В Мариуполе в Специализированной школе искусств на прошлой неделе открылась выставка картин великолукского художника, члена Союза художников России Олега Александрова. Представлено более 100 его работ, плюс картины великолукских художников Владимира Травкина и Василия Година.
Основу выставки составили известные работы Олега Александрова, которые изображают Героев Великой Отечественной войны и Героев Донбасса, в числе которых первый глава ДНР Александр Захарченко, Герой России и Герой ДНР Владимир Жога, Арсен Павлов («Моторола») и многие другие.
Можно добавить и то, что Олег Иванович всегда откликается на подобные запросы времени. Вспомнить хотя бы, что в 2019 году в Волгограде состоялась торжественная церемония передачи картин, посвященных Сталинградской битве. Псковскую область тогда представляла работа «На руинах Сталинграда» Олега Александрова, за которую он получил благодарность от Волгоградского регионального отделения партии «Единая Россия».
Мечты сбываются
И вот новая инициатива. Художник пока не вернулся из Мариуполя, но о своих впечатлениях расскажет один из непосредственных организаторов и участников поездки – председатель общественной организации «Союз социальной помощи ветеранам Вооруженных сил и правоохранительных органов», активист отделения «Единой России» В.И. Сизов:
– Выставка проходила под названием «Город воинской славы Великие Луки – городу воинской славы Мариуполю». У Олега Ивановича было еще и рабочее название «Художник Олег Александров и друзья-художники».
– Как родилась идея выставки именно в Мариуполе?
– Идея выставки витала в воздухе достаточно давно. Я хорошо знаю нашего великолукского художника, члена Союза художников России О.И. Александрова, знаю, что он плодотворно работает по патриотической теме, и когда наши войска в прошлом году в ходе кровопролитных боев освободили Мариуполь, то Олег Иванович сразу решил увековечить этот момент нашей истории и написал большое полотно «Освобождение Мариуполя».
Картина состоит из нескольких планов. Там и знаменитая бабушка с флагом. Там есть и глава Чечни Рамзан Кадыров. Там есть и пленные националисты, взятые в ходе штурма «Азовстали».
Это достаточно большое полотно. Олег Иванович, вообще, работает с размахом, в большой манере. Думаю, даже во всей Псковской области таких художников нет. Зная рабочий потенциал Олега Ивановича, можно только подивиться его энергии и масштабам.
О.И. Александров решил написать всех героев ДНР и ЛНР, которые ушли от нас в ходе боев с нацистами. Он решил сделать портреты, представить события, которые там происходили. Он работал, а у меня мысль о выставке отложилась в голове.
– Большинство этих картин великолучане видели на выставке в ТЦ «Рубин»?
– Да, первый пробный шар был в прошлом году в Великих Луках. Выставка прошла в мае, потом по осени решили провести такую же выставку в Пскове с середины октября до середины ноября.
– И как впечатления?
– Выставка понравилась. В Великих Луках параллельно было собрано 33 тыс. рублей. Вход на выставку был свободный, но каждый мог сделать пожертвование на восстановление ДНР и ЛНР.
Потом такая же акция была проведена в Пскове. Там тоже собирали деньги. Но дело не в деньгах. Главное, что люди шли, восхищались работами. Налицо была поддержка наших новых территорий, нашего общего Русского мира.
– И все-таки Псков – еще не Мариуполь…
– Мысль у Олега Ивановича не уходила: а как бы попасть в Мариуполь? И вот совсем недавно секретарь Псковского регионального отделения «Единой России», депутат Госдумы А.Н. Козловский участвовал в погрузке очередного гуманитарного конвоя нашим военнослужащим.
Я к нему подошел, помня о том, как мы с ним прежде очень удачно сотрудничали, отвозили в Запорожье книги великолукских авторов. Та акция прошла успешно, нашла горячий отклик в сердцах великолучан, псковичей и жителей Запорожской области.
Памятуя о том событии, когда он тогда откликнулся, пошел навстречу, помог автотранспортом, топливом, я предложил: «Александр Николаевич, есть у нас в Великих Луках художник Олег Иванович Александров, пишет в патриотической манере». «Да, – говорит, – знаю».
«Мечтает привезти выставку в Мариуполь».
«А почему именно в Мариуполь?».
«Этот город у нас ассоциируется с первой нашей крупной победой в ходе СВО. Это первый крупный успех российской армии».
«Хорошо. Я подумаю над этим».
И через короткий промежуток времени он решил этот вопрос – и с автотранспортом, и с водителем…
Я подошел к художнику: «Олег Иванович, уезжаем через три дня. Пакуй картины».
Тот удивился, но тут же собрал более 120 работ. На выставке подходили, спрашивали. Я отвечал: «120 выставлено, 30 в запаснике, а дома – еще столько же осталось».
Путь через «границу»
В.И. Сизов рассказывает:
– Ехали по трассе М-4 «Дон». Пропускной режим на «границе» (в кавычках, конечно) существует. Туда мы проходили досмотр четыре часа. Стоят колонны грузовиков. От «границы» Ростовской области и ДНР до Мариуполя всего 50 км.
Там ночью, прямо на «границе» нас встретил волонтер «Почты Новороссии» Игорь Ткаченко. Он организовал нам сопровождение и проход до Мариуполя, потому что везде стоят блокпосты. Мы прошли без проблем и поехали по ночному городу.
Сказать, что город производит впечатление, значит, ничего не сказать. Ехали по частному сектору и могли воочию видеть, какой кровью, какой ценой досталась нам победа.
Скажу откровенно: частной застройки там теперь нет. Она практически вся разрушена. Старинные здания конца XIX – начала ХХ века стоят без крыш, без окон, без заборов, с поваленными деревьями. Частный сектор производит гнетущее впечатление. Тем более что мы въезжали туда вечером.
Потом въехали в районы, где есть многоэтажные здания. Едем по улице, фонари не горят. Мариуполь – крупный промышленный центр, и у них заводы находятся прямо в центре города. До начала боевых действий в городе проживало около 500 тысяч человек. Сейчас осталось около 250-300 тысяч.
И вот, проезжая мимо многоэтажных домов, а город большой, растянутый, находится на берегу моря, видим: стоят огромные дома, по 9-12 этажей, но одно окно может гореть во всей пятиэтажке. Девять, полдесятого, там и летом темнеет очень рано. Солнце село, как свет выключили. А еще на фоне таких зияющих пробоин от снарядов…
Тем не менее, проезжая мимо домов, мы обратили внимание, что, да, дома пока еще с выбитыми окнами и с простреленными стенами, но электричество уже подведено, а в тех домах и квартирах, где проживают люди, – уже стоят стеклопакеты.
Приехали. Нас поселили в общежитии. Жили мы на шестом этаже девятиэтажного дома. Электричество есть, вода есть, ремонт общежития проведен, но лифт еще не работает.
Поставили картины
– Наутро проснулись, – вспоминает В.И. Сизов, – а солнце встает рано, слышим – галдят внизу люди. Спускаемся, смотрим, а внизу открылся банк. И люди с полпятого утра занимают очередь, чтобы оформить банковскую карточку, на которую будут приходить социальные выплаты.
Чтобы оформить карточку, нужно зарегистрироваться на Госуслугах, а чтобы зарегистрироваться на Госуслугах, нужен интернет, который, естественно, не везде в разбитом городе есть. Однако люди стоят, понимают, что все сразу не бывает.
Когда мы вышли утром, то совершенно другое впечатление о городе. Тут и магазинчики открываются, и торговля происходит на стульчиках, стоящих рядом, и остановки есть, и общественный транспорт ходит, кстати, бесплатно…
Вот рабочие пошли, город вовсю восстанавливается. Потом уже на встрече, на открытии выставки, мэр Мариуполя Олег Валерьевич Моргун озвучил такую цифру: одновременно в городе восстанавливается 2600 объектов! То есть это – огромная стройка.
Город сам по себе немаленький, везде что-то тянут, везут, здесь асфальт кладут, делаются школы, в первую очередь больницы, общественные пространства, многоэтажные дома. Только с частным сектором проблема. Прежде всего, не всех собственников жилья можно найти.
Нам было определено место для проведения выставки – ул. Гранитная, д. 116. Это Мариупольская специализированная школа искусств. Двухэтажное здание. Только что отремонтированное, и нам в этом здании было выделено на втором этаже помещение где-то 500 кв. метров, в котором мы могли разместить выставку.
Когда мы туда приехали, нас уже ждали волонтеры от партии «Единая Россия». Наш водитель Валерий Бабаев открыл заднюю дверь микроавтобуса. Хочу сказать огромное спасибо заместителю главы Великих Лук, генеральному директору ЗАО «ЗЭТО» Д.В. Мунштукову, который предоставил автомобиль и водителя. Водитель грамотный, специалист своего дела, доехали туда за полтора суток, только на ночевку останавливались.
И вот все на месте, ребята встали в цепочку, наверх понесли… Возник вопрос: на что ставить картины?
– В смысле «ставить»?
– Мы первоначально думали, что их будем вешать на стены. Но там стены только отремонтировали, говорят: пока рано гвозди забивать.
Мы туда приехали в среду вечером, 12 июля. В четверг развешивали картины. Сразу из Мариупольской городской администрации прибыл Никита Ковалев – начальник отдела культуры, который был ответственный за нашу выставку.
На что ставить картины? Никита сразу при нас отзвонился нескольким школам, и больше сотни мольбертов нашлись. Куда-то мы еще съездили. Город я видел вживую.
Огромная стройка
Вячеслав Игоревич уточнил:
– Расставили картины и этим вечером отправились к морю. Искупались, была прекрасная погода. Доехали на бесплатном автобусе.
– Там и трамваи ходят?
– Трамваев не видел. Но то, что железнодорожные пути прямо по городу идут, очевидно. «Азов-сталь» и Металлургический комбинат имени Ильича – огромные заводы, их продукцию надо было как-то вывозить.
Есть большой морской порт. Портовые здания держались азовцами до последней возможности. Видимо, они надеялись на морскую эвакуацию…
Бои там шли сильные. Например, стоят на пляже кабинки. Они все посечены пулями, осколками. Стоит катамаран, как у нас, и он тоже весь пробит. Хотя серьезные бои, сказал бы, шли местами. В Мариуполе есть места, где вообще есть ощущение, что боевых действий не было, а есть такие места и разрушения, как в Сталинграде…
– А полиция видна?
– Отделения полиции работают, много сотрудников Росгвардии. Но между полицейскими и военными особой разницы в форме не видно.
– Что еще бросается в глаза?
– Меня как человека со стороны удивило, что я ни разу, нигде не услышал украинскую речь. Никто там по-украински не общается. Хотя вывески кое-где еще сохранились на украинском, на-звания остановок. Но никто на них внимания не обращает, это не первоочередное. Как сказал мэр, моя задача – дать тепло людям.
Разговаривали с местными. Они говорят: за полгода, даже если бы приехали прошлой осенью, разница огромная. Идет стройка! Подвозятся цемент, кирпич, вырезаются разбитые блоки… Люди работают.
Тянутся к культуре
И вот наступила пятница, 14 июля – день открытия выставки. В.И. Сизов рассказывает:
– Выставка должна была открыться в 13 часов, мы приехали заранее. Нас предупредили, что на открытие планирует прийти Артём Жога (отец Владимира Жоги – погибшего в Донбассе командира батальона «Спарта», Героя России – А. К.), но его, к сожалению, не было.
Тем не менее открытие вы-ставки было представительным. Был глава города Мариуполя Олег Валерьевич Моргун, были его заместители. Одному из них художник подарил свою картину, были представители «Молодой гвардии Единой России». Были депутаты Народного совета ДНР Александр Гриденко и Клавдия Кульбацкая, были три группы телевидения, местные печатные издания.
Часть выставки – цветы, другая – великолукские картины и третья – патриотика, освобождение Донбасса, герои ДНР Жога, Захарченко… И эта, третья, часть закономерно привлекала особое внимание.
Собственными глазами видел, когда парень подошел к портрету Мозгового, и мужская слеза прокатилась. Спрашиваю: «Похож?» – «Один в один».
Выставку открыли, обменялись подарками. Я от Великих Лук передал подарки – альбом «Великие Луки – 850 лет», посвященный нашему городу, книги великолукских авторов, которые приняла заведующая сектором культурно-образовательного отдела культуры г. Мариуполя Мария Владимировна Мирзоева, в том числе книги Андрея Канавщикова, Александра Рябихина. Также передал и наш краеведческий альманах «Великолукский вестник», который тоже произвел большое впечатление.
Часто спрашивали: «А сколько в Великих Луках населения?», потому что по инициативности, уровню работы наш город тянул минимум на город-миллионник.
Военнослужащие очень просили, чтобы выставка доехала до Донецка. Мэр Мариуполя О.В. Моргун уговорил О.И. Александрова остаться в городе на две недели, на время работы выставки, чтобы пописать город, как сейчас, а потом приехать пописать, как станет. Говорит: «Театр напишите, куда нацисты загнали людей и взорвали их там».
Мы, кстати, уехали, а на «Азовстали» был очередной схрон оружия найден. Пулемет Дегтярева, автоматы Калашникова, взрывчатка… То есть противник постоянно пытается внести раздрай в работу.
Благодарственными письмами за подписью главы Мариуполя О.В. Моргуна были отмечены И. Ткаченко, О. Александров и В. Сизов. Еще интересно, что к 14 часам выставка великолучан от-крылась, а в 15 часов в Специализированную школу искусств из Санкт-Петербурга приехала Анастасия Агличева, обладательница «Золотой скрипки России» и провела встречу с интеллигенцией.
– Она входит в зал, – рассказывает В.И. Сизов, – стоят картины О.И. Александрова с цветами. Анастасия была восхищена, как и мы все.
Все вместе
– И что теперь?
– Олегу Ивановичу продлили нахождение в общежитии, – говорит Вячеслав Игоревич, – проживание за счет принимающей стороны. 17 июля с ним разговаривал, говорит: «Я на море, ищу хорошие виды, пишу и буду писать. Меня не отвлекайте, буду работать».
Обратно мы доехали достаточно быстро. «Границу» прошли за сорок минут.
Хочу поблагодарить Великолукское местное отделение партии «Единая Россия» за то, что они смогли организовать волонтеров для погрузки картин и лично секретаря К.В. Максимова, который нас курировал. С ним мы постоянно поддерживали связь по всем бытовым вопросам. Командировка была достаточно длинной – шесть суток – и мы находились, скажем так, в зоне военного положения.
– Боевые действия идут?
– Обстрелов я лично не видел. Но водитель вечером вспышки наблюдал, когда выходил покурить на балкон.
Потом мы спрашивали у Ткаченко, он подтвердил, что наши одну ракету сбили на подлете. В Мариуполе много военных, много спецтехники, постоянно летают боевые вертолеты, стоят блокпосты по периметру. Чувствуется, что город прифронтовой. Пока что он в досягаемости ударов противника. Тем не менее люди живут, люди работают, открывают магазины, строятся…
Еще что поразило – очень много российских флагов. Восстанавливается дом, а над ним на флагштоке уже развевается наш триколор. Трогательно это и тепло очень. Как дома.
А. КАНАВЩИКОВ
Фото предоставлены Администрацией г. Мариуполя