Неизвестные и малоизвестные факты и документы
Существуют писатели, которые неразрывно связаны с именем Матросова. Есть скульпторы, которые ваяли Героя и в этих работах снискали себе славу. Есть и художники, немало отдавшие времени, сил и души матросовской теме.
Самым первым титулованным автором стал Н.Н. Жуков. С 1943 года Николай Николаевич – руководитель студии военных художников им. М.Б. Грекова.
Николай Жуков
В 1948 году Н.Н. Жуков избирается членом-корреспондентом академии художеств СССР, в 1963 году ему присвоено звание народного художника СССР. Н.Н. Жуков был единственным из художников, кого допустили к гробу И.В. Сталина для репортажных зарисовок.
Художник Жуков – из первых величин советской графики. Интересно, что он рисовал обложку коробки папирос «Казбек», а в 1935 году в Лондоне, на конкурсе на лучший рекламный плакат «Интуриста», 4 из 5 работ победителей по итогам анонимного выбора жюри были работами именно Жукова.
С началом Великой Отечественной Николай Николаевич пошел на фронт рядовым. Некоторое время воевал в артиллерии, пока его не назначают художником Политуправления Калининского фронта (1941-1942). Художник служил военным корреспондентом армейской газеты Калининского фронта «На разгром врага» и газеты «Правда» (с 1943 года).
Дважды Жуков рисует образ Матросова. Это рисунки «Подвиг Матросова» и «Вперед, товарищи!», где в фигуре бойца на переднем плане явственно угадывается образ Александра Матросова.
После Великой Отечественной войны газета «Правда» направляет Н.Н. Жукова своим корреспондентом на Нюрнбергский процесс. Там художник делает более 400 рисунков – точные слепки своего времени и людей, которых видит.
Умер Н.Н. Жуков в 1973 году, похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
Борис Ряузов
Но, конечно, самый яркий художник матросовского призыва – это народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР Б.Я. Ряузов. Борис Яковлевич в основном пейзажист, но умеющий добиваться красками и линиями поистине гражданского, общественного звучания. Его иногда называют художником-корреспондентом за острое чувство времени в его картинах.
Хорошо известны его работы в местах пребывания И.В. Сталина и В.И Ленина в Сибири, его красноярские сюжеты. Его картины имеются в коллекциях более 50 музеев Советского Союза, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее.
Как состоялась художественная встреча Ряузова с Матросовым? Рассказывает хранитель музея Б.Я. Ряузова в Красноярске Ю.М. Петунина. Юлия Михайловна пишет:
«С 1942 г. – член Союза советских художников. С сентября 1942 участвовал в Великой Отечественной войне. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». Демобилизовался осенью 1946 года и вернулся в Красноярск, где вел активную творческую и общественную жизнь, с 1948 года возглавлял Красноярскую организацию Союза художников. (…)
В коллекции музея Ряузова хранятся и экспонируются артефакты, связанные с участием художника в Великой Отечественной войне. Среди них – портрет Александра Матросова и два эскиза композиций на тему подвига героя (датированы 1943 годом). К послевоенному периоду относится картина «Места подвига Александра Матросова», написанная в 1984 году, также входящая в состав коллекции музея Ряузова. Подобная композиция с аналогичным названием (но в зимней вариации и 1975 года) хранится в фондах Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова. Рисунок пером «Окраины г. Локни. Места Саши Матросова» (1944 г.) относится к вспомогательному фонду Красноярского краевого краеведческого музея. (…)
Осенью 1942 года 23-летний Борис Ряузов ушел на фронт артиллеристом-разведчиком 78-й Добровольческой бригады, которая входила в состав 6-го Сибирского Сталинского добровольческого стрелкового корпуса. В январе-феврале 1943 года 78-я стрелковая бригада вела бои близ города Локня. В результате зимних боев 1942-1943 годов войсками 6-го Сибирского стрелкового корпуса были перерезаны железные дороги Великие Луки – Невель, Великие Луки – Новосокольники, Ржев – Вязьма; освобожден город Великие Луки и еще свыше 300 населенных пунктов. В районе Ржевско-Вяземского выступа солдаты и офицеры 6-го Сибирского Сталинского добровольческого стрелкового корпуса самоотверженно противостояли немецким дивизиям группы армий «Центр». В состав 6-го стрелкового корпуса входила 91-я отдельная Сибирская добровольческая бригада, в которой служил Александр Матросов. 18 января 1943 года в составе маршевой роты курсантов Краснохолмского пехотного училища он отправился на Калининский фронт. 12 февраля стрелок-автоматчик оперативной группы Матросов прибыл в часть, а 15 февраля года 91-я бригада выступила в направлении города Локня. С 25 февраля 1943 года Александр Матросов на фронте. 27 февраля 1943 года героически погиб в бою в районе деревни Чернушки Локнянского района Калининской области [9]. Таким образом, Борис Ряузов и Александр Матросов служили в одном – 6-м Сибирском стрелковом корпусе – и воевали на одном фронте. (…)
Портрет Александра Матросова написан молодым художником по заданию военного руководства в 1943 году. Об этом автор сообщает в комментарии к портрету: «Рисунок выполнен по спец. заданию командования с маленькой фотографии из личных вещей А. Матросова после совершенного им подвига (каска, маскхалат дополнено). Б. Ряузов, 1943, фронт» (орфография и пунктуация автора сохранены). Этот рукописный текст приведен непосредственно под портретом, включен в оформление рисунка, доступен для визуального осмотра. Лаконичными средствами – статичная поза, сосредоточенный взгляд в сочетании с мальчишеским лицом – создан иконографический образ юного героя. Для решения такого рода идеологических задач Ряузов обладал практическим опытом работы в сфере агитационного искусства. Об этом пишет И.И. Наливайко в характеристике на Бориса Ряузова в феврале 1942 г. : «…несколько его агитплакатов, одобренных Краевой парторганизацией и ЛИТО были выпущены редакцией «Красноярский рабочий через печать в тираже 18 000 экземпляров». Далее там же: «При обращении воинских частей к Союзу художников с просьбой различного художественного оформления, в порядке общественности, тов. Ряузов и здесь был передовиком, не считаясь ни с временем, ни с личным материальным состоянием». (авторская стилистика и пунктуация сохранены).
В научно-вспомогательном фонде музея художника Ряузова хранится черно-белое фото его рукописного текста, который неоднократно цитировался в статьях о фронтовом периоде жизни и творчества. Датировка – 27.II.1943 – условна: число и месяц написаны разборчиво, последние две цифры записи года производят впечатление исправленных. «В нашем соединении событие и оно историческое. Парень, наш боец закрыл собой, жизнью своей пулемет в амбразуре противника. Звали его А. Матросов. 91 стрелковая бригада. Сообщили по полковому телефону. – Вот как бывает. Война. Сквозь горе и героизм, сквозь пули и смерть к свету победы. Все равно одолеем мы. Сегодня – вновь на боевое задание. Надо точно засечь огневые точки противника, выявить рельеф местности минные поля. Надо все точнее. Может катюши бить будут. Точнее надо. Вот только пулемет фашистский мешает. Хлещет и хлещет по окопам и дзот амбразурам наблюдения. В конце концов неважно, если покалечат. Важно выполнить задание. Матросову труднее было. Саша… Саша, если бы можно было о тебе «нарисовать» на сердце. Напишу в далекий Красноярск, да там, наверное, уже знают из сообщений по радио. Ведь это ж подвиг, а кто его совершает, тот не умирает. Что-то из дома нет писем». Запись приведена полностью; интересна тем, что передает ощущение сопричастности историческому событию, готовность к самопожертвованию, переживание трагической гибели юного героя и стремление запечатлеть этот подвиг.
Документы и рисунок пером 1944 года раскрывают новую грань в изучении темы подвига Александра Матросова в творчестве Б.Я. Ряузова. В Государственном архиве Красноярского края в апреле 2017 года автором… обнаружены документы, позволяющие предположить идею о попытке создания Ряузовым произведения на тему подвига А. Матросова.
Первый документ – письмо от 25 апреля 1944 года Краевого союза Советских художников Красноярского края начальнику главного политуправления РККА: «При этом направляем выписку из протокола Краевого Союза Сов. Художников Красноярского края, просим Вашего разрешения и указания о создании условий талантливому художнику т. Ряузову Б.Я., члену нашего Союза для работы над картиной «подвиг Матросова», или, если это возможно, о направлении Ряузова в студию военных художников им. Грекова».
Выписка из протокола № 5 от 12.04.1944 Красноярской организации Союза художников СССР содержит следующее: «Слушали: Об утверждении темы «Подвиг Матросова». Постановили: Творческую заявку члена Союза Советских художников Ряузова Б.Я. одобрить и оставить исполнение композиционного произведения «Подвиг Матросова» за художником Ряузовым как непосредственным участником Великой Отечественной войны и сослуживцем Героя Советского Союза т. Матросова. Одновременно для быстрейшего осуществления этого задания просить командование о создании условий для творческой работы над данным полотном».
Стоит отметить, что закрепленное в документе военного времени творческое задание на долгие годы осталось за Борисом Ряузовым. Но была ли написана художником в годы Великой Отечественной войны полноценная картина о подвиге А. Матросова – на данный момент достоверно неизвестно. Входящий в состав вспомогательного фонда Красноярского краеведческого музея рисунок пером датирован 1944 годом и содержит композицию, реализованную в более поздних живописных полотнах Ряузова.
Спустя годы Борис Ряузов вспоминает: «…В начале марта 1943 года вызвал меня старший офицер из штаба Сибирского стрелкового корпуса, спросил:
– Вы, сержант, до войны были художником?
– Так точно.
– Сможете нарисовать портрет Александра Матросова вот с этой маленькой фотографии?
Поданная мне фотография действительно была маленькая. Из личных вещей героя. Рисунок с нее был сделан и передан в штаб корпуса. Вот уже несколько лет прошло с тех давних военных дней, отшагали десятилетия, а в воспоминаниях все лежит и лежит у меня на левой ладони та маленькая фронтовая фотография молодого паренька – Великого Героя Родины. Волнующая память до сего дня хранит ее живой свет». В источниках цитата предваряется фразой «Из дневника Бориса Ряузова». Вероятно, подразумевается дневник послевоенного периода.
Эта запись ценна тем, что передает как сам момент получения творческого задания от военного руководства, так и личную рефлексию; выполненное когда-то нестандартное, но все же служебное поручение, послужило отправной точкой развития нарратива.
27 февраля 1973 года художник пишет однополчанину: «У меня и сейчас в глазах тот простор и та глинистая гора, где Вы сказали: «Смотри, Борис, вон тот район, вдали у деревни Чернушки. Там Матросов подвиг совершил». Помню я тот голубовато-сизый простор, дали российские, войной израненные, и небо в блеклых тучах. Об этом позднее, после войны, мною написаны картины». Действительно, этот пейзаж был отражен в нескольких картинах, одна из которых входит в состав коллекции музея Ряузова, вторая занимает достойное место в собрании живописи Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова.
Место нахождения третьей картины пока не установлено, но есть информация о том, что работа была подарена красноярской общественной организации. Об этом свидетельствует выписка из протокола без номера от 14 (или 16).04.1975, в котором сообщается о передаче в дар Военно-научному обществу для комнаты боевой славы произведений красноярских художников, в т.ч. картины Б.Я. Ряузова «Места подвига Александра Матросова».
Великие Луки, Локня, Опочка…
К обстоятельному тексту Ю.М. Петуниной можно сделать лишь некоторые дополнения. Например, рисунок Матросова выполнен с использованием акварели. Акварель на фронте?
Да, это так. Акварель в походных условиях Ряузов готовил из зубного порошка. Красители получались из синьки, брусники, клюквы и голубики.
Еще художник Ряузов интересен великолучанам и всем жителям Псковской области, что он не только места подвига Матросова рисовал, не только зарисовки Локни оставил.
Известны его рисунки, сделанные в Новосокольниках, Новоржеве, Опочке… В Опочке, например, родился целый цикл: «Путь к Опочке» (12.07.1944), «Опочка. Река Великая» (15.07.1944), «Опочка», «Опочка. Разрушенный храм» (16.07.1944) и «Опочка. Остатки моста».
В 1944 году Ряузов рисует железнодорожный вокзал в Великих Луках (размер 27,1 на 41,9 см). А в 1983 году на свет появляется масштабное полотно «Дорога на Великие Луки (холст, масло, 40,5 на 63, музей Б.Я. Ряузова в Красноярске) – интересное решение батальной темы, когда на холсте нет ни одного солдата, а картина буквально дышит войной и ее динамикой.
А еще, возвращаясь к имени Матросова, можно уточнить, что, по мнению Н.А. Шкарлата (Воронеж), за рисунок Матросова Ряузов взялся по прямому указанию заместителя начальника политуправления Калининского фронта полковника М.Г. Гуревича: «…который до июля 1942 г. был заместителем начальника ГПУ РККА и хорошо знал свое дело, отдал распоряжение своим подчиненным в кратчайшие сроки подготовить и выпустить листовку с описанием подвига красноармейца А.М. Матросова. И пока одни политработники составляли текст листовки, за основу взяв донесение майора М.В. Ильяшенко, другие отправились в бригаду за фотографией бойца».
Николай Александрович полагает, что основой для рисунка стало фото из комсомольского билета. Вполне логично. Поэтому, пожалуй, снимка на билете и не оказалось, когда его начали искать.
Подготовил А. КАНАВЩИКОВ