Прибалтика: от советской витрины до неонацистских режимов

Псковская область – приграничный регион. Она граничит сразу с двумя европейскими странами – Латвией и Эстонией, которые мы часто по советской привычке называем Прибалтикой. Именно Латвия, Эстония и Литва на постсоветском пространстве выделяются особенно и, прежде всего, своей русофобией, откровенной неонацистской политикой и героизацией периода немецко-фашистской оккупации, которую современные власти выдают за борьбу за независимость. В чем причина этого? На этот вопрос попытался ответить в ходе одного из выпусков программы «Политликбез» на городской радиостанции «Луки.ФМ» автор и ведущий программы, политолог Максим Козлов. Предлагаем нашим читателям ее текстовую версию.

Для нас, жителей Псковщины, тема Прибалтики более чем актуальна, так как мы соседи. Правда, сейчас маленькая Прибалтика имеет в глазах многих россиян образ агрессора, так как антироссийская риторика дополнилась нахождением на ее территории войск НАТО. Поведение стран Прибалтики тем более важно для нас в этот период, когда Россия выступила с мирными инициативами, но встречает, в общем-то, жесткий отпор и непринятие со стороны Запада.
Я бы даже сказал, нас пытаются провоцировать на фоне вакханалии и гражданской войны на Украине. Так, на днях министр обороны Эстонии Калле Лаанет предложил передать Украине часть вооружений и якобы для обороны. Эстонцы раньше всех и раньше времени пытаются показать свою нужность и необходимость Западу и, прежде всего, США, каждый раз выпрыгивая из штанишек. Притом что вооружения, которыми они пытаются распоряжаться, им вовсе не принадлежат. Что сказать, не зря сами жители Прибалтики называют свои страны «секонд-хендом». Кстати, горячих и невменяемых эстонских политиканов притормозила Германия, за-претившая продажу немецкого оружия из Эстонии на Украину.
Ранее Литва заявила о намерении продать Украине советское оружие на сумму в 2 млн евро. Хозяева из США подобные действия одобрили. Безусловно, такое поведение – не что иное, как скрытый механизм поддержки Киева.
Давайте посмотрим, почему так себя ведут бывшие советские республики и могло ли быть иначе?
Если брать недавнее прошлое, то надо отметить, что быть прибалтом в СССР было почетно и выгодно. Все всегда в СССР с ними носились. Их принимали в лучшие вузы, хотя многие не отличались значительными особенностями. Достаточно было говорить с прибалтийским акцентом, чтобы все и так впечатлялись. Образ и облик европейца с акцентом – это было завораживающе.
Так откуда такой национализм и русофобия сегодня? Может, сами в свое время избаловали?
Прежде всего, истоки прибалтийского снобизма, а отсюда и появление национализма надо искать еще в прошлом веке. Страны Балтии никогда не были оплотом демократии: ни до вхождения в СССР, ни после выхода из него. Недолгий период независимости, с конца Первой мировой войны до начала второй, в истории этих стран характеризуется господством национализма или авторитаризма.
Когда говорят о Прибалтике 20-30-х годов ХХ века, обычно рисуется гламурная картинка демократических стран, оказавшихся в коммунистических жерновах и растоптанных «тоталитарным советским режимом». Якобы та травма и не изжита до сих пор. Однако в предвоенное время в Прибалтике существовали вовсе не демократии, а правые политические режимы – по своим характеристикам весьма репрессивные – режимы Карлиса Ульманиса в Латвии, Константина Пятса в Эстонии и Антанаса Сметоны в Литве. Они возникли почти одновременно в середине 30-х годов прошлого века, и их нельзя назвать демократичными. Независимость странам Балтии в межвоенный период досталась неожиданно, и для ее сохранения, возможно, и требовалась такая политическая система.
Итак, три новоиспеченные республики были самостоятельными около 20 лет. До 1917 года народы Латвии и Эстонии вовсе не имели своей государственности, Литва утратила ее к XVIII веку. Все их благосостояние образовалось в составе Российской империи. К 1939 году, в отличие от СССР, им так и не удалось достичь уровня 1913 года. Оказавшись в отрыве от российского рынка, Эстония, Латвия и Литва развивались как типично аграрные государства.
И только войдя в состав СССР, республики Прибалтики получили развитую разностороннюю экономику.
Вступив в Евросоюз, Литва, Латвия и Эстония совершили грубейшую геополитическую ошибку. Речь даже не о том, что, скажем, промышленность за эти годы в регионе уничтожена почти полностью или же сельское хозяйство, которое активно вытесняется западноевропейскими фермерами. Проблема в другом. Балтийские народы до XX века никогда не имели государственности как таковой. Отсюда и комплекс неполноценности у элит, перешедший и превратившийся в нацизм и фашизм.
Тем, кому больше 35-40 лет, должны помнить, сколько денег и усилий тратилось на удержание балтийских республик в составе СССР. Им создали химическую промышленность, автомобилестроение, радиоэлектронику и мощную энергетическую индустрию. Они были витриной советского государства, здесь был наивысший доход на душу населения, наибольшее количество дотаций и возможных привилегий. Мощное жилищное, дорожное и инфраструктурное строительство, газификация. Балты никогда не жили так сытно и спокойно, как в период СССР.
После выхода из состава Союза страны Балтии, получив долгожданную независимость, снова устремились в светлое будущее. Проблема в том, что за основу правящей элитой было взято все то же: системный национализм и реабилитация, даже, скорее, героизация нацизма.
Сегодня под вывеской демократии в странах Прибалтики правят жесткие политические режимы: выборы проводятся, но они подстроены, существует множество партий, но режим может отбирать кандидатов и избирательно запрещать участие в выборах другим… Все говорят о свободах и правах, но они лишь для избранных, то есть тех, кого режим посчитал гражданами. Остальным – угнетение и поражения в правах. Даже такое понятие как «негражданин» – типичное изобретение прибалтийских государств.
Задумаемся, почему в этих маленьких и никому не нужных странах всем управляет американская псевдодемократия?
Дело в том, что в конце Второй мировой войны вслед за отступающей немецкой армией на Запад бежали приблизительно 60 тысяч литовцев, 88 тысяч латышей и 80 тысяч эстонцев. Все они затем эмигрировали за океан, пополнив собой диаспоры прибалтийских народов в США. По данным последней американской переписи населения, в США проживают 712 тысяч литовцев, 26 тысяч латышей и 27 тысяч эстонцев. Для той же нынешней Литвы, население которой сократилось до 2,7 миллионов человек, 712 тысяч американских литовцев – огромная цифра. Заокеанская диаспора при таком соотношении неизбежно будет оказывать заметное влияние на общественно-политические процессы в родной стране. Именно мигранты стали элитой в постсоветский период. Именно поэтому в наши дни президентами в странах Прибалтики становятся граждане США и народ так спокойно к этому относится.
Для нас в России такая ситуация дика, но для элит и националистически настроенных прибалтов – это самая наиважнейшая самоидентификация! В их понимании, Литва, Латвия и Эстония – это не наследники советских республик, а наследие тех бежавших с фашистами мигрантов. Вот их духовное и идеологическое молоко, которым вскормлены элиты. Поэтому тем же американцам не надо прилагать особого труда для политики «разделяй и властвуй».
После распада СССР, когда идеология и государственная политика Литвы, Латвии и Эстонии поменялись на 180 градусов, именно эти люди составили кадровую основу превращения стран Балтии в антироссийский плацдарм с идеологией радикально правого национализма, основанного на платформе антикоммунизма, антисоветизма и русофобии.
Несколько показательных примеров. В 1998 году президентом Литвы стал 71-летний Валдас Адамкус, отказавшийся от американского гражданства за 5 дней до инаугурации. В 1944 году юный уроженец Каунаса служил во втором полку сформированного немцами «Легиона защиты Родины», входившем в одну из дивизий вермахта. После поражения немецкой армии в Прибалтике бежал в Германию, а оттуда в США, где получил американское гражданство после службы в военной разведке.
В 1999 году в Латвии Сейм республики выбрал президентом гражданку Канады Вайру Вике-Фрейбергу, отказавшуюся от иностранного гражданства за день до обсуждения в парламенте ее кандидатуры. Семья будущего президента в 1944 году бежала из Латвии в Германию, а затем в Канаду.
В Эстонии со значительным отставанием от соседей, в 2006 году, парламент страны, Рийгикогу, избрал президентом бывшего гражданина США Тоомаса Хен-дрика Ильвеса. Семья будущего президента Эстонии также бежала из страны в 1944 году. Сам он родился уже в эмиграции, в Швеции, откуда родители вскоре переехали в США.
Удивляться русофобской и нацистской политике в Прибалтике не стоит. Все эти господа – откровенные марионетки США. Да, в Латвии и Эстонии президент почти полностью лишен реальной власти и является лишь номинальным главой государства. Но именно он формирует идеологию и создает политическую атмосферу в обществе.
А могли ли после 1991 года страны Прибалтики стать самостоятельными? Конечно, нет! Просто произошел обмен советского управления на внешнее западное. Объективно, многие слабые лимитрофные юрисдикции (например, та же Украина после 2007 года), не способные вести собственную независимую политику, предпочли прислониться к внешним партнерам в виде Брюсселя и Вашингтона, полностью отказавшись от прежней социалистической идеологии интернационализма.
Одна страна, один народ и парламентаризм, зависящий от западного партнерства, – вот главный сегодняшний тренд развития Прибалтики. Прибалтийский национализм, часто принимающий формы неонацизма, включая расизм, к сожалению, оказался узаконенной государственной нормой.
Что сегодня общего в этих зависимых от Запада и марионеточных псевдодемократиях? Систематическое преследование политических оппонентов, цензура и за-прещение деятельности независимых СМИ, распространение в обществе неонацистских настроений – все это стало частью государственного имиджа стран Прибалтики. В Латвии и Эстонии с 1991 года узаконен институт массового безгражданства – сотни тысяч жителей, даже родившихся на их территории в советский период, были лишены гражданства. Сегодня в Латвии около 220 тысяч жителей со статусом «негражданин», в Эстонии – 145 тысяч, которым для его получения необходимо пройти унизительную процедуру так называемой натурализации.
Обыденностью в Литве, Латвии и Эсто-нии стало объявление персонами нон грата российских журналистов, политологов, историков и артистов. К настоящему времени более полусотни граждан России по политическим причинам лишены возможности въехать в страны Прибалтики.
В ближайшее десятилетие в Прибалтике произойдет смена поколений. Многочисленное поколение советского «бэби-бума» выйдет на пенсию, а на смену ему придет поколение демографического кризиса. Из-за низкой рождаемости и феноменально высокой эмиграции произойдет деформация возрастной структуры населения. В ней критически повысится доля пожилых людей, в результате чего страны Балтии могут столкнуться с серьезными экономическими проблемами. За чей счет выплачивать пенсии и кто будет ухаживать за оставшимися стариками?
Те же транзитные возможности Литвы, Латвии и Эстонии, которые раньше были хорошим подспорьем для пополнения бюджета, из-за политики руководства этих стран в отношении России активно деградируют. Когда в Москве окончательно осознали, что страны Балтии не способны конструировать свою государственность на чем-либо, кроме противопоставления Рос-сии, и когда русофобия в Литве, Латвии и Эстонии достигла стадии национального помешательства, наша страна начала активно строить собственную инфраструктуру на Балтике взамен прибалтийской. Так, грузооборот эстонских портов из-за постепенного отказа России от их использования уже сократился на 26 %, а перевозки грузов по железной дороге – на 68 %. Морские порты и железные дороги Латвии тоже активно теряют грузы.
Печальный итог прошлого года показал, что Европейский союз не оправдал надежд Литвы, Латвии и Эстонии в самых разных отраслях, где им требовалась помощь. Заставляя балтийские страны переходить на «зеленую энергетику», ЕС не сделал для них электричество дешевле. Одобряя русофобскую политику Прибалтики, Старый Свет ничем не компенсировал ее действия в экономическом поле. И вместо транзитных грузов в 2022 году страны Балтии будут ждать новые мигранты, которых ЕС заставит принять.
Показательно, как те же Венгрия, Польша и Чехия делают и будут пытаться делать все, чтобы, несмотря на приказы Брюсселя, не пустить к себе новые волны беженцев. А вот балтийские страны в этом вопросе хранят молчание… Так что заселение Прибалтики мигрантами из Северной Африки – весьма вероятная перспектива вымирающей территории…

М. Козлов

Поделиться ссылкой: