Представить себе современную систему образования без такого специалиста, как учитель-логопед, практически невозможно. Важнейшим достижением человека, позволяющим ему использовать общечеловеческий опыт, явилась речь. Как известно, речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Сегодня мы наблюдаем множество проблем в формировании речевых навыков у дошкольников. И, к счастью, большинство этих проблем можно разрешить с помощью логопеда.
В дошкольном образовании Великих Лук работает уникальный специалист, чья жизнь и судьба связана с педагогикой и обучением детей. Олеся Александровна Лунева не только работает учителем-логопедом в МБДОУ «Детский сад № 8» уже более восьми лет, но и является представителем педагогической династии. Начинала свою педагогическую деятельность она в далеком 2002 году с должности младшего воспитателя. Вообще, надо отметить, что в детских садах всегда работают особенные педагоги. Здесь нет случайных людей, потому что без любви к детям обучать их самым первым навыкам в жизни просто невозможно. В отличие от школьников, которых уже с самого первого класса приучают быть самостоятельными и отвечающими за свои поступки, малыши – это только формирующиеся личности, и каждый со своими особенностями, и часто требующие индивидуального подхода.
В Год педагога и наставника образовательному сообществу Великих Лук есть кого показать и всегда есть чем гордиться. Пример семьи Луневых – тому яркое доказательство. Учитель-логопед Олеся Лунева – человек в педагогике не случайный, а потомственный работник сферы образования.
Основоположником ее семейной педагогической династии является Галина Ивановна Лунева – мать героини статьи. У Олеси Александровны и Галины Ивановны одна альма-матер – это Псковский педагогический институт имени С.М. Кирова. Рассказ об основоположнике педагогической династии Луневых стоит начать с самого конца, точнее, с признания заслуг. Галина Ивановна в ноябре 2010 года была награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В этой высокой награде заложен весь серьезный труд и вклад человека, посвятившего всю жизнь дошкольному образованию.
Но это все будет потом, а в свои первые педагогические годы после вуза молодой специалист Галина Лунева работала учителем математики и физики в одной из школ Куньинского района. Живя в Великих Луках, молодой учитель нередко, когда уроки были допоздна, просто возвращалась в родной город пешком по рельсам из деревни Пески. Так целых 5 лет закалялся учительский характер, когда после уроков, дороги домой и проверки тетрадей нужно было находить время на себя, а также на внеклассные занятия. Галина Ивановна также была пионервожатой, со всей ее активной, живой и многогранной жизнью пионерского движения, а также являлась киномехаником в школе. Показывать детям обучающие, научно-популярные фильмы по школьной программе – это тоже была ее нагрузка, которую выполняла всегда с удовольствием.
С 1980 года и на целых 35 лет Галина Ивановна Лунева связала свою педагогическую жизнь с детским садом № 17.
За годы работы в этом учреждении дошкольного образования разработала авторскую экспериментальную программу «Математика и логика», которая прошла апробацию на базе учреждения. В основу программы положено развитие познавательных и творческих способностей детей. Программа была одобрена и утверждена на областном экспертном совете.
Также Галина Ивановна разработала экспериментальную программу «Сказки экономического леса». Программа была одобрена, получила положительную оценку, рекомендована для распространения и представлена публикацией в брошюре «Состояние экономического образования Псковской области. Проблемы, развитие, перспективы». А также в журнале «Дошкольное образование».
Вообще, Галина Ивановна является автором многих обучающих программ для детского сада. Например, ею были разработаны системы занятий по развитию у детей представлений о происхождении жизни на Земле, об истории цивилизации. А также занятий для детей с изложением международных документов по защите прав человека, с его правами и обязанностями, общественными нормами и правилами поведения.
Результатом активной методической работы Галины Ивановны, ее участия в президентской программе «Дети России» по разделу «Одаренный ребенок» стал настоящий подарок от президента России детскому саду № 17, а именно компьютерный класс. Ее воспитанники в разные годы были призерами и победителями конкурсов: всероссийского «Марш парков», областных – «Природа и фантазия» и «Наш край – Псковщина», городского конкурса «Великолукские веснянки» и даже международного – «Мир глазами детей».
За годы работы в детском саду Галина Ивановна Лунева имеет награды и звания. В январе 2000 года награждена знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», имеет ведомственные грамоты и благодарственные письма. Высокой оценкой государством труда Галины Ивановны стала медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Вторым и ярким представителем династии Луневых стала дочь Галины Ивановны – Олеся. Возможно, наблюдая за своей мамой, маленькая Олеся ей подражала, играя с куклами в «школу». Рассаживала вокруг себя кукол, раздавала им карандаши, листочки бумаги, по-своему объясняла уроки, потом давала задания и ставила оценки.
Конечно же, и так часто бывает в педагогических семьях, что праздники в учебном учреждении всегда превращаются в семейные. В их подготовку и проведение оказываются вовлечены не только сам педагог, но и его семья. Как вспоминает Олеся Лунева про свое детство, любой праздник в детском саду, любое открытое мероприятие превращалось в семейное – они с отцом помогали маме-педагогу во всем: вместе обсуждали, как лучше и красивее, вместе искали материалы для изготовления атрибутов, пособий, вместе рисовали, клеили, вырезали.
Когда Олеся сама окончила школу и встал вопрос о выборе профессии, то он был все-таки непростым. Времена были сложные – самое начало 90-х годов: развал страны, экономические реформы, кардинальная смена ценностей и ориентиров во всех сферах жизни страны и общества. Поэтому и первая профессия дочери вчерашнего советского педагога была вполне отвечающей реалиям жизни. Нужно было думать о том, как поддержать семью. Олеся поступила и закончила с красным дипломом профессиональный лицей № 16 по профессии «портной-закройщик». Однако обстоятельства сложились так, что ее первым местом работы стал детский сад, а вся дальнейшая жизнь оказалась связана с педагогикой.
Вместо института легкой промышленности Олеся Лунева поступила и успешно окончила Псковский государственный университет имени С.М. Кирова (бывший ПГПИ им. С.М. Кирова) по специальности «учитель-логопед». Этот выбор стал настоящим призванием и частью жизни Олеси.
Свой педагогический путь Олеся Лунева начала в 2002 году с должности младшего воспитателя в МБДОУ «Детский сад № 17». Затем работала воспитателем логопедической группы, учителем-логопедом, заместителем заведующей по воспитательной работе.
– Каждый день мои маленькие друзья садятся со мной перед зеркалом, чтобы научиться говорить правильно. Неуве-0ренность в себе, закомплексованность заставляют детей замыкаться, – делится своей работой Олеся Александровна Лунева. – Опыт, конечно, пришел не сразу, он накапливался постепенно, но было главное – трудолюбие и любовь к детям. Именно она, любовь, послужила той благодатной почвой для овладения мастерством. Огромное счастье для педагога видеть сияющие глаза детей, научившихся правильно говорить.
Это действительно непростой и тяжелый труд, требующий компетенций, методик, саморазвития и личного подхода к детям. Олеся Лунева – педагог-новатор, автор методик и технологий в области логопедической работы.
Своим первым опытом Олеся Александровна уж начала делиться с коллегами в 2009 году. Тогда она представила опыт работы на тему «Коррекция довербальных и вербальных нарушений речи у детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы». В 2011 году она представила собственный опыт работы по использованию арт-терапевтических технологий в коррекционно-логопедической работе по устранению речевых нарушений у детей в рамках VII Международной дефектологической конференции в Москве.
В 2012 году разработала игровые упражнения и образовательные ситуации с использованием самодельных кукол в рамках проекта «Сказкотерапия в работе с детьми с речевыми нарушениями».
Ее профильные доклады, основанные на большом опыте на разных семинарах-практиках, городском методическом объединении учителей-педагогов, курсах повышения квалификации, являются большим вкладом в развитие и совершенствование системы логопедической работы. Также Олеся Александровна является автором на порталах профессиональных сообществ логопедов страны, опубликованных дидактических пособий, разработанных ею в газете «Дошкольное образование».
Настоящий педагог – всегда новатор и всегда участник конкурсов профессионального мастерства. Олеся Александровна является дипломантом многочисленных международных и всероссийских профессиональных и творческих конкурсов, олимпиад, марафонов.
В годы работы в учреждениях образования Олеся Александровна Лунева была награждена грамотами, имеет поощрения за активное участие, добросовестный и многолетний труд, успехи в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения, в связи с выпуском детей в школу, за активную жизненную позицию, творчество, внедрение инноваций. Награждена грамотой управления образования Администрации города Великие Луки. А в 2014 году ей присвоено почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации».
Во время общения с этим удивительным человеком и педагогом очевидным стало одно: педагогический труд – это труд кропотливый, с другой стороны, каждый педагог всегда нацелен на результат. Этот результат – все мы, будущие граждане, профессионалы и просто люди: от детсадовских малышей, не всегда умеющих правильно говорить, до первоклашек, познающих новый мир, и студентов, получающих профессии, а также нас взрослых, доверяющих педагогам всех направлений наших детей. И уверенных, что педагог – это друг ребенка и его семьи.
М. Козлов