было написано на комсомольском билете: «Лег на боевую точку противника и заглушил ее, проявил геройство».

Из своего первого и последнего боя Александр Матросов вышел победителем. В ряду бойцов, политработников, партизан, повторивших его подвиг, около 300 человек. Среди них имена земляков Саши Матросова, уроженцев Башкирии – Миннигали Губайдуллина и Григория Овчинникова.

У этих парней, ровесников Саши Матросова, нет еще биографии. Вернее, она только начинается. А какие они, сегодняшние? Спросили мы у этих ребят.

– Я, конечно, не могу отвечать за всю молодежь в целом, но мы сейчас на многое способны. Факты, если хотите. Наши ребята выполняют интернациональный долг. Сколько там ребята действительно совершают подвигов! Я не знаю, повторялся ли там подвиг Матросова, но ведь немало наших парней отдали жизни, тоже прикрывая своих товарищей, оставаясь в заграждении, последней гранатой уничтожил себя – в это время его товарищи смогли отойти. Это не один такой, не единичный случай…»

Да, к указанному фильму тоже можно найти вопросы. В частности, по поводу надписи на комсомольском билете, о чем говорит Ноздрачёв.

И насчет писем Матросова периодически высказываются сомнения: были ли они в действительности, если сейчас мы оперируем исключительно их машинописными копиями. Где оригиналы или фрагменты оригиналов? Кто, как и при каких обстоятельствах изготовил копии этих писем?

Впрочем, хорошего в фильме «Бессмертие» явно больше, чем вопросов. Этот фильм нужно смотреть. Во всяком случае, хотя бы один раз в жизни его должен посмотреть каждый, кто интересуется личностью Александра Матросова.

А. КАНАВЩИКОВ

Поделиться ссылкой: