Впереди на столетие

Люди всегда ищут полезное для себя. Поэтому в городе на Ловати тропа к Мемориальному дому-музею академика Ивана Матвеевича Виноградова становится с годами только тверже. И великолучане, и многочисленные гости Великих Лук находят в музее ответы на важные вопросы бытия, открывают секрет успеха человека в его целеустремленности.

Группа активистов городского совета ветеранов во главе с председателем ветеранской организации П.А. Подгорным побывала в уникальном доме-музее, чтобы еще раз восхититься нашим гением, вдохновиться достижениями знаменитого земляка.

Приветствовала ветеранов руководитель музея Т.Г. Бобкина. Экскурсию по уникальному музею, являющемуся образцом великолукской усадьбы конца XIX – начала XX века, Татьяна Геннадьевна начала с кабинета ученого. Она напомнила, что Иван Матвеевич прославился занятием фундаментальной наукой – аналитической теорией чисел:

– Величайший математик современности большую часть своей жизни провел в Москве – был директором Математического института Академии наук СССР им. Владимира Андреевича Стеклова.

Знаем, фундаментальная опережает прикладную науку на целое столетие. И по результатам, которые мы получаем сегодня, не всегда ясно, как мы будем их использовать завтра. Но те результаты в аналитической теории чисел, которые получил наш Иван Матвеевич Виноградов, на сегодняшний день еще остаются окончательными.

По экспозиции

– Когда-то в этой комнате была обычная столовая, – рассказала Т.Г. Бобкина. – Стоял стол, лавочки. Матушка Александра, которая была домашней наставницей, набирала группу детей и готовила их для поступления в учебные заведения.

Когда делали музей, создавали экспозицию, было принято решение восстановить кабинет Ивана Матвеевича, каким он у него был в Москве на ул. Горького, д. 22 «а». Виноградов создал не тот институт, где обучают студентов, но тот институт, где творится большая математическая наука.

Мне довелось общаться со многими учеными, которые работали вместе с Иваном Матвеевичем, которых он принимал на работу. Все они утверждают, что, благодаря нашему Ивану Матвеевичу, наша страна из математической провинции превратилась в ведущий мировой математический центр. По сегодняшний день она таковым и остается.

Над столом всегда висел портрет любимого учителя – Владимира Андреевича Стеклова. В шкафу хранится библиотека. К сожалению, до музея она дошла не вся. Но, если судить по тем книгам, которые стоят, можно сказать, что кругозор Ивана Матвеевича был достаточно широким.

Иван Матвеевич был превосходным рассказчиком. Его речь отличалась от московской. Он говорил: «Мы – великолуцкие…». Он даже этим бравировал.

У него была феноменальная память. Если ночью случалось его разбудить, крутануть глобус, ткнуть пальцем, то про любую реку мира мог сказать, как она называется, какова ее протяженность, сколько кубометров воды проходит через ее сечение в единицу времени. Своего рода такая неленость ума.

А в этом шкафу хранятся подарки. Иван Матвеевич жил 91 год. Так как он являлся почетным членом практически всех научных академий земного шара, то академики стран мира дарили ему подарки. Любили дарить статуэтки зубров. Потому, что его называли зубром математической науки.

Мы видим глобус. На подставке сделана гравировка зодиакального круга. Это подарок советских академиков.

Вьетнамская академия наук подарила письменный прибор, кофейный сервиз. И китайцы, зная, что Иван Матвеевич со времен обучения в университете любит игру в шахматы (всегда говорил: полезная игра, логичная, особенно для математиков), подарили шахматы. Он даже ставил партию с первым чемпионом мира по шахматам Михаилом Ботвинником. В музее есть воспоминания Ботвинника, где он пишет: «Интересно ставит партию академик Виноградов, выдвигая пешки на один ряд вперед, объясняя – для того, чтобы фигуры имели свободу».

Здесь и пепельница. Но за всю свою жизнь Иван Матвеевич не выкурил ни одной папиросы или сигареты. Но поскольку здесь стульев много, приходили к нему коллеги, засиживались за математическими дебатами, и не все были столь безупречны во вредных привычках, то этот предмет – пепельница, в кабинете был необходим.

Обратите внимание на жесткую спинку стула. Намеренно поставлена для того, чтобы почаще вставать из-за стола. Математику, в принципе, нужен лист бумаги, карандаш или ручка. Когда мы увлекаемся расчетами, то это может продолжаться долго. Жесткая спинка…

Сердце бьется

Жесточайшая дисциплина во всем – это про Ивана Матвеевича. Дисциплина, порядок и воля.

Т.Г. Бобкина раздала ветеранам листки, на которых Иван Матвеевич своей рукой нарисовал упражнения, чем он приводил себя в тонус:

– С какого-то момента он занялся такой наукой, как геронтология. Это не про «время дожития». Геронтология – наука о здоровом образе жизни. В какой-то момент жизни он полностью заменил сахар медом, делал физические упражнения по развитию памяти.

Здоровье человека только тогда может развиваться гармонично, когда мы делаем не только физические упражнения, но и когда это умственная физика системы дыхания. У меня есть такая выписка, один ученый сказал, что только одно поколение правильно дышащих людей могло бы возродить всю нашу расу, и болезни наши стали бы так редки, что казались бы чем-то удивительным.

Человек, изучающий науку о дыхании, может увеличить и свои умственные силы, свое счастье, самообладание, проницательность, усилить нравственность и даже свой духовный рост. Представляете, как важно правильно дышать?

Как правильно дышать, могу показать. Если это делать на постоянной основе (не от случая к случаю), то эти упражнения помогут. Решая кроссворды, присоединяя дыхательную гимнастику, память значительно улучшается. Делать это можно три раза в день, по 3-5 подходов.

Готовы? Смотрите! На шесть раз вдох, медленно носом вдыхаем – раз, два, три, четыре, пять, шесть… задерживаем дыхание – раз, два, три. На шесть раз выдыхаем. Пропускаем три удара пульса. И опять… В течение дня нужно повторить три раза. И делать это каждый день! Память улучшится.

Почему И.М. Виноградов пришел на свет здесь? Неподалеку от Великих Лук есть станция Сердце. Почему она так называется? Года три назад мне попала в руки статья Александра Дугина «Великие Луки – сердце русской равнины». Там говорится, что если мы проведем окружность из центра Великие Луки радиусом 20 000 тыс. км, то мы заметим, что по одну сторону и по другую нас будут омывать водные преграды.

С севера – это будет Белое море (все, что связано со светлыми силами). По другую сторону нас будет омывать море Черное, Змеиный остров, все, что связано с негативом. Дугин говорил, что Великие Луки – это сердце русской равнины – Руси Гардарики.

И буквально в трех км от станции Сердце есть местечко, которое мило и любо сердцу. Милолюб – это родина Ивана Матвеевича Виноградова. Можно сказать, что он родился в самом сердце Руси. Гардарики. Великие Луки.

Именно гений!

Экскурсанты-ветераны на ходу делали для себя выводы. И даже если что-то уже знали, то с готовностью принимали информацию о великом земляке еще раз. Иван Матвеевич того стоит!

В каждой из комнат музея, где рассказывалось о родителях ученого, о семье и друзьях, ветераны называли величайшего математика современности И.М. Виноградова гением. О гениальности в итоге и поговорили, полемизируя между собой. Вместе с Татьяной Геннадьевной вспомнили фразу, что гениями не становятся, ими рождаются.

На тему гениальности есть много изречений. Платон когда-то сказал: «Гениальность – плод божественного наития», а остроумный писатель, философ Джонатан Свифт выдал: «Когда в мире рождается истинный гений, вы можете безошибочно отличить его по следующему признаку – все болваны объединяются против него». К нашему гениальному земляку, пожалуй, лучше других подходит определение американского изобретателя Томаса Эдисона: «Гений – это 1 % вдохновения и 99 % пота». Хотя «труд» прозвучит точнее чем «пот».

В пятилетнем возрасте Ваня умел и читать, и считать, и писать. А собственные родители об этом даже не знали. Узнали, когда в гости приехал сосед – помещик Великопольский. Мама, желая показать, каких успехов в ученье достигли старшие девочки, подала им грифельные доски. Взял грифельную доску и Ваня. Все решили – пусть позабавится.

Но когда Великопольский посмотрел, очень удивился. Ваня писал все правильно, что диктовали девочкам. И он стал задавать ему вопросы. Спросил: «А может, ты и читать умеешь?» Ваня сбегал за газетой, и стал выразительно читать. Когда его спросили, умеет ли он считать, то убедились, что он быстро считает до двадцати. Родителям пришлось объяснить, как считать до ста, до тысячи, до миллиона.

Впоследствии академик Виноградов напишет: «Мне становилось радостно и жутко от того, что в числах никогда не бывает конца. Они, как солдаты шагают за околицу, через кладбище к лесу и далее – за горизонт».

Дом в Великие Луки перевезен был из Милолюба. Отец пошел служить в Покровскую церковь. Церковь находилась на площади, где сейчас памятник Саше Матросову стоит. Девочки пошли учиться в Великолукскую женскую гимназию, Ваня – в реальное училище, самое авторитетное учебное заведение города. Там давали знания, реальные для жизни, и расширенный курс математики.

Ване там нравилось. Математику преподавал Виктор Савельевич Гринкевич. Он часто приносил в класс задачки повышенной трудности. С задачами Ваня справлялся быстро и на отлично, за что получил прозвище «профессор». Мальчишки старших классов приводили малышей поглазеть на «профессора» Виноградова.

Иван Матвеевич в преклонном возрасте входил в комиссию по составлению программ по математике для средней школы. Он всегда радовался возвращению старой математической школы. Всех приемов, методов. Он говорил, что современная программа по математике ничего, кроме отвращения, привить молодым людям не может. «Пусть мы знали не очень широкую область, зато основательно, знания были вбиты прочно, как гвозди».

Ученый и человек

Неудивительно, что путь в науку И.М. Виноградова был очень стремительным. Первые работы молодого ученого поставили его в один ряд с выдающимися учеными мира. В 1929 году его избрали академиком, а любимая тетя Мария, у которой не было своей семьи, напишет письмо: «Дорогой Ванюшка, поздравляю тебя с самым счастливым днем твоей жизни. Ты ведь у нас теперь за-видный жених…».

Подошли к витринам, посвященным Великой Отечественной войне.

– Накануне Великой Отечественной войны Иван Матвеевич решает математическую проблему Гольдбаха, над которой более 200 лет бились все ученые мира, – напоминает Т.Г. Бобкина. – Иван Матвеевич решает ее 1 мая 1937 года во время первомайской демонстрации. Он засел за расчеты, а шла колонна демонстрантов, и он услышал, как одна женщина в колонне запела Марсельезу. И его осенило – решил проблему.

Когда журналисты впоследствии спрашивали, каким же методом он ее решил, он сказал – революционным. За решение этой проблемы в 1941 году был удостоен своей первой премии – Сталинской!

Естественно, премия такого масштаба имеет приличный денежный эквивалент. Сто тысяч рублей. Он становится одним из богатейших людей. И текут к нему слезные письма – у кого корова пала, кому ребенка помочь доучить…

И он, безусловно, помогал. Но идет война, и Виноградов перечисляет свои сбережения в фонд обороны, призывая всех ученых, у кого есть личные сбережения, последовать его примеру. Известна телеграмма Верховного главнокомандующего, в которой И.В. Сталин пишет: «Благодарю Вас, Иван Матвеевич, за Вашу заботу…».

По максимуму

П.А. Подгорный от имени всех экскурсантов поблагодарил Татьяну Геннадьевну за увлекательный обзор, великолепный рассказ о незаурядном ученом Иване Матвеевиче Виноградове, на трудолюбие которого надо равняться всем от мала до велика. А поднапрячься необходимо. Особенно сейчас:

– Всем слоям общества следует реализовывать свои индивидуальные способности хотя бы на 99 %. Как жил и давал пример жизни академик Виноградов.

Общими усилиями наша страна станет более стойкой и процветающей. Как в науке, на поле боя, так и в учебе, творчестве.

Татьяна ЛАПКО

Фото А. Агафонова

Поделиться ссылкой: