Оплата за услуги ЖКХ требует дисциплинированности

Летом многие уезжают из своих квартир, закрывая их на замки. Вода из кранов не течет, газовая плита отключена, светом не пользуются, батареи холодные. Есть ли возможность в этот период сэкономить на жилищно-коммунальных услугах? С таким вопросом мы обратились в МУП «ЕРКЦ» г. Великие Луки.

Как пояснила директор ЕРКЦ Е.В. Берестова, в соответствии с частью 11 статьи 155 Жилищно-

го кодекса РФ, неиспользование собственниками и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В случае если квартира находится в собственности, но в ней никто не зарегистрирован и отсутствуют приборы учета, количество проживающих граждан теперь приравнивается к количеству собственников. То есть плата за горячую и холодную воду и электроэнергию (в случае отсутствия счетчиков) начисляется по количеству собственников такого жилья, в соответствии с действующим нормативом потребления и коэффициентом 1,5.

Начисление платежей за услугу «содержание жилых помещений» и «отопление», КР на СОИ по коммунальным услугам производится исходя из площади конкретного жилого помещения и не зависит от факта пользования им или количества проживающих в нем граждан.

Что касается услуги по обращению с ТКО, то она является коммунальной. Для учета ее объема использование счетчиков пока не предусмотрено. При расчете платежей используются законодательные нормы Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В этом документе четко оговаривается, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в помещении граждан объем коммунальной услуги и конкретно услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Такой порядок расчета будет использоваться, пока в этом помещении не появится либо постоянно, либо временно зарегистрированный жилец.

Показания счетчиков передавать обязательно

Как мы выяснили, в случае длительного отъезда из дома все равно придется платить за некоторые виды жилищно-коммунальных услуг, даже если ваше жилье будет пустовать. Правда, если быть дисциплинированным и выполнять все требования Жилищного кодекса, удастся избежать некоторых начислений, что поможет сэкономить не только деньги, но и личное время. В первую очередь это касается передачи показаний внутриквартирных приборов учета.

Один раз в месяц мы должны передавать показания счетчиков холодной и горячей воды, газа и электроэнергии – по телефону, электронной почте или в мобильном приложении. Причем цифры, подтверждающие объем потребленной за месяц воды или электричества, нужно передавать только в определенные даты, чтобы коммунальщики успели подготовить квитанцию. А что будет, если кто-то забыл передать показания счетчиков?

Как пояснила Е.В. Берестова, штрафных санкций за непередачу показаний счетчиков не предусмотрено. Главное – оплачивать коммунальные услуги вовремя. Но если вы забудете сообщить данные о том, сколько воды и электроэнергии потребили за месяц, вы все равно, скорее всего, заплатите больше.

Законодательством предусмотрено, что даже в случае, если показания не переданы, расчет все равно будет произведен ежемесячно. «Оплату вам посчитают по среднемесячным показаниям – их возьмут из прошлых квитанций и вычислят среднее значение. Если и дальше показаний счетчика не будет, то оплату с вас в скором времени будут взимать по нормативам потребления. И, скорее всего, оплачивая по нормативам, вы заплатите больше, чем потребили, – подчеркнула Екатерина Владимировна. – В любом случае жилец должен продублировать показания счетчика, даже если в течение месяца он не проживал в своей квартире и не пользовался коммунальными услугами».

Особо следует подчеркнуть, что если гражданин вовремя не передаст показания приборов учета, то плата будет начислена по нормативу потребления уже через три месяца после того, как показания счетчиков перестают поступать в ЕРКЦ. В течение же 3 месяцев платеж будет рассчитываться из среднемесячного расхода.

Если же показания вы не передавали более трех месяцев, не предупредив об этом заранее, и вам пошли начисления по нормативу, то, чтобы сделать перерасчет, вам будет необходимо вызывать контролера и составлять акт сверки показаний счетчика. «В этом случае вам придется подтвердить документально, что счетчик в вашей квартире действительно стоит, что он находится в исправном состоянии и показания у вас не изменились, и только после предъявления такого акта мы сможем сделать перерасчет», – подчеркнула директор ЕРКЦ.

Дело в поверке счетчика

Бывают ситуации, когда жилец квартиры вовремя передает показания счетчика, но в квитанции эти показания не меняются. Е.В. Берестова рассказала, что были случаи, когда собственников квартир уведомляли о том, что необходимо произвести поверку счетчиков, но люди, не обращая на это внимание, продолжали передавать показания неповеренных приборов учета почти год. Бывает и по-другому: иногда люди проводят поверку приборов учета, но не сообщают об этом в управляющую компанию.

Если такое происходит, показания счетчиков не учитываются при начислении платы за коммунальные услуги. В связи с этим Екатерина Владимировна призвала внимательно посмотреть в квитанции, используются ли показания счетчиков для расчета платежей. «Никто не будет писать вам письма и предупреждать, что те показания, которые вы передали по электронной почте, по телефону или отправили каким-то иным способом, не используются для расчетов. Следить за этим обязаны вы сами, – предупредила Е.В. Берестова. – На обороте квитанции указаны все номера телефонов. И если вы видите, что переданные вами показания не использовались в расчетах, нужно обязательно связаться с бухгалтером, который вам объяснит, связано ли это с окончанием срока поверки или с тем, что вы три и более месяцев не передавали показания прибора учета. Разъяснят вам и то, как нужно действовать в такой ситуации».

Что касается передачи показаний счетчиков для расчетов суммы оплаты за коммунальные услуги, то делать это несложно, тем более что есть несколько вариантов передачи этих данных.

Прежде всего, на оборотной стороне каждой основной квитанции на оплату ЖКУ имеется подробная информация о том, по каким телефонам можно сообщить показания счетчиков на холодное и горячее водоснабжение. Позвонить бухгалтерам необходимо с 20 по 25 число каждого месяца.

Показания счетчиков можно передать при оплате по квитанции в кассах ЕРКЦ. В каждом платежном документе есть окошечко, куда можно внести свои данные. «Когда вы будете оплачивать услуги по этому платежному документу, часть с внесенными показаниями обязательно останется у кассира, – отметила Екатерина Владимировна. – В каждом пункте приема имеются наши ящички зеленого цвета, для этого предназначенные, и специальные бланки, куда также можно внести показания счетчиков, даже если вы не оплачиваете услуги.

Возможность передать показания счетчиков имеется и при оплате за ЖКУ через банки в режиме онлайн. Но здесь следует учесть, что, если вы хотите просто продублировать свои показания, на-пример, из-за отсутствия в квартире, нулевые показания в банковских онлайн-сервисах не учитываются, и в ЕРКЦ будет информация, что вы не передали показания приборов учета – со всеми вытекающими, которые были описаны выше, – добавила Е.В. Берестова. – Чтобы не возникло проблем, в таком случае лучше воспользоваться другими способами передачи показаний. Например, можно отправить на электронный ящик erkc-schetchik@mart.ru либо сообщением в группе предприятия в социальной сети «ВКонтакте» – https://vk.com/erkc_vl.

Кроме этого, Е.В. Берестова пояснила, что ЕРКЦ принимает показания индивидуальных приборов учета только по тем коммунальным ресурсам, за которые производит расчет платежей. Плата за электрическую энергию отдельной квитанцией предъявляется по подавляющему большинству адресов поставщиком – АО «Псков-энергосбыт». А платежи за природный газ – ООО «Газпром межрегионгаз Псков». Именно от этих организаций приходят квитанции за оказанные услуги, этим же организациям и следует передавать показания счетчиков. Все способы передачи показаний указаны в квитанциях за электроэнергию и за природный газ.

Способов оплаты много

Е.В. Берестова особо подчеркнула, что и в период летних отпусков не стоит забывать об оплате жилищно-коммунальных услуг, чтобы не накопить задолженность. Тем более что оплатить за ЖКУ вполне можно, даже не находясь в своем городе. Для этого ЕРКЦ постоянно совершенствует систему приема платежей.

Оплату можно внести через онлайн-сервисы таких кредитных учреждений, как Сбербанк, «ВТБ», «Почта-банк». Также ЕРКЦ заключил договор с небанковской кредитной организацией, и платежи за ЖКУ и обращение с ТКО можно совершать при помощи сети Интернет через безопасный платежный сервис – «ВсеПлатежи» или vp.ru.

При этом следует иметь в виду, что при внесении денег в режиме онлайн нужно искать среди организаций МУП «ЕРКЦ». Именно туда поступают вначале деньги от великолучан, а затем уже ЕРКЦ перечисляет их организациям, поставляющим услуги.

У держателей карт Сбербанка, банка «ВТБ», «Почта-банка» есть возможность автоматически узнать сумму оплаты, так как в информационные системы этих кредитных организаций ежемесячно осуществляется выгрузка сумм начисленных платежей. Если оплата производится через смартфон, то даже набирать ничего не придется, достаточно просто считать QR-код на лицевой стороне квитанции.

Пользователи приложения для мобильных телефонов могут подключить такую услугу, как «Авто-платеж ЖКХ», когда ежемесячно с банковской карты пользователя будет автоматически списываться начисленный платеж за ЖКУ.

В первую очередь это сделано для удобства жителей города, чтобы оплата жилищно-коммунальных услуг не отнимала у них много времени. Все квитанции можно оплатить, не выходя из дома. «Естественно, такие технические возможности благоприятно сказываются на общем уровне оплаты услуг ЖКХ. Здесь мы помним об интересах наших заказчиков – поставщиков ЖКУ. Чем больше население будет использовать эти возможности, тем больше платежей будет поступать на их расчетные счета. Естественно, тем стабильнее будет финансовое со-стояние этих предприятий, а следовательно – более качественные коммунальные услуги они будут оказывать великолучанам», – сделала вывод Е.В. Берестова.

Завершился отопительный сезон. В связи с этим Екатерина Владимировна напомнила, что теперь в большинстве домов, где имеются общедомовые приборы учета тепловой энергии, в квитанции будет отсутствовать сумма оплаты за отопление.

«Жители домов, где установлены приборы учета на тепло, платят, как правило, только семь месяцев в году. Оставшиеся месяцы в графе «Отопление» стоит прочерк и жильцы не платят за отопление», – обратила внимание Екатерина Владимировна. При этом она отметила, что тепловые счетчики стоят еще не во всех многоквартирных домах города. Там, где этих приборов нет, жильцы по-прежнему платят за отопление все 12 месяцев в году. И на их платежах не отражается, потеплело ли за окном или нет.

Все платежи – в одной квитанции

Е.В. Берестова отметила, что деятельность Единого расчетно-кассового центра тесно связана с другими муниципальными предприятиями жилищно-коммунальной сферы. ЕРКЦ, принимая оплату за услуги от населения, сразу перечисляет эти средства поставщикам воды и тепла, а также управляющим компаниям и другим организациям, с которыми у ЕРКЦ заключен договор. В соответствии с этими договорами ЕРКЦ производит расчеты, формирует и доставляет квитанции. Платежи, которые население вносит в кассы ЕРКЦ, уже через день поступают на счета поставщиков услуг. Максимальное время прохождения – три банковских дня. Четко и без задержек.

«Благодаря работе Единого расчетно-кассового центра, каждая копейка, оплаченная населением, доходит до ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, причем в очень короткие сроки. Это позволяет четко контролировать прохождение всех денежных средств и их полное поступление по назначению. Сплоченность и взаимовыручка всех служб – управляющих компаний, «Водоканала», «Тепловых сетей» – помогает нам быстро реагировать на все изменения в законодательстве, не допуская каких-либо грубых ошибок», – подчеркнула Екатерина Владимировна.

Сейчас большинство домов переведено на прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг. И хоть сумма оплаты за холодное, горячее водоснабжение и отопление размещена в общей квитанции, тем не менее плату за индивидуальное потребление этих ресурсов напрямую выставляет поставщик этих услуг.

«С муниципальными предприятиями «Водоканал» и «Тепловые сети» у ЕРКЦ также имеются договоры, в которых отражено, что все расчеты по прямым договорам с жильцами также продолжаем осуществлять мы, – пояснила директор ЕРКЦ. – И жители таких домов уже привыкли, что в квитанции есть информация не только об управляющей организации, но и о поставщиках. По их услугам выставлены суммы за прошедший месяц от имени ресурсоснабжающей организации. В результате квитанция остается одна, дополнительных платежных документов великолучанам не приходит. Техническая оснащенность нашего предприятия позволяет в единой базе осуществлять и такое начисление и формировать единый платежный документ. И по-прежнему, все платежи, которые поступят на наш специальный счет, незамедлительно и в полном объеме перечисляются всем поставщикам жилищно-коммунальных услуг», – подчеркнула директор ЕРКЦ.

Кроме этого, как рассказала Е.В. Берестова, ЕРКЦ осуществляет прием оплаты в своих пунктах приема по договорам с прочими организациями по следующим видам платежей:

– электроэнергия,

– природный газ,

– телефон, Интернет («Ростелеком», «Март»),

– кабельное телевидение («Импульс-ТВ» и «СТВ»),

– детский сад,

– художественную и музыкальную школы,

– страховку ВСК,

– охрану квартир (вневедомственная охрана),

– оплата ЖКУ района (ПКС),

– плата за обслуживание домофонов,

– плата за ЖКУ: ЖСК, ТСЖ,

– центр эстетического воспитания,

– капитальный ремонт,

– платные услуги и питание в школах.

М. Озерова

Поделиться ссылкой: