Александр Матросов: подвиг и судьба

«Александр Матросов» на Северной Двине

Неизвестные и малоизвестные факты и документы

(Продолжение. Материалы цикла в № 172 от 13.09.2022 г., № 177 от 20.09.2022 г.,

№ 182 от 27.09.2022 г.)

На прошлой неделе хотелось ограничиться кратким очерком о матросовских кораблях. Однако не получается. Дело в том, что кроме трех судов, о которых всегда знали в Великих Луках, с экипажами которых великолучане переписывались и достаточно тесно общались, существовали, конечно, и другие суда страны, носившие имя Александра Матросова.

Нужно, наверное, внести ясность и в вопрос замены теплохода «Александр Матросов», который ходит по Енисею. С этого момента и начнем. Да, обещают списать теплоход лет 10-15, но сейчас конкретные даты звучат уже на самых высоких уровнях. И, видимо, их можно уже называть.

«Александр Матросов», Обь. 1953 г.

На 2025 год

В июле 2022 года губернатор Красноярского края Александр Усс посетил Средне-Невский судостроительный завод в Санкт-Петербурге, чтобы проверить, как идет строительство двух новых теплоходов, которые заменят в 2025 году «Валерия Чкалова» и «Александра Матросова».

Вот что пишет Егор Тулновский в газете «Заполярная Правда»:

«Изначально планировалось, что один из новых теплоходов будет спущен на воду уже летом следующего (то есть 2023-го – А. К.) года, но из-за санкций проектировщикам пришлось менять ряд комплектующих на детали отечественного производства. В связи с этим оба судна покинут верфь одновременно в 2024 году. Об этом «Заполярной Правде» рассказал Кирилл Черток, старший специалист по связям с общественностью АО «Средне-Невский судостроительный завод».

– На данный момент мы все же успели поставить большую часть импортного оборудования для первого судна, для второго оно тоже законтрактовано, но возникли проблемы с доставкой груза, в результате чего есть некоторые задержки, – поясняет специалист. – Многие из зарубежных поставщиков все же подтвердили, что продолжат с нами работать, и оборудование обязательно придет. Тем не менее по некоторым моментам пришлось прибегнуть к импортозамещению. К счастью, многое из недостающего уже производят у нас в России или начнут производить в ближайшее время. В общем, строительство теплоходов идет полным ходом, и мы гарантированно спустим их на воду. Причем работы на «Андрее Дубенском» ведутся с опережением графика: практически полностью сформирован корпус судна, и сейчас формируется носовая секция. Теплоход уже находится на открытом стапеле, где и будет достраиваться. На последнем совещании с губернатором Красноярского края мы приняли решение, что оба корабля будут поставлены в 2024 году.

Теплоход «Капитан Гастелло» финского проекта

Теплоход «Андрей Дубенский» назвали в честь воеводы, основателя красноярского острога, второе судно получило имя известного красноярского писателя Виктора Астафьева. Оба корабля являются воплощением современной инженерной мысли и отвечают всем требованиям комфорта, предъявляемым к судам класса «река – море».

– Вообще идея создать пассажирское судно такого класса у нас обсуждалась уже давно, но не было подходящего заказчика, – рассказывает Кирилл Черток. – Оба судна делаются по спецпроекту с кодом А45-90.2, разработанному специально под нужды Красноярского края. Главное отличие этих кораблей от стандартного теплохода класса «река – море» – максимально заниженная осадка. Связано это с особенностями фарватера северных рек в Красноярском крае. В летний период на некоторых участках Енисея очень маленькая глубина, есть места на пути следования судов, где глубина всего около двух метров. Поэтому главной задачей наших проектировщиков было разработать такое судно, которое бы одновременно имело и максимальную проходимость, и все же относилось к классу «река – море». В результате мы получили проект уникальных теплоходов. Это будут первые в России пассажирские суда класса «река-море», которым предстоит работать в Арктической зоне. Если говорить еще об уникальных технических особенностях, то «Астафьев» и «Дубенский» будут обладать высочайшей маневренностью, которая достигается за счет трех независимых ведущих валов. Это целый комплекс подруливающих устройств, расположенных в носовой части корпуса кораблей. Поэтому теплоход, несмотря на его размеры, сможет без проблем причаливать даже на самых сложных участках. Для понимания: старые корабли, которые сейчас курсируют по маршруту Красноярск – Дудинка, не способны причаливать в большинстве мест как раз из-за того, что слишком неповоротливы. Как правило, чтобы нормально пришвартовать такой корабль, требуется буксир, который и доставляет его к причалу. Благодаря разработанной нами системе подруливания судно сможет сделать это самостоятельно практически в любой точке следования.

Теплоходы «Матросов» и «Чкалов» рядом

Пока неизвестно, повлияет ли повышенная маневренность но-вых теплоходов на количество остановок на маршруте Краноярск – Дудинка. Те, кто хоть раз добирались водным путем до Норильска, наверняка видели, как на некоторых участках теплоход становится на рейд и жители местных поселений на моторных лодках доставляют на борт судна пассажиров и забирают грузы. Дело не самое простое, а при штормовой волне еще и опасное. С вводом в эксплуатацию новых теплоходов такие «пиратские» швартовки могут уйти в прошлое. Кроме того, новые суда, несмотря на довольно внушительные габариты (почти сто метров в длину), будут высокоскоростными, что может значительно сократить время в пути или позволит делать длительные остановки на маршруте, чтобы пассажиры могли высадиться на берег. Впрочем, конкретный маршрут, его длительность и количество остановок будут детально проработаны после того, как корабли спустят на воду. А вот что уверенно можно гарантировать уже сейчас, так это высокий уровень комфорта новых судов, который будет несоизмерим с тем, что предлагают на данный момент еще советские «Матросов» и «Чкалов». Новые теплоходы делались не только с учетом современных требований к перевозке пассажиров, но и согласно туристическим евростандартам.

– На корабле будут каюты нескольких классов: четырехместные каюты-трансформеры, которые с легкостью, можно превращать в две двухместные. Стандартные двухместные и несколько – повышенного класса, более дорогие и комфортные, и самое важное – специальные каюты для пассажиров с ограниченными возможностями, – поясняет представитель судостроительного завода. – Вообще суда спроектированы таким образом, чтобы они были удобными для маломобильных групп пассажиров. Например, там предусмотрен лифт, так что человеку с ограниченными возможностями не составит труда подняться на верхнюю палубу, погулять там, подышать свежим воздухом и полюбоваться пейзажами, а затем вернуться в свою каюту. Даже ширина проходов в коридорах и на палубе рассчитывалась таким образом, чтобы там могла свободно пройти инвалидная коляска. На корабле будут работать три буфета, два бара, один из них открытого типа на верхней палубе, лаундж-зона и даже фитнес-комплекс. В общем, весьма комфортное современное судно.

На новых кораблях-«близнецах» будут три пассажирские и одна прогулочная палуба. Дизайн разрабатывался с учетом всех современных мировых стандартов, от комфорта до экономической эффективности. Сейчас идет разработка дизайна кают и помещений. Предлагается несколько вариантов. Однако уже сейчас известно, что в стандартных каютах предусмотрены туалет и душ, а в каютах класса «люкс» – даже полноценная ванна. Что, в принципе, невероятно для северных пассажирских судов. Обеспечат пассажиров и интернетом. Пока обсуждается, будет ли WI-FI во всех каютах или только в VIP и общественных зонах. А вот телевизоры с трансляцией фильмов предусмотрены везде.

Рисунок судна, которое заменит на Енисее «А. Матросова»

– Надо понимать, что в первую очередь это все же не круизный, а пассажирский корабль, задача которого – решать логистические проблемы жителей северных районов. Поэтому упор делаем на практичность. Уверен, что те, кто ходил по Енисею на старых судах, безусловно, почувствуют разницу. Что касается туристического сектора. Мы уже обсуждали более долгосрочную перспективу – строительство именно круизного судна по проекту А45-90.2, где приоритет будет отдан не количеству пассажиров, а комфорту. На основе нашего проекта на теплоходе можно разместить все что угодно, в зависимости от желаний заказчика. Но, повторюсь, это все еще на стадии обсуждения и идей. Сначала мы спустим на воду два корабля, которые сейчас строим, и посмотрим, как они себя покажут в деле. Если заказчик захочет продолжить с нами сотрудничество, мы будем только рады».

В отношении основных характеристик нового судна по проекту А45-90.2: длина – 99 м, ширина – 14,9 м, высота борта – 4,2 м, осадка – не более 2 м, надводный габарит с заваленной мачтой – не более 14,2 м, экипаж – 41 чел., автономность – 15 сут., скорость хода – 12,4 уз.

И самое главное. Начиная с навигации 2025 года теплоход «Александр Матросов» прекращает свое существование. Начинается еще одна головная боль всех матросоведов, поскольку без корабля с именем Матросова почитание имени Героя явно будет неполным.

Живая история

Вообще, если вспомнить, как трепетно конкретный Александр Матросов относился к матросскому ремеслу, то информации по теме непроизвольно хочется побольше.

И, прежде всего, невозможно обойти вниманием книгу «Флотская судьба» Ивана Антоновича Булавы, который прошел путь от штурмана ледокола до генерального директора ОАО «Енисейское речное пароходство». Книга вышла в Красноярске в 2000 году, и немало историй в ней посвящены теплоходу «Александр Матросов» и его экипажу.

Немного оттуда:

«Когда, забрав флот с случайной зимовки, мы пришли в Подтесово, меня сразу же пригласил к себе Василий Агафонович Колчин. Здесь он представил меня капитану теплохода «А. Матросов» Владимиру Петровичу Минаеву. Тот спросил меня в упор:

– Будем ли мы ходить в Диксон самостоятельно, без лоцманов?

К этому времени я хорошо знал Енисей ниже Игарки и Енисейский залив и был уверен в себе. Владимиру Петровичу ответил:

– Не сомневайтесь!

В тот же день я был уже на теплоходе «А. Матросов». Это была моя мечта – работать на таком судне. Она зародилась у меня с 1956 года, когда на Северной Двине в Лименде я увидел подобного красавца – теплоход «Андрей Вышинский». Хотя я был назначен третьим штурманом, однако практический опыт работы на судах к этому времени уже имел.

Сразу же обнаружилось, что в какой-то степени мы не сошлись характерами с боцманом Алексеем Павловичем Перьяненом. Алексей Павлович обладал незаурядным талантом столяра-краснодеревщика, что представляло особую ценность, поскольку на теплоходе «А. Матросов» было очень много работ по ремонту мебели, лакокрасочных и полировочных, по фурнитуре и отделке ценными породами дерева. В его обязанности входило руководство палубными работами, он выдавал задания вахтам матросов. Но вместе с тем у Алексея Павловича была слабость на спиртное. На этой почве у нас неоднократно возникало недопонимание друг друга. В душе он считал, что это не дело третьего штурмана – вмешиваться в его деятельность, а порой, я бы сказал, и в бездействие. Капитан всегда щадил его самолюбие, так как не видел ему замены, а сам в технологии лакокрасочных и полировочных работ не вникал. Я же видел, что один из матросов, – затем он стал рулевым, – Карл Карлович Рудольф может стать прекрасным боцманом.

И в конце концов, когда уже заканчивалась моя вторая навигация на этом теплоходе в должности старшего помощника капитана, я твердо заявил Перьянену прекратить употребление спиртных напитков, и он на Туруханской пристани оставил борт судна. После этого Алексей Павлович стоял на дебаркадере, и было видно, как по его щекам катились слезы. Я жалел его, но при этом думал, что на берегу ему будет лучше. Он по-настоящему любил этот теплоход, но слишком уж было много соблазнов, которым он не смог противостоять».

Подготовил А. КАНАВЩИКОВ

Поделиться ссылкой: