Увидели «Нянины сказки»

В постановке Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой

В Псковской области 7 сентября торжественно открылся 30-й Всероссийский Пушкинский фестиваль. В Псковской областной филармонии первый заместитель губернатора В.В. Емельянова передала обращение М.Ю. Ведерникова участникам, организаторам, гостям фестиваля от имени Правительства области.

– За три десятилетия это мероприятие стало значимым культурным событием, которое вышло далеко за пределы Псковской области. Каждый год оно объединяет тысячи зрителей и артистов ведущих региональных театров со всей России. Жители области каждый год с особым трепетом ждут этот фестиваль. Потому что это уникальная возможность, не покидая города и стен родного театра, познакомиться с артистами других городов, увидеть их спектакли и их видение произведений.

Выражаю искреннюю благодарность организаторам и театральным коллективам, которые нашли время и возможность принять участие в фестивале. Надеюсь, что Псковская земля произведет на вас такое же неизгладимое впечатление, как ваши спектакли на псковского зрителя. Желаю всем хорошего настроения, новых незабываемых эмоций.

Затем в зале филармонии состоялся показ музыкально-поэтического спектакля «Евгений Онегин. Страницы романа» с участием симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга и знаменитых артистов Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета.

Тогда же на сцене Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина зрители смогли увидеть спектакль «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» в исполнении Санкт-Петербургского государственного кукольного театра сказки.

Как сообщается, фестиваль продлится до 28 сентября. Постановки пройдут в Пскове и Великих Луках. В афише – драматические, кукольные и музыкальные спектакли в исполнении театральных коллективов из Москвы, Санкт-Петербурга, Мичуринска, Новосибирска, Перми, Петрозаводска и Твери.

Пресс-конференция

Важно, что программа фестиваля не ограничивается областным центром. 8 сентября коллектив Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой в Великолукском драматическом театре представил спектакль «Нянины сказки» (16+).

О чем постановка? По словам создателей, это – музыкальная фантасмагория по мотивам сказок А.С. Пушкина и Г.Х. Андерсена в двух действиях с антрактом: «В спектакле «Нянины сказки» зритель попадает в сказочное зазеркалье, жесткое, но прекрасное и целительное в итоге, в котором переплелись образы и сюжетные мотивы «Сказки о царе Салтане», «Сказки о Медведихе» и «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, а также сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». В музыкальную партитуру вошли «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского в аранжировке для четырех голосов и струнного квартета, ария Царевны Лебеди из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и авторские композиции Олега Синкина.

Стало интересно? Захотелось узнать больше о задумке режиссера Гульназ Балпеисовой (в 2016 году окончила Театральное училище им. Бориса Щукина, актерско-режиссерский курс Н.И. Дворжецкой и Р.В. Туминаса)?

Именно поэтому до спектакля прошла пресс-конференция, посвященная и спектаклю, и ХХХ Пушкинскому театральному фестивалю. Ее участниками стали директор Великолукского театра Н.И. Андросович, художественный руководитель театра А.Л. Потапова, художественный руководитель Театра музыки и поэзии, народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ Е.А. Камбурова, музыкальный руководитель, заслуженный артист России О.И. Синкин, режиссер спектакля «Нянины сказки» Гульназ Балпеисова, заместитель председателя комитета по куль-туре Псковской области В.Д. Куприн.

От планов до реализации

Н.И. Андросович рассказал гостям о ремонте театра, который прошел в честь 850-летия Великих Лук, пояснил, что в ходе ремонта было установлено но-вое, современное световое и звуковое оборудование при бережном сохранении лепнины и всего, что составляло лицо нашего театра.

– При реконструкции все сохранено полностью, – пояснил Николай Иванович. – Добавилась площадь на 1500 кв. м, дополнительно увеличена входная зона.

Затем Н.И. Андросович высказал приветствие гостям от главы города Н.Н. Козловского и вручил букет белых роз Елене Антоновне Камбуровой:

– Сегодня у нас будут «Нянины сказки». ХХХ Пушкинский фестиваль стал важным событием для нашего города. Думаю, сегодня увидим новое, то, чего мы до этого не видели. Для меня, например, это загадка. И уважаемая Е.А. Камбурова будет работать на нашей сцене.

От всех артистов Елена Камбурова рассказала, есть ли стремление выступать за пределами столицы:

– Мне кажется и они, и я – мы рады возможности выступать не только в Москве, но и в других городах. Потому что зрители есть не только в Москве, а, наоборот, в других городах, как мне кажется, не очень избалован зритель множеством театров, и тем более это создает трепет и какое-то высокое отношение к театру и актерам. Это особенно интересно.

Что касается маркировки «16+», то Гульназ Балпеисова уточнила:

– Собрано около пяти сказок. Почему «16+» – у нас был большой спор по этому поводу. В принципе, с детства мы решаем недетские вопросы. Когда смотрим на наших родителей. И вопросы: «Любит ли меня мой папа?», «Любит ли меня моя мама?», даже если они разошлись, наверное, главный урок. Даже когда ответ очевиден –  конечно же, любят.

Но рассматривая под лупой, возможно, мы разрешили себе рассмотреть, как взрослые люди, сказки. Оценивая не только детский взгляд, потому что каждый человек стремится его оценить.

Мы, наверное, и занимаемся театром потому, что мы пытаемся сохранить в себе внутреннего ребенка. Чаще всего он покалечен. И, наверное, такое некое предупреждение и желание для тех, кто нас воспитывает и кто сильнее нас сейчас, чтобы смотрели на своих детей с точки зрения взрослых детей.

Когда в Москве у нас была премьера, первое, на что мы обратили внимание, из чего черпал Александр Сергеевич вдохновение  от своей няни. Из народных сказок, они – немного страшные, момент твоего перерождения всегда происходит через некую смерть, ментальную смерть, потому что обида ребенка и обида за ребенка – это смерти подобно.

Каждый неоднократно в детстве проигрывал ситуацию: вот я сейчас умру, и вы все пожалеете! Ясность восприятия того, что слово может убить, а невнимание может навсегда закрыть сердце, вот из-за этого наша няня сурова, мудра, ласкова. Как наши бабушки!

Мне кажется, что суровость наших бабушек мы всегда воспринимали, как ласку. Тяга к Бабе-Яге, к колдунье – когда дети смеются, радуются, в этом ощущение суровости мудрости. Мудрость не бывает приторной и слащавой!

Е.А. Камбурова: – Сказками няня поучает и научает.

Г. Балпеисова: – Это – народная мудрость. И Александр Сергеевич это обнял и пустил в народ. И его музыкальность как раз дает нам разрешение соединиться с этим как-то.

Если, конечно, у тебя открыто сердце. Мы с педагогом Р.В. Туминасом всегда говорили о классике как об опоре. Это то, что помогает. И классики вне времени, то есть они всегда своевременны.

Из-за этого мы до сих пор читаем своим детям эти сказки. Любые большие классики – про природу человека, а природа не меняется. Вопросы любви постоянны. И, возможно, излечивание своей боли как раз в том, чтобы ее пережить и отпустить, а счастливых людей мы сами в себе рождаем.

Е.А. Камбурова добавила:

– Весь спектакль на музыке. Появляется музыка, которая окрыляет стихи, и получается песня, которая должна вызывать у зрителей ответную реакцию. Вообще, для меня зритель и в наших сказках – это наш партнер. Собственно, если он не понимает, то какой смысл всего этого, и спектакля, и песни? Я очень рада, что такие зрители есть. Надеюсь, что они и здесь есть. Точно уверена, что есть.

Музыкальный руководитель театра О.И. Синкин пояснил:

– Как удалось – судить не мне. «Нянины сказки» – это шестой спектакль, который мы делаем вместе. Из них три – в нашем театре, два – в Казахстане и один – в театре «Современник». Мы нашли друг друга, совпали наши творческие идеи, устремления и цели. Это – большое счастье, найти единомышленника, с которым ты с полуслова все понимаешь.

Я предложил идею Мусоргского. И вторая часть музыки – это моя музыка, которая складывалась постепенно. Сказали: «Нужна тема няни». Написал тему няни. Постепенно набирались музыкальные номера, из «Сказки о рыбаке и рыбке» получился вообще мини-мюзикл. И вот как-то все постепенно складывалось. По-моему, работа получилась интересной.

Из-за того, что у нас фактически нет мюзикла, это именно музыкальный спектакль. Жанр трудно определить, просто практически нет пустого места без музыки, музыка пронизывает все от начала и до конца. Мы, вообще, любим делать спектакли, которые не имеют жанровой принадлежности.

У нас очень много спектаклей, где нет вообще ни одного слова, только пение и музыка. Есть по Шуберту и Шуману, есть по французским импрессионистам…

Фестиваль: сделанное и перспективы

Оценивая Пушкинский фестиваль в Псковской области, В.Д. Куприн сказал:

– Видите, какая палитра театров – от столичных до Сибири и Урала… 30-й, юбилейный фестиваль полностью раскрывает во многом пушкинскую тему. А то, что Великие Луки должны быть площадкой фестиваля, – это очевидно. И Николай Иванович готов откликнуться, и вообще, Великие Луки – город театральный. Мы видим, в каком красивом муниципальном театре мы находимся. Это в России не такая частая история.

Что касается непосредственных творческих контактов, то с этим проблем нет. О.И. Синкин рассказал:

– Люди, работающие в Великолукском театре, приняли нас так, будто мы знакомы двести лет, и любой вопрос решался с полуслова. Крылья в таких условиях сразу вырастают. Поэтому все, что могут, наши артисты постараются показать. Гостеприимство потрясающее. Мы окружены такой заботой и любовью…

Н.И. Андросович:

– Мы встречали машину, которая пришла ночью. Затем встретили артистов. Язык общий специалисты между собой быстро нашли.

Впрочем, иначе и быть не может. Когда люди говорят на одном языке творчества, то диалог неизбежен. И сейчас, и на будущее.

ХХХ Пушкинский фестиваль – хоть и юбилейный в Псковской области, но не последний. Ни для Пскова, ни для Великих Лук.

А. КАНАВЩИКОВ

Фото Е. Николаенкова

Поделиться ссылкой: