Александр Матросов: подвиг и судьба

Неизвестные и малоизвестные факты и документы

(Продолжение)

Бывают такие моменты, когда история пишется буквально на глазах. И отгородиться от текущих событий – значит что-то для общей картины упустить.

Дело в том, что 27 октября в своем телеграм-канале мэр Киева Виталий Кличко сообщил: «Киевсовет на сегодняшнем заседании переименовал более 40 улиц, переулков и площадей, названия которых связаны с Россией и советским прошлым».

Отменены имена улиц Пушкинской, Некрасовской, Краснодарской, Астраханской, Маршала Тимошенко, пер. Московского, пл. Героев Бреста… При этом под раздачу попал и Александр Матросов.

Прошли времена, когда в 1946 году хутор Францево Солонянского района стал селом Матросово в Днепропетровской области. Сейчас на Украине другие герои.

Причем информация Кличко – лишь вершина айсберга беспамятства и советофобии. Можно напомнить, что еще 25 августа в Киеве местная рада переименовала 95 топонимов, даже отдаленно напоминающих СССР или Россию. 12 сентября такая же операция была проделана еще с 40 объектами.

Не отстают от Киева и регионы. 21 сентября в Днепре (Днепропетровске) ул. Шмидта (который лейтенант – А.К.) была переименована в ул. С. Бандеры.

Увы, это типичная практика у наших южных соседей с 2015 го-да. С момента принятия так называемого закона о декоммунизации. В оригинале, впрочем, его название звучит куда забористее и сочнее – «Про засудження комуністичного та націонал-соціалістичного (нацистського) тоталітарних режимів в Україні та заборону пропаганди їх символіки».

Иначе говоря, советская символика законодательно приравнена к нацистской. И дело, увы, не ограничивается простыми заявлениями.

Нехороший душок тянется даже там, где формально вроде бы политический элемент выглядит минимальным. Так, улица Институтская в Киеве в одночасье стала в 2015 году улицей Героев Небесной Сотни, улица Патриса Лумумбы – улицей Иоанна Павла II, улица Ванды Василевской – улицей Януша Корчака.

То есть предпринимается попытка формально обставить все вполне благопристойно. Как же! Мы же вот и Корчака увековечиваем, и Папу Римского. Только вот в общем контексте звучит все, как банальная попытка начать собственную историю с чистого листа. С ненавистью к улице Институтской только потому, что название это придумал «радянський дiяч».

Борьба с досками

Дальше больше. На сайте gorodkiev.com.ua в ноябре 2015-го появилась информация про то, что в Киеве демонтируют 79 мемориальных досок по списку, предложенному «Экспертным советом по рассмотрению и определению художественной ценности объектов с символикой коммунистического и национал-социалистического тоталитарных режимов».

Здесь же находился и список крамольных досок. С совершенно изумительными формулировками типа «Г.К. Жуков – «військовий злочинець» (военный преступник), а про Н.К. Крупскую можно было прочитать: «Головна заслуга перед iсторiєю – «дружина (жена) вождя народів».

На другом сайте – kyiv.depo.ua, в свою очередь, имелся не один список, а сразу три. Перечень мемориальных досок, которые «должны быть демонтированы», которые «уже были демонтированы», и 8 досок, «которые не подпадают под ряд законов о декоммунизации и должны быть оставлены в столице».

И самое забавное и тревожное, что во втором перечне под номером 10 (из 25) значилась доска на ул. Крещатик, 15, посвященная Александру Львовичу Кронику. Тому самому, который в 1965 году стал почетным гражданином Великих Лук в качестве бывшего командира 357-й стрелковой дивизии и участника освобождения города.

С одной поправкой. Кроник у воинственных сносителей из «экспертного совета» проходил под формулировкой «співробітник радянських органів державної безпеки» (дословно – «сотрудник советских органов государственной безопасности»).

Час от часу не легче! Получается, что мемориальную доску нашему почетному гражданину не просто демонтировали, но еще и приписали ему неведомое «сотрудничество».

Начал тогда переписку с киевскими властями. Они ответили быстро и уверяли, что все в порядке. Ответ был следующим (приводится в переводе с украинского): «Печерская районная в городе Киеве государственная администрация рассмотрела обращение от 22 ноября 2015 года (вх. № 3249 от 23.11.2015 г.) и, в пределах компетенции, сообщает следующее.

Изложенная в обращении информация по демонтажу мемориальной доски А.Л. Кронику, установленной в городе Киеве на улице Крещатик, 15, не подтверждается.

По состоянию на 25 ноября 2015 года мемориальная доска находится на том же самом месте и признаков демонтажа не выявлено».

Чтобы не ворошить осиное гнездо не стал тогда обострять и уточнять. Хотя тревога все равно оставалась, но глушил ее. Тем более что всячески излучал оптимизм пресс-секретарь Д. Песков: «Кремль никак не будет реагировать на переименование улиц в Киеве».

Колесо катится

К сожалению, молчание – не всегда золото. Тем более замалчивание.

Доска в честь А.Л. Кроника все-таки была демонтирована 25 мая 2016 года. 30 июня ее восстановили (у Кроника имелись хорошие покровители – Государственная пограничная служба Украины, Всеукраинский союз участников войны, Национальный союз журналистов Украины, Институт истории Украины НАН Украины), но вскоре поверх изображения появилась сочная надпись белым «Кат» («Палач»), и вопрос существования доски в принципе был решен.

Стало ясно, что речь не об ошибке или чьем-то заблуждении. А о том, что определенным лицам на современной Украине ненавистны даже сами изображения советских орденов и советская форма генерала Кроника. Без вариантов!

Кроник никогда не служил в системе НКВД, но, как оказалось, это никого в принципе не интересовало! Ты виноват лишь потому, что виноват.

Стало ясно, что имя Матросова тоже под потенциальным ударом. И это случилось в первый раз в 2021 году в городе Хмельницком. Там поменяли названия 13 улиц, 10 переулков и одного проезда. Ул. Маршала Конева стала ул. атамана Запорожской Сечи Ивана Сирко, ул. Алексея Маресьева – ул. Уласа Самчука – журналиста, сотрудника нацистской оккупационной администрации на территории Украины…

Вместо же улицы Александра Матросова в Хмельницком появилась улица Дмитрия Донцова – теоретика украинского национализма, расиста и антисемита. Замена откровенно не равноценная и не адекватная. Герой, легенда и на смену ему – мелкий местечковый кумир.

Удивил немало и киевский выбор. Кем же заменили сейчас Матросова, 19-летнего рядового, закрывшего грудью амбразуру, который ценой своей жизни спас жизни десятков своих товарищей?!

Его заменой стал генерал-майор С.П. Кульчицкий. Его вертолет Ми-8 сбили ополченцы 29 мая 2014 года у горы Карачун в Славянске.

В принципе Кульчицкий был нормальным, а по ряду показателей и хорошим, советским генералом. Родился в Веймаре (ГДР) в 1963 году, окончил Уссурийское Суворовское военное училище, с отличием – Дальневосточное ВОКУ им. Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского в Благовещенске, служил в 61-й Киркинесской бригаде морской пехоты Северного флота. Отлично военный показал себя и во время ликвидации последствий наводнения в Закарпатской области в 1999 году, за что был отмечен украинским орденом «За мужество» ІІІ степени.

Знавшие генерала Кульчицкого люди говорят, что он заботился о солдатах, вкладывал в них душу, мог вместе с рядовыми ползать по грязи, стрелять и метать гранаты… Искренне жаль, что достойный советский офицер стечением обстоятельств объективно встал на сторону врагов России.

А теперь и после смерти Сергей Кульчицкий находится на своей баррикаде. Как противовес гвардии рядовому Матросову. Жертва АТО против положившего жизнь за други своя. Такая вот, прости Господи, рокировка.

Отдают Матросова

Другой парадокс с переименованием улиц Матросова на Украине заключается в том, что как минимум три региона России спят и видят, как бы назвать Александра Матросова своим. Не секрет, что документов о рождении героя в войну не сохранилось и, когда идеологические запреты рухнули, то началась негласная борьба за право быть родиной Матросова.

Официальная советская версия гласила, что будущий герой родился 5 февраля 1924 года в Екатеринославе (Днепропетровске) Украинской ССР. С доказательствами было весьма негусто, попросту говоря их вовсе не было. Поэтому, например, И.Т. Легостаев предпринимал следующий трюк.

Понимая, что для того, чтобы говорить о рождении парня в Днепропетровске, он не имеет ни единого документа, Иван Тихонович выкручивался так. У него сам Матросов на привале рассказывал товарищам о себе:

«Детство у меня и юность были трудными. Сам я родом из Днепропетровска. Рос без родителей и помню их как-то смутно. Отец, как мне запомнилось из рассказов воспитателей детского дома, где я жил, был рабочим-литейщиком и работал на заводе, а мать из-за плохого здоровья только хлопотала по дому.

Во время коллективизации отец в числе двадцати пяти тысяч коммунистов и передовых рабочих уехал в деревню помогать советской власти создавать колхозы. Там его и убили кулаки. Случилось это весной, где-то на Украине».

Потом мать полдня пролежала без памяти, поехали на похороны. Когда вернулись – мать умерла. Саша, по его собственным словам, жил в многодетной семье по соседству. Ушел из дома. «Весной 1935 года из детского дома, расположенного где-то на Украине, точно и сам не знаю где, меня отправили в Ивановский детский дом под Ульяновск. Там я жил и учился».

Написано бойко. Но ни одним документом все это не подтверждено. Поэтому даже в советские времена украинское первенство быть родиной Матросова активно оспаривали и Башкортостан, и Ульяновск, и Кировск…

И самое интересное, что оспаривали во многом с подачи украинской стороны, которая считала его своим не слишком, скажем так, охотно!

Алим Зарипов рассказывал: «В марте 1984 г. автор этих строк с группой юных следопытов побывал в городе Днепропетровске. Мы имели встречи с научными сотрудниками Днепропетровского областного музея и областного архива. И что мы там услышали, ввергло нас в шоковое состояние. Документов, подтверждающих рождение и проживание в этом городе Ал. Матросова мы не обнаружили. Нам смогли сказать лишь: «Действительно до войны в городе жила семья Матросовых. У них был сын. В то время рождение ребенка фиксировалось в церкви. А церковь была деревянная – в годы войны сгорела – сгорели и все книги, куда были занесены все рожденные…».

Мы не стали скрывать цель своего путешествия. Рассказали все, что нам было известно о Матросове от жителей дер. Кунакбаево. С большим вниманием, скажу вам, нас слушали, против – не проронили ни одного слова. Заявили: «Дерзайте, молодые люди!». На это мы спросили: «А не станете ли Вы или кто-то другой из Днепропетровска изобличать нас во «лжи», утверждать, что мы подняли руки на вашего Героя?». Ответ был: «Доказывайте, и если докажите – Вам честь и хвала». И что больше всего удивило нас, в областном музее не было зала, стыдно сказать, не было даже стенда, посвященного бессмертному подвигу их «земляка»! И это не было случайностью. Днепропетровцы, по крайней мере те, с кем мы встречались, его «своим» Героем не считали.

Приехав в Кунакбаево, мы смело заявили: «Кунакбаевцы, Вы на верном пути! 99 % гарантии, что днепропетровцы против нашего начинания не выступят!».

Известно также и письмо директора «Музея комсомольскоï слави iменi Олександра Матросова» Ж. Исаковой от 26.08.1989 года Р.Х. Насырову: «Здравствуйте, уважаемый Рауф Хаевич! Обращаемся к Вам с просьбой поделиться материалами, касающимися биографии А. Матросова.

Мы неоднократно пытались уточнить в различных учреждениях нашего города место и дату рождения А. Матросова, но, к большому сожалению, сведений о нем в архивах и загсах нет.

Надеемся на Вашу обещанную помощь».

На минуточку! Это пишет человек, который, по идее, должен был стоять стеной за днепропетровские корни Матросова, бороться за них, как это всегда делал и делает хотя бы почетный гражданин Великих Лук Б.Ю. Ханин.

Борис Юрьевич никогда, ни на мгновение не давал себе слабости усомниться в верности официальной версии рождения А.М. Матросова. В частности, он утверждает:

«…сомнений в том, что А.М. Матросов родился в Днепропетровске  нет. Еще одна встреча произошла у меня с заместителем главы администрации одного из районов города  Галиной Сиверской, которая в свое время была пропагандистом подвига Матросова. В беседе со мной она сказала, что девичья ее фамилия  Матросова, имеет ли какое отношение к герою, она не знает, но то, что Матросовы жили в Днепропетровске, – неоспоримый факт».

Великолучанин Ханин боролся. И сам говорил, и пропагандировал статью Татьяны Соколовой, корреспондента газеты «Горожанин Днепропетровск» – с броским заголовком и не менее броским содержанием: «Мы его теряем! Башкиры собираются «приватизировать» нашего «Матросова»:

…В 1971 году в Днепропетровске был открыт Музей боевой комсомольской славы имени Александра Матросова. Сейчас серая плита памятника уже забыла прикосновение свежих цветов… Герой не нужен? Получается, что нам – нет. А вот у башкирских журналистов на этот счет другое мнение. Благодаря их упорным публикациям, башкиры с высоко поднятой головой могут сказать: «Матросов – не Матросов вовсе, а наш Шакирьян Мухамедьянов из деревни Кунакбаево!» Причем ни в днепропетровских, ни в башкирских архивах нет документов, подтверждающих этот факт. (…)

Будет стыдно Нам. За то, что не сохранили своих героев».

История с переименованием улиц Матросова на Украине показала, что основная масса населения своим там его явно не считает. Во всяком случае, биться за него вряд ли кто-то всерьез намерен. В украинских соцсетях о Матросове пишут лишь как о продукте советской пропаганды, а насчет 300 кв. метров днепропетровского музея еще в 2017 году одна посетительница отозвалась весьма характерно: «Нет здесь никакого музея. Банк и ресторан».

И сейчас, таким образом, у российских исследователей есть все шансы доказать в отношении Матросова все, что они захотят. Украина отдает Матросова России. Променяв героя планетарного масштаба, человека-легенду, на которой выросли сотни героев, на обычного генерала Кульчицкого. Божий дар и яичница…

Подготовил А. КАНАВЩИКОВ

Поделиться ссылкой: