Второй год, как совет ветеранов города проводит конкурс «Ветеранское подворье». Первый раз комиссия подъехала на улицу Саперную днем, когда проводить съемку из-за сильного солнца было невозможно. Мы осмотрели участок, он вполне соответствовал требованиям конкурса, и договорились вернуться через день вечером.
Через день я пришла раньше остальных членов комиссии, так как мне нужно было еще раз осмотреть подворье и задать свои неизменные вопросы.
Встретила меня хозяйка у входа. Она полола сорняки. Поздоровались, осматриваю каждый уголок.
Фасад дома выходит на улицу, между ним и забором небольшая полоска земли, на которой цветут роскошные белые гортензии. В углу куст изысканных роз, они почти отцвели. Вход очень эффектно отделан хвойниками, в уголке приютилась небольшая собачка, наверное, из глины.
Идем внутрь подворья вдоль торца дома по мощеной неширокой дорожке, справа полоса покрытая гравием, на ней цветы в вазах различной величины. Внутри выложен прямоугольник, он покрыт щебнем и тоже засажен розами. Розы также посажены узкой полосой вдоль забора до самой беседки. Особенно хороши коллеус и мелкие поздние хризантемы.
Вторая часть торцовой части – это небольшие, узкие гряды с овощами – морковь, дайкон, ближе к забору – клубника. Здесь цветы посажены только по краю. Небольшая круглая беседка расположена справа от входа в дом. Между входом в дом и беседкой кусочек сказки – пруд, лебеди, утка, цветы, крохотные черепашки. Все очень красиво оформлено.
Далее справа и слева от тропы, ведущей в хозяйственную зону, посажен картофель. Вдоль тропы свекла, у хозяйственных построек клубничная грядка. Через забор к грядам наклонился большой фламинго.
Хозяйственные постройки просты, компактны. Наружная их сторона обсажена виноградом. Местами видны темные кисти. В центре мангал, перчатки, ведра и лейки для полива. Кусты смородины и кабачки, приютились в крайнем углу. Под грушей, которая вся в плодах, стоят качалка и глубокая удобная скамья. Отдыхают хозяева очень скромно.
Возвращаемся в беседку. Удобно устроившись, начала писать. Хозяева подворья – Федоренковы Михаил Иванович и Зоя Булатовна. В 1988 году встретились с мужем, работали в одном цеху. Сначала жили в общежитии, потом им дали однокомнатную квартиру. Было очень тесно, уже дочь родилась, поменяли на Дубраву. Но там тоже тогда было плохо. Этот участок приобрели в 2001 году. Старый дом, что был на участке, разломали и построили утепленный сарай, в котором жили год, пока строили новый дом. Потом построили баню.
Я подсказываю:
– Затем построили гараж.
– Нет, – вмешивается Михаил Иванович, – гараж был построен много позже, только сейчас достраиваю. Было много других работ. Вот веранду пришлось перестраивать дважды.
– Имеется ли живность? – второй обязательный вопрос.
– Конечно, курочки и кошка Клепа.
Позже мне удалось присмотреться к этой особе. Важная, с поджатыми короткими ушами, ей больше подходило ее полное имя Клеопатра.
Тут наш разговор был прерван. Появились остальные члены комиссии, и началась съемка. За время съемок я осмотрела все строения и поняла, что настоящая зона отдыха в уголке напротив птичника, перед которым вымощена небольшая площадка, за ней качели. Рядом глубокая скамья. Отдыхали хозяева удобно и просто.
Присев на скамью, осматриваюсь. Сразу за картофелем стоит теплица. Растения правильно пасынкованы. Нижние побеги и листья убраны, а на стеблях много красных плодов. Это была первая в этом году теплица, где непростые погодные условия не помешали формированию хорошего урожая.
Подворья есть у тех, кто любит землю, кто не хочет сидеть в благоустроенных квартирах, на-деясь на коммунальные службы. Это подтвердил Михаил Иванович, сказав:
– Мне на земле хорошо. А в многоэтажных домах душно, там все одинаковы. А я хочу в жизни участвовать, и себя показать тоже можно.
Когда съемки завершились и комиссия удалилась, я осталась и попросила осмотреть дом внутри.
Осматриваюсь. Все очень скромно. Мое выражение лица не понравилось Михаилу Ивановичу, и он, порывшись в шкафу, достает прекрасный букет лилий. Включает его в розетку и внутри цветков загораются крохотные огоньки. Показывает еще два светильника.
– Это Зоя делает.
Я смотрю на женщину, на цветы и качаю головой, Федоренко пытается объяснить мне:
– Она зимой это делает. Летом некогда. Спрашиваю:
– Из какого материала делается такая красота? И слышу в ответ незнакомое слово:
– Изолон это. Я его в Ижевске заказывала.
Прощаюсь. В тот же день выясняю в интернете, что это изоляционный материал, который можно приобрести в строительных магазинах, и много методик по изготовлению цветов и светильников. Только вот сил и упорства, чтобы сделать такую красоту, нужно много.
Материал для участия в областном конкурсе был подготовлен, но на это удивительное подворье хотелось вернуться. Но немного подвело здоровье.
И вот мы сидим на кухне. Зоя Булатовна рассказывает о себе. Отец казах, мать русская, познакомились в Санкт-Петербурге, когда отец отслужил, поехали на его родину в Казахстан, прожили там 17 лет. Когда ей исполнилось 14, уехали в Псковскую область. Так как родители отца настояли на том, чтобы он женился на «своей». Хороших воспоминаний не осталось:
– В 1975 году переехали в Поречье к тетке, мама, чтобы прокормить нас с братом, работала на двух работах. Мы ее почти не видели, нужно было нас обуть, одеть, накормить, купить все для школы. Затем я поступила и окончила в Великих Луках торгово-кулинарное училище, работала в магазине.
Помолчали. Меня интересовал вопрос, как складывалось сегодняшнее красивое убранство подворья. Хозяйка стала подробно отвечать:
– Когда со строительством было в основном закончено, взялись за благоустройство. Сначала я увлеклась альпийскими горками. Миша камни по полям собирал, строил. Не понравилось. Перешла на хвойники. Их заказывали в Москве. Опять не то. Потом были клематисы, но они цвести не захотели, и я остановилась на розах. Вымерзли они. Часть заменила хризантемами. А у входа посадила гортензии.
Дочь живет рядом. Внуку 18 лет и две девочки близнецы. Опять спрашиваю:
– Есть ли у вас какие-то особенности? Что-то на других не похожее.
– Есть. Болею я. 13 июля 2005 года внук родился. А мне через несколько дней сделали операцию. Три месяца пролежала. С тех пор здоровье стало неважным. Бессонницы мучают.
Мне понадобилось время, чтобы осмыслить услышанное. Женщина не торопила меня. Жизнь, о которой услышала я, была трудной, в ней не было большого достатка, теплоты, а зачатую и простого понимания. И вот когда все наладилось, пришла настоящая беда, которую не под силу выдержать даже сильным мужчинам.
А она выдержала, нашла дорогу, сохранила семью. И тогда по-другому понимается рассказ о том, как она перестраивала альпийские горки, пересаживала хвойники и восстанавливала вымерзшие розы.
Человек искал внутреннюю поддержку, благоустраивая землю, создавая красоту, и этим не только заглушал боль, но и взращивал уважение к себе. Уважение к самому себе дает силы выжить.
Какое счастье, что среди нас есть люди, способные преодолевать не только трудности, но и болезни, путем создания красоты вокруг себя. Они заменяют стояние в больничных очередях бережным обращением с хрупкими созданиями природы, которые благодарят за заботу о них необыкновенной чарующей красотой.
Н.М. Кислова,
член комиссии по проведению конкурса «Ветеранское подворье»,
председатель клуба «Здоровье» при совете ветеранов города