Славный путь в большую авиацию

История этого праздника идет от 1 ноября 1923 года, когда в крымском Коктебеле торжественно открылся Всесоюзный слет планеристов. Тогда были установлены несколько рекордов по продолжительности и высоте полетов.

В 1931 году в Коктебеле появилась Высшая летно-планерная школа. Как рассказывают ветеран Великолукского АСК, летчик-инструктор-планерист В.И. Алексеев, мастер спорта С.А. Тихонов: «С большим интересом планеристы принялись за освоение буксировочных полетов за самолетом, что с набором необходимой высоты в 1000–1500 метров позволило выполнять парящие полеты и комплекс фигур высшего пилотажа.

Молодежь с большой охотой занималась планерным спортом, благо для этого в стране были созданы все условия. Заслуженной любовью пользовались советские конструкторы планеров В. Грибовский, Г. Грошев, Б. Шереметьев, О. Антонов, А. Яковлев и другие.

Немало достижений и у наших планеристов. В числе рекордсменов мира были С. Анохин, впоследствие заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, В. Ильченко, М. Раценская, Н. Симонов, И. Шелест и другие энтузиасты планеризма. Следуя девизу «Сначала модель, потом планер, с планера на самолет» десятки тысяч юношей и девушек поднялись по этим ступенькам к большой авиации.

Планеризм в нашей стране сыграл свою историческую роль, подготовив для авиации кадры бесстрашных пилотов. Ни один вид спорта не развивает столько находчивости, мужества и присутствия духа, как планерный спорт.

Трудно было в войну перебросить надежный воздушный мост между партизанами в далеком тылу врага и Большой землей. Кроме главных тружеников – транспортных самолетов С-47 (американский самолет, переданный по ленд-лизу), Ли-2 и, конечно, По-2, и планеристам поручалась большая работа по связям с партизанами. Как правило, для прорыва в тыл врага полеты выполнялись ночью и в большинстве случаев достигали цели.

В этом году Россия празднует 100-ле-тие своего планерного спорта. По этому случаю четверо великолучан даже приглашены Центральной федерацией планерного спорта в Москву на празднование славной даты.

Как отмечает по этому случаю сопредседатель НК Ассоциации «Союз авиаторов» Н.Н. Никишин:

– Мы рады, что сможем больше довести до Центральной федерации планерного спорта информации о наших намерениях, познакомиться напрямую.

– Николай Николаевич, насколько оптимистичны сейчас перспективы развития?

– Речь идет о восстановлении авиационного направления в городе. Мы, группа энтузиастов, объединившиеся под эгидой некоммерческой организации «Союз авиаторов», всячески ищем пути внедрить это.

В настоящее время мы понимаем, что это требует немалых расходов, а с 2022 года это и момент, сопряженный с определенными важными событиями в жизни страны. Но тема продолжает оставаться актуальной.

Необходимо готовить летчиков. А задача подготовки сопряжена с желанием стать летчиком. Желание же стать летчиком напрямую зависит от осведомленности молодых людей об этой сфере. И мы посчитали, что, используя наши исторические традиции, можем многого добиться. Поскольку наша планерная станция, поднимавшая в советское время до 20 планеров в воздух, – была очень мощным явлением.

Поэтому мы решили опираться на решения центрального совета Центральной федерации планерного спорта в Москве. Обратившись к ним, мы открыли федерацию, которая существует с лета 2022 года. Одновременно мы нашли людей, которые заинтересованы в развитии авиации в регионе, и на данный момент отделение федерации планерного спорта Псковской области находится в Великих Луках.

В настоящее время мы готовимся по следующим направлениям. Первое. Мы готовим людей, которые способны преподавать дополнительное профобразование  авиационной темы в школах кадетского направления. И лучший способ – через планеризм.

Второе. Двое из федерации получили подготовку как руководящий состав в

очень известном аэроклубе, который находится в Новосибирске. Мы по приглашению Новосибирского аэроклуба получили подготовку в СибНИА (Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина). Получили полнейшее представление о том, как работает институт и как работает юношеская планерная школа «Рыцари неба».

Да, им полегче, они находятся при институте авиации, но подобные школы необходимы в каждом регионе, особенно в Псковской области, где в наличии великолепные географические и атмосферные условия для развития планерного спорта. Я считаю, это просто необходимо.

– Есть на чем летать?

– Сейчас мы готовим планер ЛАК-14, приводим его в порядок в течение года своими силами, ручным способом, и уже недалеко до того момента, как мы сможем его представить в полноценном виде. На нем можно будет совершать пробежки. Для того, чтобы молодой человек понял, что можно управлять элеронами, рулем высоты, рулем направлений и таким образом подготовить себя к каким-то возможным полетам, когда мы будем к этому готовы.

Движение наше уже замечено отдельными предпринимателями в городе, и мы могли бы отметить как помощников в нашем деле – аккумуляторный завод, опытный завод «Микрон», «Металлопомощь», конечно же, городской совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов (П.А. Подгорный).

При этом хотел бы отметить роль информации в желании развивать планерное направление как первоначальный способ ознакомления, подготовки и обучения молодых людей через юношескую планерную школу. Да, необходима финансовая поддержка, но далеко не всегда финансовой поддержки достаточно.

Информационная поддержка – в первую очередь. Надо, чтобы все знали, что это возможно, что совместными усилиями это легко и это очень эффективно, потому что это – целый процесс подготовки молодых людей на уровне средней школы. Одно только знание о том, что возможность летать в Великие Луках существует, что это в принципе возможно, может определить дальнейший путь молодого человека и таким образом во многом решить задачи, которые стоят сейчас перед страной.

Очевидно, что наряду с развитием беспилотной авиации, мы должны все-таки снабдить авиацию уже пятого поколения крепкими, молодыми, стремящимися в небо людьми, получающими полную подготовку, снабдить пилотами различных родов авиации.

– И насколько это реально не вообще, в обозримой перспективе?

– Для этого мы здесь, на месте, намерены развивать, укреплять, продвигать, вдохновлять и объединять все прогрессивные силы, которые смотрят в небо и хотят видеть над своей головой именно чистое, мирное, защищенное небо.

Мы считаем, что пришло время летать во всех формах этого слова. Это наше желание, но это и государственная задача.

В праздник планеристов страны  хочу поздравить всех ветеранов планерного спорта, всех, кто начинал свой путь в большую авиацию с планеров! Уверен, что красивых свершений впереди будет ничуть не меньше, чем в прошлом. Крепкого всем здоровья и уверенности в своих силах!

А. КАНАВЩИКОВ

Поделиться ссылкой: