Коммунальные услуги надо оплачивать вовремя

Долги населения за предоставленные коммунальные услуги – одна из наиболее больных тем сферы ЖКХ. О том, что коммунальные услуги необходимо оплачивать и желательно вовремя, вроде бы все знают, только вот почему-то некоторые граждане забывают об этом правиле или попросту не спешат это делать.

Вследствие этого многочисленные долги граждан в конечном счете отрицательно сказываются на деятельности ресурсоснабжающих организаций, исправно выполняющих свои обязательства перед потребителями.

Такое положение дел не может устраивать поставщиков коммунальных услуг. В связи с  этим ресурсоснабжающими организациями проводится активная работа по взысканию задолженности по предоставленным коммунальным услугам с населения.

Среди должников есть те, кто намеренно не платит за услуги ЖКХ, но есть и те, кто попал в сложную жизненную ситуацию и не может погасить долг ввиду уважительных причин.

Сотрудники юридического отдела МП «Водоканал» ведут постоянную непрерывную работу с должниками как в досудебном (претензионном) порядке, так и по взысканию задолженности через суд. Для того чтобы осуществить взыскание задолженности за предоставленные услуги в полном объеме, необходимо провести большую работу, оформить множество различных документов.

Как рассказала старший юрисконсульт Евгения Лымарева, специфика взыскания задолженности за коммунальные услуги в отношении граждан такова, что в процедуре взыскания задолженности задействованы сразу несколько организаций, выполняющих каждая свою функцию.

Организация МУП «ЕРКЦ» ведет лицевые счета граждан (в том числе должников), производит начисления (расчет) платы за предоставленные коммунальные услуги, принимает платежи от населения, формирует, рассылает платежные документы и принимает показания приборов учета от жителей МКД. Все эти функции осуществляются строго в соответствии с действующим законодательством РФ, регулирующим данную сферу.

 При наличии долга по лицевому счету жилого помещения по запросу ресурсоснабжающей организации МУП «ЕРКЦ» предоставляет ей необходимую документацию о произведенных начислениях, оплатах и размере задолженности по данному лицевому счету, в том числе для формирования в последующем соответствующих заявлений на взыскание долга в судебные органы.

Работниками юридического отдела МП «Водоканал», в свою очередь, ведется непосредственное оформление и подача в судебные органы заявлений о выдаче судебного приказа и (или) исков в отношении граждан-должников. Решение о взыскании с граждан-должников сумм долга выносится судом (в ситуации с задолженностью по коммунальным платежам, как правило, мировым судом). А исполнение решения суда входит уже в обязанности судебных приставов-исполнителей, которые обладают на то соответствующими законными полномочиями. Таким образом, непосредственное исполнение решений суда в виде действий по наложению арестов на денежные счета и имущество граждан и их непосредственное изъятие в пользу взыскателя (исполнителя коммунальной услуги) производится только судебными приставами-исполнителями на основании судебных решений.

«В этом году МП «Водоканал» продолжил уделять большое внимание претензионной работе, поскольку считает ее весьма действенным этапом досудебного урегулирования по оплате образовавшейся задолженности, а также необходимым инструментом обратной связи с потребителями.

Особенно это касается той категории потребителей-должников, которые попали в трудную жизненную ситуацию и после направления им претензии имеют возможность обратиться непосредственно к организации для решения вопроса о предоставлении рассрочки по оплате накопившейся задолженности.

Помимо этого в индивидуальном порядке также может решаться вопрос о списании пени после оплаты всей суммы задолженности. МП «Водоканал» считает обратную связь с потребителями коммунальных услуг весьма важной составляющей работы предприятия. Оформление и рассылка претензий гражданам-должникам производится сотрудниками юридического отдела МП «Водоканал» ежемесячно. Однако такие требования (уведомления должника, претензии) получают, увы, не все должники сразу, поскольку в количественном отношении эта работа весьма трудоемкая», – рассказала Евгения Викторовна.

 Даже на стадии обращения в суд еще есть возможность решить вопрос с наи-меньшими потерями для должника, только в таком случае сделать это уже сложнее, в том числе в силу указанных выше обстоятельств, заключающихся в том, что в алгоритме судебного взыскания задействованы сразу несколько организаций, и улаживать возникшие проблемы придется уже с каждой из них.

 После того, как дело передано в суд и должник решил оплатить долг, необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство: если долг оплачен на стадии вынесенного судом постановления (судебного приказа) о взыскании задолженности, то после его оплаты, если она производилась не непосредственно взыскателю, необходимо известить взыскателя (МП «Водоканал») о факте проведенной оплаты через кассу МУП «ЕРКЦ» и предоставить документ об оплате (кассовый чек), сообщив об этом сотрудникам юридического отдела предприятия. Это поможет должнику избежать повторного взыскания ввиду дальнейших действий кредитора (МП «Водоканал»), направленных на продолжение действий по взысканию долга. Если задолженность находится в стадии взыскания у судебных приставов и должник решил оплатить долг добровольно, то также не стоит ждать того, что о добровольной оплате долга все узнают сами собой.

Если оплата производится должником непосредственно на счет МП «Водоканал», то необходимо указывать точный адрес жилого помещения, по которому гасится долг, а также фамилию и инициалы должника. Можно также указывать номер исполнительного документа (судебного приказа), по которому производится оплата. В таком случае МП «Водоканал» может известить судебных приставов об оплате долга, и исполнительное производство будет прекращено. Если же оплата долга, по которому уже осуществляется принудительное взыскание судебными приставами, производится на счет МУП «ЕРКЦ», то есть в обычном порядке оплаты коммунальных платежей, то об этой оплате должнику также необходимо уведомить МП «Водо-канал», так как информация о данной оплате поступает в МП «Водоканал» от МУП «ЕРКЦ» в плановом порядке в конце каждого месяца. Должнику необходимо предоставить квитанции об оплате и справку об отсутствии долгов по предоставленной коммунальной услуге от МУП «ЕРКЦ» в МП «Водоканал». После этого МП «Водоканал» обратится к судебным приставам с заявлением о прекращении исполнительного производства ввиду оплаты долга. Таким образом можно избежать двойной оплаты долга.

Незнание собственниками жилых помещений и просто проживающими жильцами своих обязанностей приводит к целому ряду неприятных ситуаций и недоразумений, которых легко можно было бы избежать, прояви эти граждане хотя бы немного внимания и ответственности.

Очень часто сотрудники юридического и абонентного отделов МП «Водоканал» получают от граждан-потребителей претензии, связанные с тем, что при установленных в квартире приборах учета холодной воды (счетчиках) в случае, когда в таких жилых помещениях никто реально не проживает и холодным водоснабжением не пользуется, у граждан возникает мнение о том, что начисления за предоставленные МП «Водоканал» услуги производиться не должны в любом случае. Звонящие по таким вопросам граждане часто недоумевают: «Ведь показания прибора учета (счетчика) не меняются, в связи с чем производятся начисления?»

Приходится разъяснять, что в случае, если жилое помещение оборудовано прибором учета холодной воды, потребители коммунальных услуг ежемесячно самостоятельно должны передавать показания своего прибора учета в МУП «ЕРКЦ», даже если при этом показания прибора учета не меняются. Таким образом, в случае действительного отсутствия потребления, подтвержденного переданными показаниями прибора учета, начисления производиться не будут.

В случае же если собственник квартиры (либо проживающий в квартире потребитель) не передает ежемесячно показания прибора учета, то в соответствии с регулирующим данную сферу правоотношений законодательством, а именно «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, первые три месяца начисления за предоставленные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению будут производиться исходя из ранее предоставленных среднемесячных показаний, а вот далее уже по нормативу потребления коммунальной услуги из расчета количества зарегистрированных (прописанных) человек. Если же в жилом помещении никто не зарегистрирован (не прописан), то начисления будут производиться по количеству собственников такого жилого помещения.

В случае если проживающими гражданами в жилом помещении, оборудованном прибором учета, показания не передавались какое-то время, то для того, чтобы начисления стали вновь производиться по показаниям приборов учета (счетчика), необходимо взывать специалистов управляющей компании для составления акта, которым будут зафиксированы последние показания водомера. В некоторых случаях также может быть произведен перерасчет с учетом показаний, все зависит от того, какое время потребителем не передавались показания, помимо этого важным условием является подтверждение факта исправности прибора учета. То есть на момент передачи показаний прибора учета он должен быть исправным и прошедшим поверку.

При отсутствии приборов учета в квартире с большим количеством зарегистрированных лиц, а в реальности проживающими одним-двумя жильцами желательно все же установить индивидуальные приборы учета, тогда платить по факту потребления воды будет гораздо выгоднее. Что же касается тех жилых помещений, в которых установка приборов учета невозможна ввиду технических особенностей такого помещения (например, комнаты в бывших общежитиях), то факт временного непроживания в таком жилом помещении, подтвержденный документально, может снизить плату за предоставленные коммунальные услуги. Все вышеуказанные изменения отражаются в лицевом счете жилого помещения и могут оказывать влияние на порядок начисления платы за коммунальную услугу. Таким образом, собственники или наниматели жилого помещения, добросовестно исполняющие свои права и знающие свои обязанности, могут весьма рационально их использовать для оптимизации процесса по оплате предоставляемых коммунальных услуг.

Что же касается добросовестности, то она проявляется не только в исполнении регулярной обязанности по оплате коммунальных услуг. Часто при смене собственника жилого помещения (обычно это продажа недвижимости) новый собственник не спешит объявиться ни в управляющей компании, ни у других поставщиков коммунальных услуг, такие действия никак нельзя назвать добросовестными. Все дело в том, что действующее законодательство не предоставляет возможности поставщику коммунальной услуги (кроме как в судебном порядке и с помощью суда) выяснить информацию о собственнике жилого помещения. Этим часто пользуются недобросовестные новые собственники жилого помещения. Такая ситуация чревата для старого собственника квартиры тем, что накопленные новым собственником долги будут взыскиваться со старого собственника. В действующем законодательстве четких правил на счет того, кто должен уведомлять поставщиков коммунальных услуг о произошедшей смене собственника нет, в обязательном порядке о смене собственника уведомляются автоматически только налоговые органы.

Однако очевидно, что хотя и по сложившемуся обычаю новый собственник жилого помещения все-таки чаще объявляет о своих правах на жилое помещение управляющей компании, прежний собственник должен быть не менее заинтересован в данной процедуре уведомления (о продаже), так как в случае недобросовестного или попросту невнимательного поведения нового собственника бремя накопленных долгов может по ошибке лечь на предыдущего собственника.

Вынесенные и вступившие в законную силу постановления суда о взыскании задолженности направляются предприятием-взыскателем на исполнение судебным приставам. Те в свою очередь, действуя в рамках предоставленных им Федеральным законом «Об исполнительном производстве» прав, могут арестовывать банковские счета должников, производить с них списание денежных средств, накладывать арест на имущество. Часто люди искренне верят в то, что на них в данном случае нет никаких рычагов воздействия, но это не так. Судебные приставы могут наложить запрет на различного рода сделки, а также на недвижимое имущество, находящееся в собственности должника, но не имеющее отношения к образованию задолженности, и на иное имущество. Таким образом, принадлежащую на праве собственности квартиру нельзя будет ни продать, ни подарить до момента снятия наложенных судебным приставом ограничений. Арест может быть наложен и на транспортное средство должника, его заработную плату и иные денежные доходы. Судебные приставы также обладают возможностями наложения ограничений на выезд из страны. Помимо этого, не исполненные или частично исполненные решения суда могут вновь направляться на исполнение взыскателем через какое-то время.

Светлана Иванова

Поделиться ссылкой: