О православии и патриотизме

Ветераны Великих Лук всегда стараются участвовать в интересных мероприятиях. Так, под руководством председателя ветеранской организации П.А. Подгорного была организована встреча с руководителем миссионерского отдела Великолукской епархии о. Димитрием Ласкиным. Беседа на тему православия и патриотизма состоялась в конференц-зале Центральной городской библиотеки им. М.И. Семевского.

Вначале представитель Великолукской епархии рассказал о себе, сообщив, что в настоящее время он служит в соборе Воз-несения Господня:

– Из города никуда не уезжал, сначала служил в диаконском сане, затем в сане священника. Занимался всяческим творчеством, более всего музыкальным. Иконопись постигал с 2000-го по 2016 год, работал с замечательным иконописцем Виктором Марченко. Окончил семинарию Сергиевой Лавры, плюс всевозможные курсы. Когда матушка училась на психолога в РХГА, естественно, постигал психологию вместе с ней.

Отец Димитрий напомнил, что в свое время православный клуб «Альфа и омега» начинал работу в стенах библиотеки, сейчас продолжает свою деятельность в епархиальном управлении. Не-сколько лет в этом клубе великолучан разного возраста он просвещал с о. Димитрием (Соловьёвым). Многие из участников клуба продолжают посещать храм.

– Как я понял, – сказал о. Димитрий, – Бог дает знак через Петра Андреевича, что если меня перевели служить в Вознесенский собор, следует опять возобновить проект «Альфы и омеги» на базе библиотеки. Если мы будем встречаться на регулярной основе, то мне хотелось бы знать ваши предпочтения. Хочу вас расслышать, о чем бы вы хотели знать. Для начала возьмем злободневную тему – «Православие и патриотизм». В этом контексте можно будет уже обсуждать различные детали, возникающие вопросы.

 Предложения не заставили себя ждать. В.И. Сизов попросил разъяснить насчет православных раскольников на Украине.

– Православные и католики – это уже не раскол. Когда-то был раскол, когда мы были еще единым целым – христианами. Сейчас мы уже не называем католиков раскольниками. Раскольниками называют «своих», когда они отделяются от иерархии и организовывают свою иерархию.

У протестантов нет иерархии вообще. Нет священства, как такового. Поэтому они откалываются друг от друга, сколько хотят.

У нас есть иерархия. Наша православная иерархия идет от апостолов, от учеников Иисуса Христа, которых он сам поставил апостолами и дал задание распространять свое учение, христианскую веру по всему миру. Через рукоположение, хиротонию.

Через возложение рук, прочтение молитв просят Бога, чтобы он послал Духа Святого – благодать, силу на служение. И эта цепочка рукоположения блюдется строго. Апостолов заменили епископы. Один епископ другого не может рукоположить. Нужно, чтобы было два или три архиерея. Практически главный управляющий орган – Собор.

Отец Димитрий объяснил строгость рукоположения:

– Протестанты сказали: «Нам не надо посредника между Богом и человеком». И получается, что у раскольников нет апостольской преемственности.

А когда нарушается преемственность, получается то, что произошло на Украине. Был у нас такой монах Филарет Денисенко, и была у него тайная жена. У монаха жены не должно быть. А у него была. Все знали про это. Человек позволял себе то, что другие монахи не позволяли, но он хотел быть патриархом.

о. Димитрий Ласкин

Когда собор патриархом выбрал Алексия, Филарет очень обиделся и сказал: «А я тогда пойду на Украину…». Начал Филарет себя рукополагать, собрав вокруг себя свиту, видя себя епископом. Он откололся от наших, установил там новую иерархию.

Сама украинская церковь была как бы филиалом Русской православной церкви. Есть такое понятие – автокефалия – автономность. Чтобы получить автономность, нужен Собор, серьезное благословение, Собор нескольких церквей, где решается, что люди достаточно созрели, что они высокодуховные и их можно сделать отдельной церковью. У нас есть пример: Сербская православная церковь, Болгарская, другие.

На Украине стали думать не о духовной зрелости. Раскольники начали вбивать «клин», подстрекать народ и священников на отделение от Москвы, убеждая в своей самодостаточности. Наши служители не давали согласие на отделение от Московского патриархата. Наши дали добро только на отделение финансово, материально, утверждая, что украинская церковь духовно является частью Русской православной церкви.

До сих пор у них патриарха нет, есть митрополит Онуфрий. Филарет подумал, что ему надо заручиться поддержкой какого-то патриарха.

Патриарх Константинопольский взял отлученного от церкви, преданного анафеме Филарета под свой омофор, поддержав раскол на Украине. Власти потихонечку стали храмы отбирать, отдавая раскольникам украинской церкви, пропагандирующей нацизм. Филарет получил официальную поддержку. Наши разорвали с Константинополем отношения, потому что там нарушили древние законы. Прервались литургические отношения. В православном мире произошел еще один раскол.

Мы в церкви понимаем, куда все клонится – к единому мировому правительству. Единственная Россия восстала против такого правительства, готовая бороться со всем негативом, что есть.

Только проснуться надо всем! Не так, что одни воюют, а мы продолжаем жить, как жили.

Таким образом, православие на Украине дошло до большой ошибки. Власть имущие сами от себя народ отворачивают. Своими действиями, когда монахов выгоняют из Лавры, отдавая раскольникам сердце Руси, где мощи Антония и Феодосия Киево-Печерских, там, где Илья Муромец лежит… Они отворачивают от себя серьезных людей.

Как говорится, с сатаной, конечно, можно и чаю попить, поговорить про свои беды, но придет момент – он голову отсечет. Это его работа, ничего личного.

Поэтому заигрывать, просить у Зеленского… А президент Украины их не пустил, включил тревогу. В смысле, убирайтесь со двора. Так что с сатаной не договоришься. Сатана теперь предстает и в лице некрещеного Зеленского. Не зря в Киевской Лавре почернели кресты.

А.А. Толубаева попросила:

– Мы уже не первый раз собираемся. Несколько лет тому назад с нами проводил занятия о. Сергий. Это было организовано ветеранским клубом «Оптимист» – учителями. На занятия приходило от восьмидесяти до ста человек.

Есть замечательные книги, в которых пишется о жизни монахов. Недавно я прочитала книгу Тихона Шевкунова «Несвятые святые» про Печерскую Лавру. Когда Вы к нам придете еще раз, порекомендуйте хорошие православные книги для прочтения и обсуждения.

К слову, по поводу книг о. Димитрий сказал:

– Мы несколько лет назад организовали кафедру православной литературы. Церковь ко Дню православной книги специально подготавливает объем старинной раритетной и свежей православной литературы для библиотеки. Такую литературу можно спрашивать у библиотекарей. Здесь дадут рекомендацию, что прочитать.

Звучали вопросы о таинствах исповеди и соборования, стыде на исповеди и о том, нужно ли давать деньги людям, которые собирают на улице для храма. Насчет таких сборов был дан ответ: «Такое было в 90-х годах, в наше время это не практикуется. Если сейчас с этим ходят, то это прохиндеи».

И хотя слово «патриотизм» на встрече со священником звучало редко, разговор состоялся именно о любви к Родине, своей земле, культурным традициям, к человеку вообще. Участники встречи еще раз утвердились в преданности православной церкви. Церковь, действительно, вдохновляет, показывает верное направление в жизни, защищая наши православные ценности.

Татьяна ЛАПКО

Фото А. Агафонова

Поделиться ссылкой: