«Битва за Родину!»

(Диалог о спектакле, об артисте и о Родине Петра Лещенко)

Не всякий раз случается увидеть что-то до такой степени интересное и необычное, и к тому же стать свидетелем еще достаточно нового эксперимента в стенах Великолукского драматического театра под названием «Я тоскую по Родине» (12+). И кто бы знал, кто бы мог подумать, что и наши театральные подмостки ожидают некоторые приятные сюрпризы. Что и у нас здесь, в Великих Луках, возьмутся за один их самых непростых жанров, которые только и возможны в театре, жанр моноспектакля. Зритель уже вовсю принимает «Родину», билеты расходятся на ура. После спектакля всегда море цветов, оваций, люди подхватывают песни и просят исполнителя спеть еще раз!

Сегодня мы побеседовали с главным режиссером нашего театра, заслуженным артистом России Павлом Сергеевым и одним из ведущих актеров, молодым, инте-ресным и амбициозным человеком – Михаилом Морозовым, исполнителем главной роли в новом моноспектакле Павла Сергеева «Я тоскую по Родине».

Спектакль посвящен жизни, любви, а также трагическому фи-налу знаменитого певца. Их девятнадцать! Знаковые и всем знакомые песни ХХ века. Перед зрителями, пришедшими на спектакль, стремительно проносится вся бурная событиями жизнь знаменитого певца Петра Лещенко, в той интерпретации, каким его создали в своем воображении такие творческие люди, как Павел Сергеев и Михаил Морозов. И кто знает, возможно, в душе у каждого зрителя, сидящего в зале за чудесно оформленными столиками «кафе», что-то оживает вновь или зарождается заново под звуки чарующей музыки первой половины XX века, музыки в стиле танго и фокстрота, а также задумчивого и так за душу берущего, близкого всем и каждому сердцу  русского романса!..

Павел Сергеев, главный режиссер Великолукского драматического театра, об идее создания моноспектакля, о трудностях работы с ним, а также непростой судьбе самого Петра Лещенко и о самой Родине.

– Павел Петрович, расскажите об идее создания моно- спектакля «Я тоскую по Родине» и самом артисте Петре Лещенко.

– Пётр Лещенко – звезда мировой эстрады 1930-х – 1950-х годов, символ России на Западе, голос и даже имя которого были под запретом в Советском Союзе очень долгое время. Меня давно интересовала судьба этого певца. История его яркой и парадоксальной жизни была полна различными невероятными событиями. Его жизнь – это захватывающая драма. Родился в Российской империи, вырос в Кишиневе, был ранен на Первой мировой, а вернулся с войны подданным Румынии. Пётр Лещенко – великий «король танго», звезда богемы и любимец народа. Ему аплодировали и белые, и красные, офицеры и солдаты Советской армии, румыны и даже немцы. За его пластинками охотилась вся Европа, но за этот головокружительный успех судьба заставила Петра Лещенко расплатиться сполна. Многие люди, зная его песни, порой не знают даже фамилии исполнителя. Десять лет назад я решил написать монопьесу для себя о трагической судьбе великого «короля танго». Мне было интересно, я начал копаться в архивах, воспоминаниях и дневниковых записях его самого, в дневниках его жены – Веры Белоусовой-Лещенко. Я понимал, что можно создать материал об этом человеке и рассказать о том, какой это был уникальный певец, который по независящим от него причинам случайно оказался в Румынии, но всю свою жизнь очень мечтал вернуться на Родину, в Советский Союз. Ведь такая же мечта была и у Александра Вертинского, и у Алексея Толстого, и им дали эту возможность, а Петру Лещенко такой возможности не предоставили. Меня интересовало: почему? Но, к сожалению, даже сегодня ответить на этот вопрос точно нельзя.

– Долго ли материал ждал своего актера?

– Так как пьеса была написана давно, она потихоньку лежала и ждала своего часа. Но вы же знаете, все, что пишется «в стол», рано или поздно возникает. «Все-му свое время, всему настанет свой черед…» – как писала Ма-рина Цветаева. А потом возникли свои жизненные ситуации, ко-торые подсказали мне, что вот именно в этот момент стоило бы вновь обратиться к творчеству Петра Лещенко. И когда в нашем театре шесть лет назад появился молодой харизматичный артист Михаил Морозов, то я подумал, что через какое-то время этот парень смог бы, пожалуй, сыграть Петра Лещенко и рассказать зрителю историю его жизни. На репетициях, застраивая мизансцены будущего спектакля, я подсказал ему ход, как работать со зрителем в моноспектакле, как грамотно и разнообразно донести текст, как лучше «зацепиться» за материал. Михаил начал пробовать исполнять песни Петра Константиновича, стремился найти свою манеру исполнения вокальных произведений. Началась долгая и кропотливая работа над спектаклем. Роль Петра Лещенко стала этапной в творческой судьбе Михаила Морозова. Он действительно актерски вырос и взял еще одну свою профессиональную высоту. Час сорок на сцене, один на один со зрителем – это поистине нелегкая задача!.. У меня был свой моноспектакль  «Макбет», но длился он час десять, и, поверьте, это непросто!..

– Скажите, а как у вас с безопасностью работы со зрителем?

– Все меры безопасности у нас в театре соблюдены, санитайзеры  в наличии, обеззараживающие лампы всегда включены перед началом спектакля. При входе в театр зрители обрабатывают руки, измеряют температуру, им выдают маски, везде соблюдается положенная дистанция. Артист работает в полутора-двух метрах от зрителей, которые удобно располагаются за столиками предполагаемого «кафе» прямо в оформлении спектакля, также находятся на достаточном расстоянии друг от друга.

– А для каких возрастов ваш спектакль?

– Для всех. Пусть каждый найдет в спектакле свою тему, свой личный интерес к происходящему на сцене. Пусть каждый откроет для себя неизвестного Петра Лещенко, найдет в спектакле что-то личное. Может быть, кто-нибудь из молодежи после увиденного захочет что-то прочитать о нем, послушать его песни, узнать о нем побольше. А старшее поколение, для них это – их молодость, их жизнь. Ведь у Лещенко всегда было очень много поклонников и в Советском Союзе, и на Западе. Его песни пели везде, а сколько пластинок было выпущено. Было время, когда из каждого окна раздавался его неповторимый голос. А потом наступило забвение, его имя было запрещено в Советском Союзе на долгие  тридцать лет.

– Была ли задача максимального попадания в образ?

– Нет, конечно! Мы вообще не претендовали на стопроцентное попадание в Петра Лещенко. Потому что он – это целая планета, это уникальное явление не только в отечественной, но и в мировой культуре! И тембрально попасть в него просто невозможно! У него своя уникальная и неповторимая манера. Поэтому мы решили, что Михаил будет исполнять песни в своем тембре и регистре. Но самое главное – это то, что ему удается точно передать характер певца: страстный, эмоциональный, вспыльчивый, тонкий и ранимый, передать его харизматичность.

– Когда вновь вспомнили и «запели» Лещенко?

– В конце 1980-х годов снова начался бум на Петра Лещенко. Весь его репертуар перепели многие современные исполнители, когда это снова стало возможно. В этот период вернулась из Румынии в Союз Алла Баянова, хорошо знавшая Петра Лещенко. Она также долгие годы стремилась вернуться на Родину, и которую пустили к нам лишь в конце 1980-х годов. Может быть, Пётр Лещенко, если бы дожил до этих лет… тоже вернулся бы в это время, и тогда сбылась бы главная мечта его жизни. И вот в тот момент, когда были открыты границы, когда пал «железный занавес», мы наконец-то узнали и открыли во второй раз этого столь замечательного певца. Все его песни ведь очень известны.

Они поются и перепеваются многими нашими сегодняшними исполнителями: Константином Хабенским, Олегом Погудиным, Евгением Дятловым и многими другими. А его песни о Родине, о тоске по ней прекрасны и трагичны. Ведь Родину не унесешь на подошве своих сапог… Она всегда остается в твоем сердце… и в тебе самом… У каждого человека понятие «Родина» – это что-то свое, личное. Для Петра Лещенко  это была Песня. Для него было важно, чтобы его песни жили и после его смерти. И они живут, а это главное. В его песнях важен момент любви к Родине – к России, к своей малой родине – Бессарабии.

– Что вы знаете о последних днях Петра Константиновича?

– Версий о конце жизни Петра Константиновича множество. Несмотря на то, что он был арестован румынскими органами безопасности, допросы велись советскими представителями. Но что случилось дальше – об этом никто не знает. Ясно одно: Петра Лещенко не стало 16 июля 1954 года, он умер в тюремной больнице. Его жизнь оборвалась в 56 лет, но в целом он прожил яркую и насыщенную жизнь. У него был настоящий, оглушительный успех: его пластинки издавались миллионными тиражами во многих странах мира, его принимали в своих резиденциях короли и миллионеры. На «черном рынке» в СССР его пластинки стоили дороже, чем Фрэнка Синатры. Он был успешным и узнаваемым. Его обожали люди. Время показало, что его песни стали для людей очень важными и пережили свое время.

В его судьбе переплелось все: любовь, ревность, политика. Увлекательную и интересную жизнь прожил этот выдающийся человек, но в то же время она была сложной и трагичной. И даже сегодня пробелы в его биографии будоражат многих историков и литераторов. Он пел в России и на Украине, в Румынии и Латвии. Он просто пел песни. Но, как говорится, он просто жил не в то время и не в том месте.

Далее мы пообщались с Мишей. Надо сказать, что Михаил также чудесный собеседник, и, несмотря на усталость после только что сыгранного спектакля, он охотно отвечал на многочисленные вопросы.

Михаил Морозов, актер Великолукского драматического театра, поделился своими размышлениями о спектакле, о жизни героя и рассказал о своих собственных переживаниях новой роли: «Я пошел от себя!»

– Миша, это твой первый моноспектакль?

– Да, мой первый в жизни, и сразу такой большой. Это очень интересно и  необычно! Скажу честно: я вообще не знал, кто такой Пётр Лещенко.

– Даже песен не слышал?

– Нет, никогда не слышал его песен, не встречался с его творчеством, и для меня – это  открытие: шикарные песни, восхитительные танго, фокстроты. Это огромнейший опыт для меня, поскольку час сорок на сцене – это действительно тяжело!

– В 2013-м вышел восьмисерийный телевизионный сериал с участием Ивана Стебунова и Константина Хабенского в главных ролях (юный и зрелый Лещенко соответственно). Миша, исполняя роль Петра Константиновича, ты брал с кого-нибудь пример?

– Нет, я ни на кого не смотрел, шел лишь от внутреннего ощущения. Потому что нигде, никакой информации о том, каким он был, как готовился к выступлениям, как исполнял песни, нет. Я шел мелкими шагами, никуда не заглядывая… Да, конечно, фильм смотрел. Но копировать кого-то я не стал. Я пошел от себя: во-первых, от своих вокальных данных, от своего диапазона, от своего характера, внутреннего мира и так далее. Просто считаю, что такие вещи и тем более таких людей надо воспринимать такими, какими мы их представляем внутри себя, потому что мы не жили в то время. У Лещенко ничего не сохранилось: все архивы и все его дневники, все было изъято в 1951-м.

– Когда работа близка к завершению, в какой-то момент актер и режиссер понимают, что дело режиссера окончено, и спектакль остается только лишь в руках самого актера?

– Да, разумеется, после любого спектакля режиссер уходит в сторону. И здесь уже артист сам должен понимать – в правильном ли направлении он движется или все-таки свернул не туда. В моноспектакле работать тяжелее, чем в обычном спектакле, где много исполнителей. Я не говорю уже о том, что нужно держать кучу объектов внимания: свет, зритель, музыка, текст, различные мизансцены…

– Михаил, в спектакле твой главный герой исполняет множество песен, как ты вообще справляешься с этим и сколько уходило времени на подготовку?

– Я очень давно не занимался вокалом. В последний раз профессионально пел в институте. Это было лет восемь назад. 19 песен подряд! – это очень тяжело, тем более на неподготовленные связки. Плюс еще нужно говорить и танцевать. Некоторые песни я успел присвоить себе, и мне ничего не стоит их исполнить, а некоторые еще петь сложновато, но, я думаю, со временем это уйдет. Мне очень помогла Маргарита Амирханян (рук. фольклорного ансамбля «Заряница», обладатель почетного звания «Душа земли Псковской»), настоящий профессионал своего дела, она провела со мной три занятия, направила, сделала все для того, чтобы песни, которые я исполняю, звучали лучше.

– Павел Петрович, говоря о тебе как об актере, сказал, что ты уже «дорос» до подобной роли. Сам же ты это чувствуешь в себе? И каким образом?

– Если честно… Мне режиссер дал текст, я прочитал, мне понравилось, я начал изучать биографию этого человека, слушать песни, посмотрел сериал. Я, в принципе, не ожидал, что когда-то в моей жизни будет моноспектакль. Я всего лишь прикоснулся к творчеству Петра Лещенко, прикоснулся к моноспектаклю как жанру! Так как спектакль только начинается, только-только зарождается, и я не знаю, какая судьба у этого спектакля. Но где-то внутри меня это будет жить, это будет «тлеть», чтобы потом вновь разгорелся огонь.

– Ты работаешь не только в театре? Процесс создания образа героя с тобой повсюду?

– Процесс создания образа и процесс внутренних репетиций идет на протяжении всего репетиционного процесса вне зависимости от того, где ты находишься: на площадке, дома, на кухне, в  магазине. Все равно возникает какая-то где-то  мысль, и ты начинаешь думать о роли. Что касается Петра Лещенко: я не могу уснуть, пока внутри не спою две-три его песни. Спектакль мне уже начинает сниться. То есть процесс идет,  он будет идти долго.

– А вообще легко отпустить какой-то образ, роль?

– Непросто отпустить роль, которую ты очень любишь. К примеру, была у меня роль Мурзавецкого в спектакле «Волки и овцы».  И, как ни странно, очень сложно было расставаться с этим спектаклем. В спектакле «Я тоскую по Родине» есть момент, где я  играю дяденьку, так сказать, на кураже.  И я вспоминаю роль Мурзавецкого, и это мне очень помогает.

– Мы знаем, что ты очень хорошо двигаешься на сцене. Были у тебя и пластические спектакли, и многое другое. Скажи, это помогает также в сегодняшнем спектакле?

– Я скажу так: артисту очень важно заниматься своим телом. Это абсолютно и безусловно имеет значение! Потому что в любом спектакле, независимо от того, пластический он или непластический, в большей части присутствует танец.

– Что ты пожелаешь нашему великолукскому зрителю?

– Я хочу пожелать зрителю, чтобы он не боялся делать что-то новое, шел только вперед  и  не задумывался о том, что про него скажут и что подумают. Чтобы  каждый день приносил огромное счастье и оставлял яркие краски в его прошлом и настоящем!..

Такие артисты, как Пётр Константинович Лещенко, живут и рождаются лишь раз в сто лет!  И пусть его песни не очень сложны и нагружены словом… но зато как дергают за ниточки наши души! Как ярко и легко передают «Ах, эти черные глаза», «Чубчик», «У самовара я и моя Маша» и многие, многие другие то настроение целого столетия! Всей эпохи! И до сих пор песни его живы, а значит, и сам певец вместе с нами. И мы, слушатели, мы, зрители, все-таки будем так же рады и благодарны нашему театру, что, невзирая на все трудности и перипетии сегодняшнего времени, и на нашей сцене, на наши подмостки все чаще и чаще выходят такие личности, такие имена, как Пётр Константинович Лещенко. А это значит одно: битва за Родину все-таки выиграна!..

Евгений Николаенков

Поделиться ссылкой: