Судьба и флот неразделимы

Эти слова применимы в равной степени и к тем, кто несет вахту на океанских лайнерах, и к связавшим свою жизнь с внутренним водным транспортом. Заслуживает внимания, уважения и новых публикаций труд тех, кто честно служит российскому флоту на водных магистралях, расположенных сравнительно недалеко от нашего города, в различное время входивших в состав великолукских земель.

Жемчужина России – озеро Селигер, как и расположенный на его берегу город Осташков, дважды в своей истории входивший в состав Великолукского округа, известны многим великолучанам и часто посещаемы жителями нашего города. Здесь находится ближайшее к Великим Лукам на карте Родины место, где развито судоходство, и можно увидеть флот различного назначения –  прогулочные и пассажирские теплоходы, грузовые и служебно-разъездные суда, буксиры и паромы, путейские теплоходы и суда технического флота.

У каждого из селигерских кораблей – своя история и своя судьба. А для тех, кто долгие годы своей жизни посвятил профессии речника, судьба и флот сплелись воедино. Один из них – Виктор Емельянов. Он родился в 1948 году в Осташкове. Работу селигерского флота видел с раннего детства, да и о подвигах осташковских речников в годы Великой Отечественной знал немало. Связать свою жизнь с речным флотом было его мечтой всегда. Окончив среднюю школу, Виктор был призван в Вооруженные силы СССР. Служба в Военно-морском флоте проходила в Севастополе, в должности радиометриста штурманского, на катере звена «катера-цели».

В декабре 1970 года старший матрос Емельянов был уволен в запас и сразу же пришел в коллектив пристани Осташков матросом. Затем была трехмесячная учеба в школе командного состава речного флота, находившейся в г. Касимове Рязанской области, которую он окончил с отличием. Преподавателями были знаменитые речники, имевшие огромный опыт работы на Оке и умевшие заинтересовать молодых коллег изучаемыми флотскими дисциплинами.

С весны 1971 года Виктор Емельянов трудился в коллективе пристани мотористом. Одновременно продолжал повышать свой профессиональный уровень путем производственного обучения и непрерывного самообразования. Результатом стало получение рабочего диплома второго помощника капитана – второго механика.

А осенью 1971 года он был зачислен в располагавшийся в Твери филиал Рыбинского речного училища. Успешно окончив обучение без отрыва от производства, в 1975 году Виктор получил диплом техника-судоводителя с правом эксплуатации судовых силовых установок.

В годы обучения довелось ему трудиться вторым помощником капитана, а затем – капитаном-дублером. В 1976 году Виктор Александрович стал капитаном теплохода «Заря», на котором нес вахту до 1978 года. А в 1979 году его назначили капитаном теплохода «Капитан Хоробрых», и этот отрезок флотской биографии капитана Емельянова продолжался 22 года.

С 2002 по 2008 гг. Виктор Александрович трудился на участке водного транспорта предприятия «Звезда», на селигерском острове Городомля, капитаном теплохода ледового класса «Брест». Став в 2008 году пенсионером, он все равно не покинул флот, продолжая трудиться на том же предприятии до 2022 года. В мае нынешнего года Виктор Александрович возвратился в коллектив речной пристани Осташков и был назначен на должность капитана теплохода «Капитан Марков», названного в честь Ивана Марковича Маркова, трудившегося на Селигере капитаном буксирного парохода и геройски павшего в 1942 году.

Многолетний добросовестный труд капитана В.А. Емельянова в различные годы отмечен знаками «Ударник коммунистического труда», «Победитель соцсоревнования», «Ударник 9-й пятилетки» и другими поощрениями. Приказом начальника Московского речного пароходства он был награжден знаком «За безаварийную работу».

Заслуженной оценкой добросовестного труда Виктора Александровича, его профессионализма и вклада в жизнедеятельность водного транспорта стало присвоение звания «Специалист высшего класса». Он является ветераном труда федерального значения, и его портрет в течение многих лет украшал Доску почета организации.

Профессионализм судоводителей, как и других работников плавсостава и береговых служб, является неотъемлемым качеством для обеспечения безаварийной работы флота. Ведь следует учитывать все особенности внутренних водных путей, каждый из которых по-своему сложен.

Не является исключением и Селигер, где существует вероятность штормов и других нештатных ситуаций.

Бывали сложные ситуации и на флотском пути Виктора Александровича, когда от капитана и диспетчера зависело принятие единственно верного решения в целях обеспечения безопасности судна, пассажиров и членов экипажа.

Слаженная работа плавсостава и эффективное взаимодействие с сотрудниками береговых подразделений для Виктора Александровича являются основополагающими принципами в работе. Ветеран российского флота, многое повидавший на своем пути, он имеет объективную точку зрения по всем вопросам, связанным с жизнедеятельностью водного транспорта, и считает, что речниками должны становиться те, кто любит эту работу, готов к высоким нагрузкам и стремится к постоянному совершенствованию профессионального мастерства.

С огромным уважением он отзывается о своих коллегах и руководителях, делающих все возможное для выполнения возложенных на пристань задач. Считает, что флот на Селигере, выдержав немало жизненных испытаний, доказал не только свою жизнеспособность и состоятельность, но и необходимость для государства и его граждан, а для его дальнейшего развития и процветания все же необходимо увеличить финансирование жизнедеятельности всех структурных подразделений. Особенно это касается решения вопросов, связанных с эксплуатацией и ремонтом судовых двигателей внутреннего сгорания.

По мнению Виктора Александровича, итогом измененного подхода к решению столь важного вопроса, станет не только получение организацией большей прибыли, но и значительное сокращение убытков, либо их вообще удастся избежать.

Его родные уже давно привыкли к тому, что в период навигации, особенно летом, времени на от-дых у капитана остается совсем немного, а отпуска предоставляются только в межнавигационный период. Супруга – Наталья Степановна – вот уже в течение 50 лет совместной жизни во всем поддерживает Виктора Александровича. Они вырастили двоих детей – сына Геннадия и дочь Елену.

Следуя примеру отца, сын окончил Рыбинское речное училище и тоже трудился мотористом на пристани Осташков. Но в дальнейшем он поступил на службу в систему МЧС России и в должности командира отделения прослужил до выхода на пенсию.

В настоящее время Виктор Александрович Емельянов – не только заслуженный и всеми уважаемый человек, но еще и самый опытный капитан на Селигере. Реализовав свою детскую мечту и давно осознав, что флот – его призвание, он считает себя счастливым человеком. И хотя с момента его прихода в коллектив пристани Осташков прошло уже более 50 лет, до сих пор помнит своего наставника – капитана теплохода Василия Сергеевича Хрусталева, начавшего свой флотский путь в годы Великой Отечественной. Этот замечательный человек внес огромный вклад в профессиональное становление будущего капитана Емельянова и всегда был примером для речников не только на Селигере, но и далеко за его пределами.

Многим великолучанам известно о героизме осташковских водников, имена которых сейчас носят пассажирские теплоходы, выполняющие рейсы под мирным селигерским небом. И очень здорово, что штурвал каждого из этих теплоходов находится в надежных руках. Великолучане всегда будут здесь желанными гостями. А капитану теплохода «Капитан Марков» Виктору Александровичу Емельянову и всем тем, чья судьба и флот неразделимы, остается лишь пожелать крепкого здоровья и семь футов под килем!

М. Гарбер

Поделиться ссылкой: