«Живое пушкинское слово»

Великолукский драматический театр снова стал местом притяжения творческой публики. В его стенах проходит конкурс «Живое пушкинское слово» для чтецов произведений А.С. Пушкина.

Организатор этого действа – Псковское региональное отделение Союза театральных деятелей РФ. Операторы, они же непосредственные делатели этого нового праздника большой поэзии – Псковский академический театр драмы имени А.С. Пушкина, Великолукский драматический театр. Партнеры – Комитет по культуре Псковской области, управление культуры Администрации города Пскова, комитет культуры Администрации Великих Лук.

Как объявлено, проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». А наградой для победителей, кроме выступления перед многочисленной публикой, станет групповая поездка в Санкт-Петербург с экскурсией по городу и посещением музея-квартиры А.С. Пушкина.

Прием заявок начался 4 мая и завершился 31-го. Конкурсанты представляли по электронной почте заполненную анкету и видеозапись чтения.

Полуфинал

И вот пришло время первых результатов. Театр сообщил, что «поступило более 40 заявок и многие из них допущены до полуфинала конкурса».

Полуфинал прошел 11 июня. Чтецов вместе с их друзьями и родителями перед входом в малый зал приветствовала художественный руководитель А.Л. Потапова. Анна Львовна сказала:

– Мы очень рады, что вы все приняли в конкурсе участие. Вы все уже прошли в полуфинал, с чем мы вас поздравляем. Финал состоится 17 июня. После полуфинала, который пройдет, как шоу «Голос».

То есть кураторы вас не видят, отбор слепой, они подают световой сигнал, что берут человека себе в команду. После этого у вас до 17-го числа пройдут индивидуальные консультации, групповые – по работе с речью и актерскому мастерству. И уже в финале определяются победители, которые премируются поездкой в Санкт-Петербург.

Пушкин объединяет нас гораздо больше, чем территория, гражданство и даже язык. А те, кто это не знает, обязательно со временем поймут, насколько это важно для нас. Пушкин – это фактически самая крепкая наша национальная идея.

– Я вам желаю получить удовольствие от выступлений, – заметила А.Л. Потапова. – Как и на шоу «Голос», вы не называете себя, когда выходите. Вы выходите в центр и называете только произведение, которое вы исполняете. Потом мы сообщим вам время занятий. Все полуфиналисты награждаются дипломом.

Принципиально мы не приглашаем участников в зал, чтобы они смотрели других участников. Не надо смущать друг друга и смущаться самим. А вот ваших друзей, родственников, родителей мы, конечно, рады видеть в нашем зале.

Сейчас у нас все участники делятся на две группы. Одна идет на экскурсию по театру, потому что, знаю, многие на ней не были, где вам покажут закулисье, все цеха. А потом те, кто был на экскурсии, идут выступать, а те, кто выступал, при желании, могут идти на экскурсию.

После проверки по спискам, кто куда идет, обозначились два потока. В малом зале расположились за тремя столами будущие наставники Денис Кучерявый, Ирина Кругленко, Никита Шатов.

Жюри развернуто спиной. Внимательно слушают. Иногда включается световой сигнал конкурсной волшебной палочки.

Конкурсанты читают «Письмо к Чаадаеву», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил…», «Я вас люблю, хоть и бешусь…», «Буря мглою небо кроет», «Арион», «Пророк»…

Далеко не все было равноценным и просто интересным. Много школьной программы. Иногда чтецы просто не слышали внутри свой материал, запросто читая: «В томленьях грусти безнадежной», по-современному, через «ё», чтобы через пару строк спокойно, без всяких комплексов продекламировать: «Звучал мне долго голос нежный».

Дважды звучали хрестоматийные строки классика и дважды это же самое с рифмой «безнадёжной – нежной». Спрашивается, где слух, где чутье поэтическое?

Впрочем, на то они и мастер-классы. Чтобы объяснить, отточить слух и зренье, чтобы поняли, почему зовется Пушкин «наше всё», а не проходит по ведомству простого рифмоплета, специализирующегося на четырехстопном ямбе.

Финал

До финала, который состоялся 17 июня, дошло 29 участников. В том числе два дуэта.

Интересно, что наставники театра имели дело не только с великолучанами. Так, финалистку Анастасию Шаповал представлял Локнянский культурно-досуговый центр.

В начале на сцену в большом зале вышли Денис Кучерявый, Ирина Кругленко, Никита Шатов, А.Л. Потапова и члены жюри финала в лице артистов Валентина Сапронова, Юрия Савельева, Оксаны Бугаец.

Анна Львовна напомнила:

– Сегодня состоялся финал конкурса «Живое пушкинское слово». Определятся победители в трех номинациях «Вокал», «Художественное слово. Юниоры» (участники до 12 лет) и «Художественное слово».

Выступила заместитель председателя комитета культуры Администрации города Р.С. Ежова:

– «Живое пушкинское слово» – открытый творческий конкурс по исполнению стихов Пушкина и вокальных произведений на стихи поэта. Этот региональный конкурс очень важен, так как имя Пушкина имеет для всех нас особое значение.

Именно на псковской земле, в Михайловском, было создано около 100 произведений, от трагедии «Борис Годунов» до вошедшего в российский культурный фонд «Я помню чудное мгновенье». Нам кажется необходимым, чтобы пушкинское слово продолжало звучать на сцене, при этом, чтобы широкие массы людей не были только пассивными слушателями, но и сами участвовали в творческом процессе, проявляли собственную инициативу. Желаем всем успеха, творчества и вдохновения!

А дальше началось чтение. Без преувеличения, все были в чем-то интересны. Даже когда работали в русле школьной программы и упорно рифмовали «безнадёжной – нежной». Обаяние Поэзии подчиняло их себе и уже хоть немного, но делало другими.

Так, Игорь Кузнецов активно жестикулировал, конкретно показывая в отрывке «У Лукоморья», где что находится и кто куда идет. Анастасия Шаповал, вдохновенно читая свой отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке», так вошла в образ, что ей Ольга Бугаец заметила: «И улыбнись, пожалуйста, ты очень серьезная».

Диана Кириллова выбрала «Утопленника». Да-да, того самого:

Есть в народе слух ужасный:

Говорят, что каждый год

С той поры мужик несчастный

В день урочный гостя ждет;

Уж с утра погода злится,

Ночью буря настает,

И утопленник стучится

Под окном и у ворот.

Вполне адекватный, лермонтовский, выбор для подростка, у которого вся жизнь впереди. Как говорится, пока мы живы – мы бессмертны. Жаль, что жюри этот выбор поняло в стиле: «Мрачный матерьяльчик, жуткий даже немного»; «Как ты это стихотворение выбирала. Уж больно тема такая…»; «Понравилось? Оно как-то отвечает твоему внутреннему миру?».

В номинации «Вокал» соревновались трое. Дарья Корабухина представила песню «В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой». Макар Зараев спел «Дорожные жалобы» под гитару.

Позже на вопрос жюри парень пояснил:

– В музыкальной школе занимался на фортепиано и саксофоне, а на гитаре – самоучка.

– Музыкальный опыт имеется, значит.

– Я пою с трех лет.

– А сейчас вам сколько?

– Сейчас мне 17.

– И какие у вас планы дальше?

– Я вас разочарую. Медицина.

Третьей была Алина Жолобова с «Я помню чудное мгновенье…». Профессиональная певица с профессиональным исполнением. Жюри даже не пыталось с этим фактом спорить: «Перед нами профессионал, браво! Это мы вас, это вы нас можете чему-то научить и подсказать. Это было выразительно, артистично, прекрасно».

В номинации «Художественное слово» читали Диана Миранчук с большим отрывком из поэмы «Руслан и Людмила», Александр Кошелев – «К Чаадаеву», Милана Сухарникова – «Письмо Татьяны к Онегину»…

Почему-то, когда Анастасия Иванова прочитала: «Я вас любил…», жюри заинтересовалось: «Чем обусловлен выбор тобой того стихотворения?»; «Мужского именно»; «Почему чувства, которые переживает мужчина, тебе интересны?». А. Жолобова тоже пела текст, который звучит от мужского имени, однако была легко понята правильно.

Потом читали стихи Ольга Быстрова (отрывок из романа «Евгений Онегин»), Мария Ржанникова («Подруга дней моих суровых…»), Ольга Бирич («Русалка»), Анастасия Лысанова (отрывок из поэмы «Граф Нулин»)…

Победители

Наконец, члены жюри удалились на совещание. Вскоре организаторы пригласили всех на сцену и вручили всем финалистам футболки с символикой праздника. Дружно звучало:

– Вы все победители!

Однако конкурс есть конкурс. И без иерархии никуда. Члены жюри выделили следующих: в номинации «Вокал» – Алина Жолобова (наставник Ирина Кругленко), в номинации «Художественное слово» – Анастасия Шаповал, Оксана Ямаева («Зимнее утро»), Арина Мертин («Рыцарь бедный», наставник Денис Кучерявый).

Еще два номера планируется включить в программу гала-концерта, который пройдет или в Пскове, или в Пушкинских Горах. Такое право жюри предоставило Веронике Алексеевой («Клеопатра», наставник Никита Шатов) и дуэту в составе Александры Михайловой и Дарьи Лешиной (отрывок из «Сказки о царе Салтане», наставник Денис Кучерявый).

Отличный поклон Александру Сергеевичу накануне юбилея его знаменитой михайловской ссылки (1824-1826)! Жаль только, что из богатейшего творческого наследия Пушкина по большей части звучало лишь хорошо и давно известное.

Вспоминаю свои ощущения, когда в «Золотом томе Пушкина» издания 1937 года нашел строки: «Спешите, красные, домой: Чеченец ходит за рекой». Мать тогда объяснила, что «красные» – это не антоним «белых» и дело тут не в политике, «красные» по контексту – всего лишь «красивые».

А сколько у Александра Сергеевича богатейшей фонетики и звукописи, так что поэта можно спутать с каким-нибудь символистом ХХ столетия! Не говоря даже о «Песнях западных славян». Хотя бы это:

Колокольчики звенят,

Барабанчики гремят,

                А люди-то, люди –

                Ой люшеньки-люли!

                А люди-то, люди

На цыганочку глядят.

Или это:

Сват Иван, как пить мы станем,

Непременно уж помянем

Трех Матрен, Луку с Петром,

Да Пахомовну потом…

Пушкин реально велик. Он реально создал новый язык и новое видение художественного текста. Дай Бог, чтобы величие это в ходе конкурса стало еще большему числу людей очевидным.

А. КАНАВЩИКОВ

Фото Е. Николаенкова

Поделиться ссылкой: