Александр Матросов: подвиг и судьба

К 100-летию со дня рождения Александра Матросова

Неизвестные и малоизвестные факты и документы

(Продолжение. Материалы цикла в № 172 от 13.09.2022 г., № 177 от 20.09.2022 г.)

Поговорим сегодня о кораблях, которые в СССР именовались именем Матросова. Тем более что живой Александр Матросов всегда мечтал о море, мечтал быть матросом, и, когда воспитатель Ивановского детского дома П.П. Резин купил ему настоящую бескозырку, радости мальчика не было границ.

Сколько же было таких кораблей? Это тем более важно, что в некоторых воспоминаниях существует путаница, люди откровенно путают один корабль с другим. Начинают про одно, а продолжают в иную сторону. А было (и есть) три корабля с таким именем.

Балкер «Зоя Космодемьянская» из серии посвященных героям-комсомольцам

Балкер «Александр Матросов»

По размерам начнем с океанского судна. Это – балкер (для перевозки навалочных грузов), был изготовлен в 1974 году на судостроительном заводе в Николаеве.

Интересно, что в серию балкеров, посвященных комсомольцам – героям Великой Отечественной, входило всего шесть судов – «Зоя Космодемьянская», «Александр Матросов», «Парфентий Гречаный», «Изгутты Айгыков», «Унан Аветисян», «Ион Солтыс». Технические характеристики этих кораблей конструкции А.Ф. Цыбенко: длина – 215,4 м, ширина – 31,8 м, высота борта – 16,8 м, грузоподъемность – 50000 т, дизель, мощность- 13700 л.с., скорость – 15,76 уз., дальность – 15000 миль.

В советское время судном гордились. С распадом СССР и повсеместным хаосом известия о черноморском корабле с одесской припиской прервались. Какое-то время он ходил под флагом Кипра, а в конце 90-х годов засветился в криминальной хронике.

Сообщалось, что матрос О. с «Александра Матросова» порвал в магазине деньги с изображением первого президента Турции Кемаля Ататюрка. Матроса тогда выслали из Турции с двухлетним запретом на пребывание там. Вот в принципе и все, что можно было узнать.

Да еще пришло финальное известие, что все шесть балкеров, посвященных героям-комсомольцам, были утилизированы в 1998-2002 годах. «Александра Матросова», в частности, разобрали в мае 2000 года в Алонге, этом легендарном кладбище кораблей, расположенном в 50 км от индийского города Бхавнагара на побережье Камбейского залива.

Таким образом, балкер «Александр Матросов» прожил всего 26 лет. Как Лермонтов!

Теплоход «Александр Матросов»

Теплоход «Александр Матросов»

Этому кораблю повезло куда больше. Трехпалубный круизный лайнер 588 проекта, изготовленный в ГДР в 1954 году (VEB Mathias Thesen Werft), до сих пор ходит по Енисею. В 2015 году теплоход грозились официально списать, однако в очередной раз его подлатали и на празднике в честь речного флота России в июле 2022 года «Александр Матросов» снова шел в общем строю вместе с другими теплоходами и баржами.

Снимки сделаны как раз на этом празднике в Красноярске. И, Бог даст, теплоход еще послужит людям, сколько сможет.

Длина судна – 96,3 м, ширина – 14 м, осадка – 2,45 м. Водоизмещение теплохода 1500 тонн, скорость до 23 км/час.

Теплоход может принять на борт 250 пассажиров, экипаж судна – 50 человек. Судно работает под флагом России.

Начинает работу теплоход обычно рейсом из Красноярска до Дудинки в начале июня, а завершает в конце сентября или начале октября. За навигацию судно выполняет более 20 рейсов (туда-обратно).

Продолжительность рейса зависит от направления движения судна: так, из Красноярска до Дудинки, вниз по течению, теплоход идет около 4 дней (3 суток и 14 часов), а в обратную сторону, вверх по течению, – почти 6 дней (5 суток 8 часов). В ходе рейса теплоход делает остановки в таких населенных пунктах, как Енисейск, Ярцево, Ворогово, Туруханск, Игарка и ряде других – всего на маршруте 16 остановок.

«Александр Матросов» поступил в Енисейское речное пароходство вместе с однотипным теплоходом «Валерий Чкалов». Интересно, что оба судна готовились для работы на Волге, но судьбы ни у кого не складываются гладко – даже у кораблей.

Следует отметить и то, что до сих пор на судне есть упоминание о А.М. Матросове и его подвиге. Все кратко, конечно, но хотя бы так…

Пароход «Александр Матросов»

А самый первый «Александр Матросов» – это послевоенный трудяга-пароход, работавший в Ростовском речном порту. Вот какую историю рассказывала в свое время областная «Великолукская правда».

3 июля 1949 года под рубрикой «Письмо из Ростова» был опубликован материал И. Георгиева «На пароходе «Александр Матросов», посвященный 6-летию со дня опубликования Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза гвардии рядовому комсомольцу Александру Матросову. В материале говорилось:

«Дон искрится под полуденным солнцем, ослепительно ярким, как огромный немигающий маяк, поднявшийся высоко над землей. Плывут по древней русской реке лодки, катера, пароходы. Могучие краны с вздыбленными к небу стрелами то и дело поворачиваются из стороны в сторону, торопливо разгружая подошедшие баржи. В этих быстрых и в то же самое время очень точно рассчитанных движениях явственно ощущается напряженный ритм работы и жизни всего ростовского порта.

Резкие гудки многоголосо раздаются над Доном. На середину реки, буксируя баржу, выходит маленький, даже издали заметный своей чистотой пароход. Вдоль его обеих бортов написано всем так хорошо знакомое и дорогое имя «Александр Матросов». (…)

23 февраля 1943 года, во время боя у деревни Чернушки Подберезинского района Великолукской области, Матросов своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота, обеспечив товарищам продвижение вперед и победу над врагом.

Но не в списках мертвых надо искать теперь имя гвардейца Матросова. Его бессмертное имя, полное неизмеримого величия духа советского человека, вместе с именами Зои Космодемьянской, Олега Кошевого, Лизы Чайкиной, навсегда вошло в сердца молодежи.

Каждый день вдалеке от того места, где находится могила Матросова, на маленьком донском буксире к машинам и на мостик заступает новая вахта. И кажется, что вместе с ними на вахту незримо становится почетный член экипажа – Александр Матросов, чье имя гордо красуется на борту парохода.

Совсем невелик по размерам этот буксирный рейдовый пароход. Да и дела-то у него, на первый взгляд, кажутся уж больно будничными: по распоряжениям диспетчера бегай взад и вперед, разводи по ростовскому порту баржи. Но никто не думает так на самом пароходе. Начиная от капитана и кончая вахтенным матросом, буквально все постараются вам убедительно, с настоящим государственным пониманием дела доказать, сколь важна их работа. И это действительно так.

На «Александре Матросове» собрался комсомольско-молодежный экипаж. Есть здесь всего лишь два представителя старшего поколения речников: капитан Иван Митрофанович Крылов и механик Александр Сергеевич Заплаткин, у которых уже по тридцатой навигации. Это – командиры, любовно и старательно воспитывающие и обучающие молодежь. Под их руководством отличную школу прошли на пароходе многие молодые речники.

Еще совсем недавно окончил Ростовский речной техникум секретарь комсомольской организации Юрий Ляпин. Сейчас он уже второй помощник механика. Рядовым матросом три года назад вступил на палубу судна комсомолец Александр Кабанов, ныне ставший вторым помощником капитана. Путь от матроса до рулевого быстро прошел комсомолец Олег Лукьянов, успешно сдавший теперь экзамен на заочное штурманское отделение речного техникума. Настойчиво готовится стать вторым помощником капитана член судового комитета, старший рулевой комсомолец Алексей Дронов.

Всякое новое патриотическое движение, поднимающееся в стране, тотчас же находит самый горячий отклик на пароходе «Александр Матросов». Когда комсомольцы «Матросова» услышали о замечательном начинании Александра Чутких, они рассудительно и толково решили на открытом комсомольском собрании: каким образом метод новатора Александра Чутких можно применить у себя на судне.

Вскоре между вахтами разгорелось социалистическое соревнование за право получить звание отличной вахты.

Вместе со всей молодежью страны экипаж «Матросова» деятельно включился в поход за экономию. Говорили мало, вопрос решали практически добиться 15 тонн ежемесячной экономии топлива. Трудно было достичь этого на рейдовом пароходе, который в иной день до двух десятков раз производит швартовки и не ходит в дальние рейсы, где бесспорно легко сберечь драгоценное топливо. Но слово комсомольское свято и нерушимо. Сказано – значит во что бы то ни стало надо сделать. И вот, когда недавно подвели итоги последних двух месяцев работы, то оказалось, что команда «Матросова» перевыполнила свои обязательства, сэкономила за апрель и май 46 тонн условного топлива.

19 июня на пароходе состоялся традиционный корабельный праздник, посвященный присвоению пароходу имени Александра Матросова. В этот день молодые речники рапортовали о своих трудовых победах и принимали на себя новые социалистические обязательства. Комсомольские агитаторы рассказали экипажу о подвиге Александра Матросова и о том, как вместе со всем народом борются за досрочное выполнение сталинского послевоенного пятилетнего плана трудящиеся Великолукской области – области, где погиб в бою с врагом прославленный народный герой, освобождая нашу землю от проклятого врага, и где теперь под мирным солнцем расцветает счастливая жизнь».

Шло время. И вот в номере за 23 августа 1949 года появилось продолжение этой истории – «Дружба двух коллективов»:

«В газете «Великолукская правда» за 3 июля 1949 года было помещено письмо команды парохода «Александр Матросов» из Ростова-на-Дону.

В письме говорилось, как небольшой экипаж парохода чтит светлую память Героя Советского Союза Александра Матросова… (…)

Так писали речники. Номер газеты редакция направила команде парохода и на днях получила ответ. Команда собрала деньги на приобретение венка и обратилась к комсомольцам и молодежи Великолукского паровозоремонтного завода с письмом, в котором просит возложить венок на могилу Александра Матросова от имени команды парохода «Александр Матросов».

Кладбище кораблей в Алонге

«…Экипаж нашего судна гордится оказанной ему честью. Всеми силами, стахановскими делами мы стараемся доказать, что достойны права называться матросовцами. В нашей команде есть подлинные гвардейцы социалистического труда.

Сейчас весь наш коллектив является комсомольско-молодежным. Каждый член экипажа стремится внести свою долю борьбы за досрочное завершение плана послевоенной сталинской пятилетки…».

Экипаж судна обращается к комсомольцам и молодежи завода с просьбой рассказать о своих трудовых успехах в борьбе за досрочное выполнение производственного плана.

«К сожалению, мы не можем сейчас прислать нашу делегацию в Великие Луки, чтобы посетить могилу любимого народного героя Александра Матросова. У нас сейчас на Дону наступили горячие дни перевозок зерна нового урожая, угля, строительных материалов и других важных народнохозяйственных грузов», – заканчивают письмо речники.

Так растет и крепнет великая дружба двух коллективов в великой советской семье, интересы которых одни – самоотверженно трудиться на благо своего народа, своей любимой Родины».

По заветам Героя

В этом-то и заключался весь мощный созидательный пафос жизни по заветам Героя. И ростовские речники, и молодежь Великолукского ПВРЗ через Матросова подружились, через Матросова стали лучше трудиться, через Матросова ставили перед собой большие задачи и успешно их добивались. С Матросовым и работать, и жить легче!

И неважно, о чем идет речь. О человеке или корабле. Наши герои поддерживают нас через годы и века. Главное, чтобы мы сами не отталкивали от себя эту сакральную помощь и ценили ее.

Подготовил А. КАНАВЩИКОВ

Поделиться ссылкой: