С 1 июля 2024 года банки и платежные агенты не будут брать комиссию за оплату жилищно-коммунальных услуг у граждан, которые нуждаются в социальной поддержке. Правительство РФ утвердило перечень таких категорий населения.
Как пояснила директор МУП «ЕРКЦ» Е.В. Берестова, это произойдет в соответствии с Федеральным законом № 602 от 16 декабря 2023 года, который внес изменения в Жилищный кодекс РФ. Этим законом определено, что комиссию не будут взимать кредитные учреждения (банки) и платежные агенты (к этой категории относится ЕРКЦ). При этом за «Почтой России» оставлено право взимать комиссию при приеме оплаты услуг ЖКХ.
Распоряжением Правительства РФ № 1059-Р от 27 апреля 2024 года определены категории граждан, с которых не будет взиматься комиссия при оплате жилищно-коммунальных услуг.
К ним отнесены:
– многодетные семьи;
– инвалиды;
– ветераны боевых действий, признанные таковыми;
– члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
– пенсионеры.
Напомним, что перечень жилищно-коммунальных услуг определен Жилищным кодексом РФ. Коммунальные услуги включают в себя холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, газ и электроснабжение, вывоз бытовых отходов. Жилищные услуги – это содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества (СОИ). И взносы на капитальный ремонт. При оплате всех этих услуг со всех перечисленных групп населения не будет взиматься комиссия.
В то же время, пояснила Е.В. Берестова, до сих на законодательном уровне не внесена ясность о порядке идентификации тех граждан, которые имеют право не платить комиссию. Поэтому ЕРКЦ сейчас активно доводит до сведения великолучан информацию о том, с какими документами им следует приходить в кассы, чтобы подтвердить свое право не платить комиссионный сбор. Для информирования населения вывешиваются объявления с разъяснением того, как льготник может подтвердить свое право не платить комиссию.
Таким образом, если вы пришли в любую кассу ЕРКЦ, чтобы внести плату за жилищно-коммунальные услуги, вам необходимо предъявить кассиру свое удостоверение (с фото), подтверждающее статус одной из перечисленных выше категорий, с которых теперь не будет взиматься комиссия.
Пенсионеры предоставляют: пенсионное удостоверение (с фото), либо пластиковое пенсионное свидетельство (с фото), либо справку о назначении пенсии вместе с паспортом. Стоит заметить, что в разное время пенсионные документы выдавались в разном виде. И если в нем нет фотографии, то к нему необходимо добавить еще и паспорт.
Если вы являетесь собственником жилого помещения и в квитанции указано ваше имя, то достаточно одного удостоверения с фотографией. Если вы не являетесь собственником, а просто прописаны в квартире, за которую вносите платеж, и в квитанции не указано ваше имя, то помимо удостоверения необходимо предоставить паспорт с отметкой о прописке по этому адресу.
Документы проверят тщательно
Е.В. Берестова напомнила, что МУП «ЕРКЦ» – это хозрасчетная организация, которая не датируется из бюджетов. «Мы получаем деньги от своих заказчиков – поставщиков услуг за расчеты платежей. А за то, что мы приняли платежи у населения наличными или по карте, за то, что потом мы эти платежи перечислили поставщикам, – вот за эту услугу нам в виде комиссии оплачивают сами жители города, которые вносят платежи за ЖКХ в наши кассы. Поскольку теперь отдельные категории граждан эту комиссию платить не будут, наши доходы теперь уменьшатся, – подчеркнула Екатерина Владимировна. – При этом каждый месяц нам необходимо платить заработную плату кассирам,
которые принимают платежи от населения, нужно оплачивать инкассацию за наличные деньги, процент банкам за эквайринг при безналичном расчете, содержать помещения, обслуживать кассовые аппараты, вносить плату за Интернет, электричество и другое. Все это оплачивает ЕРКЦ, и эти затраты остаются у нас в прежнем размере. В связи с этим мы будем очень внимательно проверять, имеет ли тот или иной человек право не платить комиссию. Для этого и необходимо приходить в кассу с указанными документами. Кассир, получив квитанции, обязательно проверит наличие этих документов, сверив фамилию в платежной квитанции и в документах», – пояснила Екатерина Владимировна.
Если человек не является собственником жилого помещения, но прописан там, то в квитанции не будет его имени. В таком случае и необходим паспорт, чтобы подтвердить, что этот человек проживает именно по этому адресу, который значится в платежном документе.
«Такой порядок, безусловно, увеличит время обслуживания граждан в кассах ЕРКЦ. Но в любом случае мы вынуждены работать пока именно так, пока на уровне Правительства РФ не будут разработаны какие-то другие способы идентификации этих льготников, – заметила Е.В. Берестова. – Поэтому великолучане должны четко понять, что не платить комиссию они могут только при предоставлении документов, подтверждающих это право. Кроме этого, прошу с пониманием отнестись к тому, что время обслуживания в наших пунктах может увеличиться».
В связи с этим Е.В. Берестова напомнила, что за услуги ЖКХ можно оплатить не только в пунктах Единого расчетно-кассового центра. Сделать это можно в отделениях банков, где с перечисленных категорий граждан также не возьмут комиссию. При этом, по всей вероятности, необходимо будет предоставить те же документы.
Также директор ЕРКЦ отметила, что отмена комиссии для льготных категорий граждан уменьшит доходы самого предприятия. «По нашим прикидкам, это значительная часть. Мы ведем переговоры с поставщиками жилищно-коммунальных услуг, чтобы какую-то часть этих затрат они взяли на себя и таким образом помогли бы потребителям воспользоваться льготой, сохранив все существующие пункты ЕРКЦ в различных частях города. Тем не менее нужно понимать, что, если нам не удастся заместить эти выпадающие доходы, а следовательно, найти средства для возмещения всех наших затрат, нам придется принимать какие-то непопулярные меры. Возможно, придется закрыть какие-то наши пункты приема в связи с нехваткой денежных средств или поменять график работы касс приема платежей. Или отказаться от приема платежей для сторонних организаций, к примеру, за электричество и газ, которые мы принимаем по собственной инициативе и в рамках заключенных с этими организациями договоров. Этим организациям мы тоже разослали письма с предложением поучаствовать в возмещении выпадающих доходов ЕРКЦ. Но если они ответят отказом, в этой ситуации мы не сможем работать в убыток, поскольку мы по-прежнему должны платить налоги, зарплату и покрывать все свои расходы. Мы всячески работаем сейчас над решением этого вопроса и прикладываем массу усилий, чтобы оставить максимальное количество существующих пунктов приема платежей и сохранить прежний порядок работы по принципу одного окна, чтобы великолучане могли оплатить любые квитанции в одном месте», – подчеркнула Е.В. Берестова.
С 1 июля повышаются тарифы
С 1 июля 2024 года увеличиваются тарифы на коммунальные услуги. Это станет первым повышением за полтора года. Последний раз цены на коммуналку меняли в декабре 2022 года.
А с 1 июня текущего года уже была частично проиндексирована оплата за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД. Об этом управляющие компании заранее уведомили своих жителей. Повышение произошло в соответствии с условиями договора управления, где таковой имеется, и в связи с увеличением составляющих затрат на оказание услуг (выполнение работ) для надлежащего содержания многоквартирных домов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290. Размер платы за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД проиндексированы с 1 июня 2024 года на 7,42 % на уровень инфляции, согласно данным Росстата.
Что касается коммунальных услуг, то в среднем их стоимость вырастет на 9,6 процента, что находится в рамках предельного индекса. Директор ЕРКЦ обратила внимание на то, что стоимость этих услуг не рассчитывает и не утверждает городская администрация, не устанавливают сами предприятия коммунальной сферы. В соответствии с Жилищным кодексом РФ все тарифы устанавливаются региональным Комитетом по тарифам и энергетике Псковской области – с учетом предельного индекса.
Подросшие суммы в своих платежках великолучане обнаружат в начале августа, когда получат квитанции за июль. Соответствующий приказ Комитета по тарифам и энергетике Псковской области опубликован. И уже сейчас, как и положено по законодательству, МУП «ЕРКЦ» информирует жителей города об изменении тарифов. Конкретные тарифы на каждый вид коммунальных услуг вы можете видеть в приведенной таблице.
Конечно, для каждой квартиры увеличение общей суммы, которая будет зафиксирована в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, окажется индивидуальным, поскольку зависит от объема потребленных услуг – счетчики сегодня есть практически у всех. Удорожание произойдет в зависимости от площади жилья и числа зарегистрированных там жильцов.
Е.В. Берестова напомнила, что в период отключения отопления в большинстве домов, где имеются общедомовые приборы учета тепловой энергии, в квитанции отсутствует сумма оплаты за отопление. «Жители домов, где установлены приборы учета на тепло, платят, как правило, только семь месяцев в году. Оставшиеся месяцы в графе «Отопление» стоит прочерк, и жильцы не платят за отопление», – обратила внимание Екатерина Владимировна. При этом она отметила, что тепловые счетчики стоят еще не во всех многоквартирных домах города. Там, где этих приборов нет, жильцы по-прежнему платят за отопление все 12 месяцев в году. И на их платежах не отражается, потеплело ли за окном или нет.
И прежняя просьба ко всем великолучанам – вовремя вносить плату за жилищно-коммунальные услуги. В период летних отпусков многие покидают свои квартиры и уезжают за пределы Великих Лук. Однако и в этот период не стоит забывать об оплате жилищно-коммунальных услуг, чтобы не накопить задолженность и дать возможность предприятиям – поставщикам услуг вовремя и в необходимом объеме подготовиться к следующему зимнему периоду.
М. Озерова