Звонок от «сотрудника службы безопасности банка» или «самого главного следователя по особо важным экономическим преступлениям» – популярная схема обмана доверчивых жителей г. Великие Луки, которую многие, кажется, научились распознавать с первых слов звонящего.
А вот звонок от «портала Госуслуг», после которого вы узнаете о смене номера телефона, – относительно новая разработка злоумышленников. В последнее время жители нашего города стали чаще попадать в эту западню. Особое внимание злоумышленники уделяют великолучанам, использующим абонентские номера известных сотовых операторов. Портал Госуслуг содержит массу личной информации о зарегистрированных пользователях: данные паспорта, СНИЛСа, ИНН, поликлинику, к которой прикреплен человек, садик, школу и секции, куда ходят его дети. Работа с порталом безопасна только при соблюдении простых правил. В противном случае, получив доступ к личному кабинету, мошенники смогут использовать информацию о человеке по своему усмотрению.
Как же работают мошенники? Вам поступает звонок от сотрудника «портала» на телефон или в один из мессенджеров. Звонящий представится по всей форме, обратится к вам по имени и отчеству и сообщит, что прямо сейчас доступ к вашему аккаунту пытаются получить злоумышленники. Но им можно помешать, если знать, как сменить номер телефона на «Госуслугах». Собеседник предлагает сделать это прямо сейчас под его чутким руководством. Откуда у злоумышленников ваш номер? Есть несколько источников, которыми пользуются преступники. Эти сведения могут быть в открытом доступе, например, на сайте объявлений или в социальных сетях. Информация может утечь из базы компании или сервиса, если они должным образом не заботятся о сохранности данных клиентов. Дисконтные программы магазинов, службы доставки, маркетплейсы – источником информации могут стать любые сервисы, где при регистрации оставляют фамилию, имя, отчество и номер телефона.
Как отличить мошенников от сотрудников портала? Преступники, разрабатывающие новые схемы обмана, – хорошие психологи. Они отлично знают свою роль и пользуются определенными приемами для убеждения:
– Используют название государственного портала.
– Полностью представляются – называют фамилию, имя и отчество. Но вот реальны ли эти данные? Это тяжело проверить во время разговора.
– Буквально в первые минуты раскрывают схему, которую используют сами. Кажется, преступник так делать не будет, – так рассуждает обыватель.
– Если сомневаетесь и озвучите это, начинают убеждать, что вы ошибаетесь, а они хотят вам только добра. В подтверждение того, что он действительно представляет «Госуслуги», липовый сотрудник «портала» может назвать данные ваших документов и даже последние действия в учетной записи.
– В целом общаются доброжелательно и открыто, но настойчиво. Например, заметив ваши подозрения, злоумышленник тут же мастерски их развеет.
Представители Госуслуг никогда не звонят по собственной инициативе! Даже если вы проходите процедуру восстановления пароля на портале, то код подтверждения поступит исключительно по смс. Звонок от сотрудников портала Госуслуг может поступить, только если вы сами обратились к ним за помощью.
Если вы все-таки по неосторожности назвали код подтверждения звонящему, то необходимо сделать следующее:
1. Как можно быстрее сменить пароль в личном кабинете. Убедитесь, что в разделе «Профиль» указан ваш номер и не появилось посторонних сведений.
2. Если не получается восстановить доступ к порталу дистанционно – следует обратиться в МФЦ.
3. Подключить подтверждение входа по смс. Использовать контрольный вопрос.
При любых звонках главное правило – не торопиться и проверять информацию, прежде чем называть пароли, коды из смс. Если вас торопят, нагнетают панику и говорят, что действовать нужно незамедлительно, – это верный признак мошенников. Именно поэтому золотое правило разговора с мошенниками – не общаться вовсе: не вступать в переговоры и сразу класть трубку!
Пресс-служба отдела МВД России по г. Великие Луки