Александр Матросов: подвиг и судьба

Неизвестные и малоизвестные факты и документы

Существуют писатели, которые неразрывно связаны с именем Матросова. Есть скульпторы, которые ваяли Героя и в этих работах снискали себе славу. Есть и художники, немало отдавшие времени, сил и души матросовской теме.

Самым первым титулованным автором стал Н.Н. Жуков. С 1943 года Николай Николаевич – руководитель студии военных художников им. М.Б. Грекова.

Николай Жуков

В 1948 году Н.Н. Жуков избирается членом-корреспондентом академии художеств СССР, в 1963 году ему присвоено звание народного художника СССР. Н.Н. Жуков был единственным из художников, кого допустили к гробу И.В. Сталина для репортажных зарисовок.

Н.Н. Жуков

Художник Жуков – из первых величин советской графики. Интересно, что он рисовал обложку коробки папирос «Казбек», а в 1935 году в Лондоне, на конкурсе на лучший рекламный плакат «Интуриста», 4 из 5 работ победителей по итогам анонимного выбора жюри были работами именно Жукова.

С началом Великой Отечественной Николай Николаевич пошел на фронт рядовым. Некоторое время воевал в артиллерии, пока его не назначают художником Политуправления Калининского фронта (1941-1942). Художник служил военным корреспондентом армейской газеты Калининского фронта «На разгром врага» и газеты «Правда» (с 1943 года).

Дважды Жуков рисует образ Матросова. Это рисунки «Подвиг Матросова» и «Вперед, товарищи!», где в фигуре бойца на переднем плане явственно угадывается образ Александра Матросова.

После Великой Отечественной войны газета «Правда» направляет Н.Н. Жукова своим корреспондентом на Нюрнбергский процесс. Там художник делает более 400 рисунков – точные слепки своего времени и людей, которых видит.

Умер Н.Н. Жуков в 1973 году, похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Борис Ряузов

Но, конечно, самый яркий художник матросовского призыва – это народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР Б.Я. Ряузов. Борис Яковлевич в основном пейзажист, но умеющий добиваться красками и линиями поистине гражданского, общественного звучания. Его иногда называют художником-корреспондентом за острое чувство времени в его картинах.

Б.Я. Ряузов

Хорошо известны его работы в местах пребывания И.В. Сталина и В.И Ленина в Сибири, его красноярские сюжеты. Его картины  имеются в коллекциях более 50 музеев Советского Союза, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее.

Как состоялась художественная встреча Ряузова с Матросовым? Рассказывает хранитель музея Б.Я. Ряузова в Красноярске Ю.М. Петунина. Юлия Михайловна пишет:

«С 1942 г. – член Союза советских художников. С сентября 1942 участвовал в Великой Отечественной войне. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». Демобилизовался осенью 1946 года и вернулся в Красноярск, где вел активную творческую и общественную жизнь, с 1948 года возглавлял Красноярскую организацию Союза художников. (…)

В коллекции музея Ряузова хранятся и экспонируются артефакты, связанные с участием художника в Великой Отечественной войне. Среди них – портрет Александра Матросова и два эскиза композиций на тему подвига героя (датированы 1943 годом). К послевоенному периоду относится картина «Места подвига Александра Матросова», написанная в 1984 году, также входящая в состав коллекции музея Ряузова. Подобная композиция с аналогичным названием (но в зимней вариации и 1975 года) хранится в фондах Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова. Рисунок пером «Окраины г. Локни. Места Саши Матросова» (1944 г.) относится к вспомогательному фонду Красноярского краевого краеведческого музея. (…)

Б.Я. Ряузов, портрет А. Матросова, 1943 г., бумага, акварель, 21 х 27 см
(из коллекции музея художника Б.Я. Ряузова)

Осенью 1942 года 23-летний Борис Ряузов ушел на фронт артиллеристом-разведчиком 78-й Добровольческой бригады, которая входила в состав 6-го Сибирского Сталинского добровольческого стрелкового корпуса. В январе-феврале 1943 года 78-я стрелковая бригада вела бои близ города Локня. В результате зимних боев 1942-1943 годов войсками 6-го Сибирского стрелкового корпуса были перерезаны железные дороги Великие Луки – Невель, Великие Луки – Новосокольники, Ржев – Вязьма; освобожден город Великие Луки и еще свыше 300 населенных пунктов. В районе Ржевско-Вяземского выступа солдаты и офицеры 6-го Сибирского Сталинского добровольческого стрелкового корпуса самоотверженно противостояли немецким дивизиям группы армий «Центр». В состав 6-го стрелкового корпуса входила 91-я отдельная Сибирская добровольческая бригада, в которой служил Александр Матросов. 18 января 1943 года в составе маршевой роты курсантов Краснохолмского пехотного училища он отправился на Калининский фронт. 12 февраля стрелок-автоматчик оперативной группы Матросов прибыл в часть, а 15 февраля года 91-я бригада выступила в направлении города Локня. С 25 февраля 1943 года Александр Матросов на фронте. 27 февраля 1943 года героически погиб в бою в районе деревни Чернушки Локнянского района  Калининской области [9]. Таким образом, Борис Ряузов и Александр Матросов служили в одном – 6-м Сибирском стрелковом корпусе  – и воевали на одном фронте. (…)

Портрет Александра Матросова написан молодым художником по заданию военного руководства в 1943 году. Об этом автор сообщает в комментарии к портрету: «Рисунок выполнен по спец. заданию командования с маленькой фотографии из личных вещей А. Матросова после совершенного им подвига (каска, маскхалат дополнено). Б. Ряузов, 1943, фронт» (орфография и пунктуация автора сохранены). Этот рукописный текст приведен непосредственно под портретом, включен в оформление рисунка, доступен для визуального осмотра. Лаконичными средствами – статичная поза, сосредоточенный взгляд в сочетании с мальчишеским лицом – создан иконографический образ юного героя. Для решения такого рода идеологических задач Ряузов обладал практическим опытом работы в сфере агитационного искусства. Об этом пишет И.И. Наливайко в характеристике на Бориса Ряузова в феврале 1942 г. : «…несколько его агитплакатов, одобренных Краевой парторганизацией и ЛИТО были выпущены редакцией «Красноярский рабочий через печать в тираже 18 000 экземпляров». Далее там же: «При обращении воинских частей к Союзу художников с просьбой различного художественного оформления, в порядке общественности, тов. Ряузов и здесь был передовиком, не считаясь ни с временем, ни с личным материальным состоянием». (авторская стилистика и пунктуация сохранены).

Б.Я. Ряузов, «Об Ал. Матросове» (фрагмент), 1943 г., бумага, карандаш, 21,8 х 22 см
(из коллекции музея художника Б.Я. Ряузова)

В научно-вспомогательном фонде музея художника Ряузова хранится черно-белое фото его рукописного текста, который неоднократно цитировался в статьях о фронтовом периоде жизни и творчества. Датировка – 27.II.1943 – условна: число и месяц написаны разборчиво, последние две цифры записи года производят впечатление исправленных. «В нашем соединении событие и оно историческое. Парень, наш боец закрыл собой, жизнью своей  пулемет в амбразуре противника. Звали его А. Матросов. 91 стрелковая бригада. Сообщили по полковому телефону. – Вот как бывает. Война. Сквозь горе и героизм, сквозь пули и смерть к свету победы. Все равно одолеем мы. Сегодня – вновь на боевое задание. Надо точно засечь огневые точки противника, выявить рельеф местности минные поля. Надо все точнее. Может катюши бить будут. Точнее надо. Вот только пулемет фашистский мешает. Хлещет и хлещет по окопам и дзот амбразурам наблюдения. В конце концов неважно, если покалечат. Важно выполнить задание. Матросову труднее было. Саша… Саша, если бы можно было о тебе «нарисовать» на сердце. Напишу в далекий Красноярск, да там, наверное, уже знают из сообщений по радио. Ведь это ж подвиг, а кто его совершает, тот не умирает. Что-то из дома нет писем». Запись приведена полностью; интересна тем, что передает ощущение сопричастности историческому событию, готовность к самопожертвованию, переживание трагической гибели юного героя и стремление запечатлеть этот подвиг.

Документы и рисунок пером 1944 года раскрывают новую грань в изучении темы подвига Александра Матросова в творчестве Б.Я. Ряузова. В Государственном архиве Красноярского края в апреле 2017 года автором… обнаружены документы, позволяющие предположить идею о попытке создания Ряузовым произведения на тему подвига А. Матросова.

Первый документ – письмо от 25 апреля 1944 года Краевого союза Советских художников Красноярского края начальнику главного политуправления РККА: «При этом направляем выписку из протокола Краевого Союза Сов. Художников Красноярского края, просим Вашего разрешения и указания о создании условий талантливому художнику т. Ряузову Б.Я., члену нашего Союза для работы над картиной «подвиг Матросова», или, если это возможно, о направлении Ряузова в студию военных художников им. Грекова».

Выписка из протокола № 5 от 12.04.1944 Красноярской организации Союза художников СССР содержит следующее: «Слушали: Об утверждении темы «Подвиг Матросова». Постановили: Творческую заявку члена Союза Советских художников Ряузова Б.Я. одобрить и оставить исполнение композиционного произведения «Подвиг Матросова» за художником Ряузовым как непосредственным участником Великой Отечественной войны и сослуживцем Героя Советского Союза т. Матросова. Одновременно для быстрейшего осуществления этого задания просить командование о создании условий для творческой работы над данным полотном».

Стоит отметить, что закрепленное в документе военного времени творческое задание на долгие годы осталось за Борисом Ряузовым. Но была ли написана художником в годы Великой Отечественной войны полноценная картина о подвиге А. Матросова – на данный момент достоверно неизвестно. Входящий в состав вспомогательного фонда Красноярского краеведческого музея рисунок пером датирован 1944 годом и содержит композицию, реализованную в более поздних живописных полотнах Ряузова.

Спустя годы Борис Ряузов вспоминает:  «…В начале марта 1943 года вызвал меня старший офицер из штаба Сибирского стрелкового корпуса, спросил:

– Вы, сержант, до войны были художником?

– Так точно.

– Сможете нарисовать портрет Александра Матросова вот с этой маленькой фотографии?

Поданная мне фотография действительно была маленькая. Из личных вещей героя. Рисунок с нее был сделан и передан в штаб корпуса. Вот уже несколько лет прошло с тех давних военных дней, отшагали десятилетия, а в воспоминаниях все лежит и лежит у меня на левой ладони та маленькая фронтовая фотография молодого паренька – Великого Героя Родины. Волнующая память до сего дня хранит ее живой свет». В источниках цитата предваряется фразой «Из дневника Бориса Ряузова». Вероятно, подразумевается  дневник послевоенного периода.

Б.Я. Ряузов. «Железнодорожный вокзал, Великие Луки», 1944, акварель (из коллекции музея художника Ряузова)

Эта запись ценна тем, что передает как сам момент получения творческого задания от военного руководства, так и личную рефлексию; выполненное когда-то нестандартное, но все же служебное поручение, послужило отправной точкой развития нарратива.

27 февраля 1973 года художник пишет однополчанину: «У меня и сейчас в глазах тот простор и та глинистая гора, где Вы сказали: «Смотри, Борис, вон тот район, вдали у деревни Чернушки. Там Матросов подвиг совершил». Помню я тот голубовато-сизый простор, дали российские, войной израненные, и небо в блеклых тучах. Об этом позднее, после войны, мною написаны картины». Действительно, этот пейзаж был отражен в нескольких картинах, одна из которых входит в состав коллекции музея Ряузова, вторая занимает достойное место в собрании живописи Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова.

Б.Я. Ряузов, «Места подвига Александра Матросова», 1975, холст, масло, 70 х 108 см (из коллекции Красноярского
художественного музея им. В.И. Сурикова)

Место нахождения третьей картины пока не установлено, но есть информация о том, что работа была подарена красноярской общественной организации. Об этом свидетельствует выписка из протокола без номера от 14 (или 16).04.1975, в котором сообщается о передаче в дар Военно-научному обществу для комнаты боевой славы произведений красноярских художников, в т.ч. картины Б.Я. Ряузова «Места подвига Александра Матросова».

Великие Луки, Локня, Опочка…

К обстоятельному тексту Ю.М. Петуниной можно сделать лишь некоторые дополнения. Например, рисунок Матросова выполнен с использованием акварели. Акварель на фронте?

Да, это так. Акварель в походных условиях Ряузов готовил из зубного порошка. Красители получались из синьки, брусники, клюквы и голубики.

Еще художник Ряузов интересен великолучанам и всем жителям Псковской области, что он не только места подвига Матросова рисовал, не только зарисовки Локни оставил.

Известны его рисунки, сделанные в Новосокольниках, Новоржеве, Опочке… В Опочке, например, родился целый цикл: «Путь к Опочке» (12.07.1944), «Опочка. Река Великая» (15.07.1944), «Опочка», «Опочка. Разрушенный храм» (16.07.1944) и «Опочка. Остатки моста».

В 1944 году Ряузов рисует железнодорожный вокзал в Великих Луках (размер 27,1 на 41,9 см). А в 1983 году на свет появляется масштабное полотно «Дорога на Великие Луки (холст, масло, 40,5 на 63, музей Б.Я. Ряузова в Красноярске) – интересное решение батальной темы, когда на холсте нет ни одного солдата, а картина буквально дышит войной и ее динамикой.

А еще, возвращаясь к имени Матросова, можно уточнить, что, по мнению Н.А. Шкарлата (Воронеж), за рисунок Матросова Ряузов взялся по прямому указанию заместителя начальника политуправления Калининского фронта полковника М.Г. Гуревича: «…который до июля 1942 г. был заместителем начальника ГПУ РККА и хорошо знал свое дело, отдал распоряжение своим подчиненным в кратчайшие сроки подготовить и выпустить листовку с описанием подвига красноармейца А.М. Матросова. И пока одни политработники составляли текст листовки, за основу взяв донесение майора М.В. Ильяшенко, другие отправились в бригаду за фотографией бойца».

Николай Александрович полагает, что основой для рисунка стало фото из комсомольского билета. Вполне логично. Поэтому, пожалуй, снимка на билете и не оказалось, когда его начали искать.

Подготовил А. КАНАВЩИКОВ

Поделиться ссылкой: