«…Мы живем, чтобы оставить след: даль или тропинку, дерево иль слово…»

Человек рожден для того, чтобы оставить
После себя след. В этом наше бессмертие.

В.А. Сухомлинский

ГИМН ЖИЗНИ
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский настоятельно советовал рассказывать об ушедших уважаемых, достойных людях: эти рассказы – живая история. Если удастся донести смысл их богатой, насыщенной жизни, это станет «Не заупокойным пониманием, а гимном жизни».
Добрая память о Надежде Николаевне Шведковой, Учителе с 50-летним стажем, отличнике народного образования, члене президиума городского совета ветеранов, согревает сердца всех, кто ее знал и любил. Любовь и память не умирают. Мы рассказываем родным и близким о вдохновляющем примере ее славной жизни, которая была служением детям, образованию, городу, Родине.

ПОДАРОК НЕБЕС
Мне посчастливилось общаться с Надеждой Николаевной с 1970-х годов. Лучшая подруга моей любимой учительницы, директора школы № 3 Александры Станиславовны Ишоры, она произвела на меня неизгладимое впечатление с первой встречи. Личность яркая, творческая, интереснейший собеседник, талантливый педагог, обаятельный и мудрый человек, она обладала драгоценным чувством сопричастности с людьми, историей, природой, казалось, мы были знакомы всю жизнь… На радость благотворным было ее участие в судьбах коллег, учеников, соседей, знакомых – всех, кто встречался на ее жизненном пути длиною в 97 лет и 8 месяцев. Долгая и плодотворная жизнь – дар не напрасный, не случайный. Это подарок Небес за великодушие и благородство, трудолюбие и мужество, любовь к людям и бескорыстие…

РОДНЫЕ ИСТОКИ
С любовью рассказывала Надежда Николаевна о своей малой родине – сельце Еськи Бежецкого района Калининской области, о добрых нравах семьи, родителях Николае Михайловиче и Ольге Александровне, сестрах Вере и Любови, старшем брате Иване. Родной край с голубыми блюдцами озер и хороводами красавиц березок подарил ей неувядающую красоту, жизнелюбие, молодость души.

ПУТЬ К ЗНАНИЯМ
Успешно окончив семилетку, Надежда и ее двоюродный брат Николай поступили в Бежецкое педагогическое училище. Семейный совет одобрил их выбор (профессия учителя считалась одной из самых уважаемых и нужных) и принял решение: выделять детям, которые будут учиться в
райцентре за 30 километров, по 3 рубля… в месяц. В педучилище, как и в школе, Надежда стала первой ученицей. Способная и ответственная, она всей душой любила учиться. Не случайно в детских играх всегда была учительницей.
Когда Надежда окончила 2 курса, на базе Бежецкого педучилища открыли двухгодичный Учительский институт, куда решили принять лучших учащихся при условии успешной сдачи экзаменов. Смогли сдать четыре экзамена без троек лишь двое: Надя и ее однокурсница.

«ВОЙНА! ЖЕСТЧЕ НЕТУ СЛОВА…»
21 июня 1941 года Надежда Шведкова сдала на «отлично» последний экзамен по окончании І курса. Утром 22 июня девчонки проснулись радостные: экзамены позади, впереди – летние каникулы. Собирали вещи, книги, готовясь разъехаться по домам на целых 2 месяца. Перед отъездом побежали искупаться в реке Остречине. Веселились, шутили, плескались, задорно смеялись, еще не ведая беды, не зная, что в 4 часа утра фашистская Германия вероломно, без объявления войны напала на Советский Союз, что немецкие самолеты уже сбросили смертоносный груз на мирно спавшие советские города: Киев, Минск, Ленинград, Севастополь, Одессу…
И вдруг в одно мгновение яркий солнечный день стал чернее самой темной ночи: на берег прибежала незнакомая женщина. Она плакала в голос горючими слезами и горестно стонала: «Война!» Это короткое, самое страшное слово было как гром среди ясного неба! Потрясенные, девчонки растерялись, забыв обо всем на свете… разве могли представить, что уже через год из четырех подружек останется в живых только Надежда…

ТРУДОВОЙ ФРОНТ
Институт спешно переоборудовали в военный госпиталь. Не успела Надя вернуться в родные Еськи, как на ее имя из деканата Учительского института пришло письмо с направлением на работу счетоводом в колхоз села Фешнево. Надежда рвалась всем сердцем на фронт, но ей исполнилось лишь 17 – возраст непризывной. Обрадовалась, что сможет быть полезной: начислять трудодни, учитывать прополотые сотки и заготовленные центнеры сена, тонны выращенных овощей – тыл кормил фронт. Скромные труженики самоотверженно приближали Великую Победу. На все долгие и тяжелые 1418 дней и ночей оставался неизменным девиз военного поколения:
Раньше думай о Родине,
А потом – о себе.

НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ РУБЕЖЕЙ
Весной 1942 года Надежду вместе с тридцатью ее сверстниками направили на строительство оборонительных рубежей. Пом-ню, как Надежда Николаевна рассказывала: «Меня, одну-единственную «с таким солидным образованием», назначили бригадиром. Из села только что были выбиты немцы. Жуткое зрелище: все разбито, разграблено, сожжено – руины да пепелища. Здесь девчонки строили оборонительные рубежи, вооружившись лопатами. Ночевали в сарае без крыши. Потом их перевезли на бывший передний край вражеской обороны. Теперь жили в разрушенной церкви и копали, копали окопы без устали изо дня в день, от рассвета до темноты.

ФРОНТОМ СТАЛА ШКОЛА
Отработав положенное время, Надежда не позволила себе от-дохнуть ни одного дня. «Что сделал ты для фронта, для Победы?» – об этом думал каждый. Ее фронтом стала школа. Роно направил Н. Шведкову в деревню Сырцевка преподавать в школе-интернате. Первые трудные уроки военного времени… Сколько надо было любви, терпения, милосердия, участия. Ведь работать начала в школе, где учились дети, потерявшиеся на жестоких и кровавых, разлучающих дорогах войны, у многих погибли родители, братья, сестры…Здесь Н.Н. Шведкова научилась замечать маленькие успехи и победы своих учеников; поняла, что только добром можно добиться внимания и понимания; узнала, как много зависит от тактичности и доброты, уважения учителя к детям. Ей только исполнилось 18 лет! Среди учеников были почти ровесники, но вопрос о дисциплине не стоял. Нашу дорогую Надежду Николаевну всегда и везде любили и уважали – за отзывчивость, требовательную доброту, глубокие знания, умение пожалеть, пошутить, простить…
Зарплаты едва хватало на пустой суп (где «крупинка за крупинкой гоняется с дубинкой»), хлеб и литр молока в неделю. Старалась от души помочь беженцам, нуждавшимся, своим ученикам. Очень скромная, интеллигентная, Надежда Николаевна не любила рассказывать о своих благодеяниях. Учитель и ученики в селе выполняли все, в чем была нужда: пололи, косили, заготавливали сено и веники, вязали в стопы лен, сажали и копали картошку, убирали урожай… Осенью учителям выписывали по пуду овса. Спасительный овес помог выжить: лепешки из него получались жесткие, колючие, но съедобные. Война долетела до Сырцевки грохотом канонад, заревами пожарищ, врывалась «черными треугольниками» похоронок…

ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ
Воевали на фронтах родные герои – отец и брат Иван. В 1943 году Ваня пропал без вести… Со слезами вспоминала Надежда Николаевна, как маму Ольгу Александровну после войны вы-зывали в сельсовет для оформления пенсии в связи с гибелью сына. Но она отказалась. И в 1950-е, и в 1960-е годы верила: Ваня жив и вернется во что бы то ни стало. Как ждала, как надеялась! Бывало, присядет у окна, что выходило на большак, и смотрит, смотрит на дорогу. А из глаз текли рекой слезы… Говорила: «Зачем же я пенсию возьму за Ваню как погибшего? Словно сама похороню его. Он же такой молодой, сынок мой непременно вернется!..»

СТРЕМЛЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ
Работая в школе, Н.Н. Шведкова заочно окончила второй курс Учительского института в Калинине. А в 1946 году ее, лучшую студентку-заочницу, зачислили переводом сразу на четвертый курс очного отделения исторического факультета!
В 1948 году Надежду Николаевну, подающего надежды преподавателя истории, пригласили на работу в Торопецкое педагогическое училище. Как интересно она вспоминала эти 6 лет, рассказывала о своих одаренных коллегах, педагогах-корифеях: Александр Васильевич Чистовский, преподаватель русского языка, окончил Варшавский университет; Василий Иванович Влади-мирский, преподаватель литературы, был выпускником Дерптского университета… В педучилище работали педагоги, получившие блестящее образование, люди высокой культуры, отличившиеся простотой, благожелательностью, добротолюбием. Многому научилась у них Н.Н. Шведкова. В 27 лет ее назначили директором педучилища. Шел 1953 год. Надежда Николаевна незадолго до этого успешно сдала экзамены в аспирантуру, но пришлось остаться в Торопце, согласиться на трудную директорскую должность. Коллеги рассказывали, что Н.Н. Шведкова стала прекрасным руководителем, организатором, психологом и методистом. Заботливая, внимательная, была всегда готова помочь педагогам и студентам. Сама Надежда Николаевна вспоминала те годы как плодотворные, творческие, время интересных находок и открытий. Здесь она преподавала историю, педагогику и психологию, с отличием окончила двухгодичные высшие педагогические курсы при Мос-ковском педагогическом институте имени В.И. Ленина.
Как гордились своей землячкой односельчане, радуясь ее успехам и достижениям: «Ты, Наденька, наша надежда; и в роду, и в селе, и во всем Бежицком районе самая ученая!»

ВТОРАЯ РОДИНА
В 1956 году после ликвидации Торопецкого педучилища Надежду Николаевну перевели в Вели-кие Луки заместителем директора по научной работе Института повышения квалификации учителей, который был в нашем городе до ликвидации Великолукской области. Позже работала в школе № 4 директором, в школе № 2 – завучем. Особенно запомнились годы работы в школе № 2 под руководством Анатолия Васильевича Орехова, который умел це-нить людей, подмечая каждую удачу, создал дружный коллектив педагогов-соратников.

ЛЮБИМЫЙ УЧИТЕЛЬ
Уроки Надежды Николаев-
ны школьники любили. Евгений Алексеев, известный московский врач, говорил: «На уроки истории мы летели, зная, что будет очень интересно. Ждали их, готовились к ним. Это были уроки жизни, где мы учились думать, анализировать, на равных искали ответы на сложные вопросы. Те уроки готовили нас к жизни, воспитывали граждан и патриотов». Обаятель-ная, эрудированная, элегантная Н.Н. Шведкова была образцом учителя и руководителя. Мне очень нравились ее глубокая убежденность в том, чему она учила, и умение убедить в этом учеников и коллег! Она владела талантом общения, умела понимать каждого, чутко и тактично заботясь о культурном росте, приобщая к духовным и нравственным ценностям.

СВЕТИЛЬНИК РАЗУМА
Надежда Николаевна была убеждена: человек, дерзнувший избрать педагогическое поприще, должен стать для детей и коллег светильником разума.
Думая о дорогой Надежде Николаевне, вспоминаю некрасовские строки, написанные словно о ней:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
…Сокровища душевной красоты
Совмещены (в ней) были благодатно…

С 1971 г. по 1975 г. Н.Н. Шведкова работала в Венгрии завучем в средней школе города Кекчемет. Учителя для работы за границей отбирались особенно тщательно. По возращении в Ве-ликие Луки Надежда Николаевна трудилась методистом в гороно.

СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ
Мне кажется, судьба берегла ее для главной встречи с самым дорогим человеком – Николаем Павловичем Кораблевым. 1992 год стал счастливым, как и все последующие годы их совместной жизни. Познакомились в Совете ветеранов, где Надежда Николаевна работала секретарем. По-любили друг друга. Красиво и нежно ухаживал Н.П. Кораблев. Он посвятил любимой Надежде цикл замечательных стихов! Их счастье длилось 13 лет и 8 месяцев. Сын Н.П. Кораблева Павел вспоминал, как, приехав к отцу, увидел его сияющим, помолодевшим. «Павел, я влюблен и очень счастлив!» – поделился радостью с сыном Николай Павлович.

ДОБРЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Разве все расскажешь о Надежде Николаевне? Она – инициатор издания, главный редактор, автор лучших материалов 14 томов бесценного журнала «Голос ветерана», востребованного великолучанами. Она вела большую общественную работу: в зоне воспитательного действия № 6 возглавляла женсовет, помогала педколлективам школы № 10 и школы-интерната для детей-сирот в организации профилактической работы с трудными подростками, в оказании шефской помощи одиноким пенсионерам.
В 1992 году по инициативе Надежды Николаевны при городском Совете ветеранов был создан клуб «Россияне». До последних дней жизни Н.Н. Шведкова была активным членом этого клуба. Выступала перед студентами и школьниками, участвовала в смотрах-конкурсах. Стихи любимых поэтов читала вдохновенно, как мастер художественного слова.

СЕКРЕТ ОБАЯНИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ
Я искренне восхищалась милой Надеждой Николаевной. Секрет ее обаяния, душевной и физической красоты прост: она никогда не оставалась без работы в руках, без мыслей в голове. Стройная, энергичная, организованная, и в 97 лет регулярно делала каждое утро зарядку. Многие любовались ее умением прекрасно выглядеть, со вкусом одеться, причесаться. Она умела все на свете! Берегу белоснежную ажурную шаль и кремовую шерстяную косынку, связанную розочками, – это настоящие произведения искусства, сотворенные ее умелыми руками.

ВСЕ ДОБРОЕ – ИЗ СЕМЬИ, ИЗ ДЕТСТВА
Откуда эти таланты? Надежда Николаевна до последних дней любила читать, перечитывать, размышлять над великими и вечными вопросами классики, учить наизусть стихи и прозу. В сборе грибов, ягод, рыбной ловле ей не было равных! Откуда это дивное жизнелюбие, терпение, неосуждение? Помню, на мой вопрос она ответила так: «Все доброе – из семьи, из детства. Папа, имея 4 класса образования церковно-приходской школы, любил произведения Ф.М. Достоевского, знал наизусть многие рассказы Л.Н. Толстого, покупал с радостью, приносил домой книги».

КРАСОТА И ЧИСТОТА ДУШИ
Мне очень нравился милый уют ее маленькой однокомнатной квартиры на ул. Ботвина, 11. И чудесные салфеточки, и несравненное покрывало из цветных лоскутков, со вкусом сшитое умелыми руками мастерицы. В самодельных рамочках – синие, не выцветшие васильки, чудо-ромашки, голубенькие незабудки из любимых Есек, где Надежда, Вера и Любовь так славно отдыхали каждое лето. Засушенные, но словно живые! Такая чистая, умеющая видеть красоту во всем, душа у нашей Надежды Николаевны. В любимых книгах, рукоделии, общении с друзьями и родными, в спектаклях, концертах, классической музыке, природе черпала она душевные и физические силы. Увлечен-ные люди и выглядят лучше, и живут дольше. Она любила людей, детей, жизнь, наш родной город, который считала второй родиной, дорожила добрыми отношениями с родственниками, с коллегами из совета ветеранов и ветеранских клубов.

СПАСИБО ЗА МИЛОСЕРДИЕ И ЗАБОТУ
Хотя родственники Надежды Николаевны живут далеко (в Челябинске, Севастополе, Подмосковье, Пскове), она не была одинокой. Доброе участие в ее жизни приняли заботливые и сердечные люди: директор центра социального обслуживания Лидия Александровна Устинова, няня-сиделка Ольга Ивановна Гордеева из великолукского филиала Всероссийского благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость», члены президиума городского совета ветеранов и лично В.Е. Афанасьев, руководитель ветеранского клуба «Добро» А.А. Толубаева и другие. Низкий поклон вам за милосердие и чуткость, доброту и сердечность.
Человек рожден, чтобы оставить добрый след в Вечности. Ду-маю, Надежде Николаевне Швед-ковой это удалось.

О. КОНЕЕВА
Фото из архива редакции

Поделиться ссылкой: